Анджи-Кала
====================================
Также Инжи.
Это был один из процветающих городов Кумыкской долины, возникший в середине 4-го века по Рождеству Христову во времена Гуннского царства, который продолжил своё развитие в эпоху Хазарского Каганата, и который существовал во времена Золотой Орды.
Историки считают этот город второй столицей Хазарского Каганата, но это только у тех авторов, которые ошибочно идентифицируют этот город с Семендером.
Это был крупный торгово-политический город хазар. Город представлял из себя крепость с цитаделью и посадом, окружённый двумя рядами крепостных стен с башнями. Эти стены тянулись с высот Тарки-Тау до самого моря. Эти стены сохранились и до нынешних времён, а в 17-м веке их остатки видел Пётр Первый.
Анджи-Кала становится известен авторам начиная с 7-го века, когда начались арабо-хазарские войны. Известно, что в 662-м году хазарский каган находился в Анджи, спасаясь от арабов.
Дербент Наме называет Анджи или Инджи великим городом, стоящим на берегу моря в трёх фарсахах от Тарху. Город в это время подчинялся Хазарскому хакану, как и Семендер, Тарху, Ирхан, Гелбах, Маджары, Джулат, Шехр-и-Татар.
По древним сведениям, подтверждаемым в Дербент-Наме, Анджи-Кала находился в трёх километрах ниже города Тарху.
Хроники отмечают, что город большой и хорошо укреплён. На городище, которое приписывают городу, сохранились останки крепостных стен из глинобитного кирпича, валы, каменные фундаменты жилищ. Жилища имели саманные или сложенные из рванного камня стены.
Стена эта тянулась с высот Тарки-Тау до моря. У города были крепкие стены, в которых были тайные проходы, выводящие на горные тропы, по которым в город, в случае его осады, поставлялись еда и вода. А защитники города, наполовину собиравшиеся из местных горцев отчаянно и храбро сражались.
В городе была Цитадель, что позволяет судить о нахождении в городе важной знати. Город был закрыт двумя крепостными стенами с башнями.
Стены были настолько прочными, что спустя тысячу лет после разрушения Пётр Первый имел возможность наблюдать его остатки.
В своём хазарском прошлом Анджи Кала представлял из себя крупный торгово-политический центр, поскольку рядом с ним проходило одно из ответвлений Шёлкового пути, а также стратегическая дорога от Дербента в сторону Предкавказских степей.
Арабы с большим трудом смогли взять город, соорудив стену из своих повозок, с которой они смогли проникать в пределы крепости.
Город был разрушен. В 12-м веке, сообщавшие об этом событии историки, называли город Инжи-кент.
Основу населения города и его окружения составляли кумыки, ядро которого сформировалось в 7-м веке по Рождеству Христову в недрах Хазарии на хазаро-булгарском субстрате с последующим напластованием на это ядро огузо-кипчакского субстрата.
Получившийся в результате такой кулинарии кумыкский этнос с самого своего формирования пользовался авторитетом среди горцев, каганы и шамхалы города стояли во главе всех походах в составе Хазарии в Закавказье, сливаясь при этом со славянскими и с туранскими племенами, являясь проводниками культур из Азии в Европу и обратно. Этому способствовало также участие в торговой миграции, которая осуществлялась через Кумыкскую платформу.
Некоторые историки полагают, что именование Инжи, город имел с исстари, поскольку так называлась в народе вся страна его, река, другой город с именем Инжи-калеси.
По некоторым сведениям Семендер, Тарху и Инжи персидский шах Исфендияр отдал под управление своему правителю, которого называли Туман-шах. Эти земли считались его инжу, удельным владением.
Именование города выводят от термина «возвышенность», поскольку рядом находятся Анжи-гора, Анжи-склон, Анжи-ущелье.
По другой версии именование города идёт от понятия «инжи», означающего владение, улус.
Кумыки и другие народы Кумыкской равнины крепостные укрепления рядом с городом Махач-Кала до сих пор называют Анжи-Кала. Тут сохранились остатки двух крепостных стен, которые тянутся от горы Тарки-тау до моря, ограждая собою территорию древнего города. Этот город с его землями вокруг него был улусом, инджу царей Хазарии.
Слово «анджи» языковеды находят в лексике половцев 12-го века. У них было родовое объединение андж-оглу, упоминаемое в Слове о полку Игореве.
++++++++++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №220091000073