Мой самый лучший друг...

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
"МЫ В ОДНОМ ДВОРЕ ЖИВЕМ..."

Как - то одним летом мама взяла меня с собой на Черное море.
В доме, где мы остановились, жила девочка -
хозяйская дочка, Маруся, годом старше меня.
Мы тут же сдружились и как же было нам весело!

Помню, во время шторма заплывали мы с Марусей за линию прибоя,
подальше от берега, и качались там на огромных волнах...

Была она отчаянная, вся черная от загара, озорная и смешливая.
Знала Маруся анекдоты. И еще много интересного рассказала мне она...
Например, откуда берутся дети...

Было мне в ту пору десять лет.


Ближе к осени, как только мы вернулись в город,
я тут же поделилась новостью с любимой подругой своей, Катюшей.
 
..А в первые же дни школьных занятий
мою маму вдруг срочно вызвали в школу...

На меня поступила жалоба от Катиной мамы, Анны Яковлевны.
Суть ее состояла в том, что я развращаю ее дочь:

- В десять лет девочке рано знать такие вещи!
В положенное время мама сама расскажет ей, что и как...

..Сама Катя никакой вины за собой не чувствовала.

- Я просто решила кое - что уточнить у мамы.

- Послушай, нам ведь не по пять лет, чтобы чуть что - к маме бежать.
Детский сад какой - то!Я тебе рассказала по секрету.
А ты меня подставила!

- Но у меня от мамы нет секретов. Она - мой самый лучший друг!
 
..А я то лучшим другом своим считала я ее, Катю...
И очень дорожила этой дружбой.

- Мне всегда казалось, Катя, что твоя лучшая подруга - это я.
Мы ведь всю жизнь с тобой дружим, с самого детского сада!
И в одном дворе живем, и в школе за одной партой сидим!
Да и родились почти одновременно, с разницей в неделю.
Неужели я ошиблась?
 
- Я тоже ценю нашу дружбу, Таня, но все же считаю,
что лучшая подруга девочки - это ее мама!
Да и сама она так говорит.
И что я могу к ней обращаться по любому вопросу.
Она всегда поймет и поддержит. И сектретов от нее быть не должно.

А если у тебя с твоей мамой все не так, Танюша,
то я тут, право, ни при чем...



..Говорить с собственной матерью об отношении полов
мне никогда не пришло бы в голову. Романтические отношения
были для меня в семье под строгим запретом.
И пока я жила в родительском доме,
вынуждена была ради обоюдного спокойствия,
даже учась на последнем курсе института,
разыгрывать роль жизнерадостной пионерки.
 
От неминуемого скандала спасла меня продвинутая мамина подруга,
знающая толк в амурных делах. Не ханжа и не дура.

- Слушай...Ну, до чего же глупая баба! Устроила бурю в стакане воды.

(Разговор происходил на кухне, считалось что я уже сплю.)

- Что случилось то страшного? Ведь не сама Танька твоя это придумала.
Все узнаЮт об этом рано или поздно. Не от нее, так от другой девчонки
 все - равно ее доченька это узнала бы.
 
И вообще, если хочешь открывать ребенку глаза на отношения полов,
так не щелкай клювом!  Все делать надо вовремя.
Это обычная школа, а не институт благородных девиц.

- Да, это школа, - подала голос мать, -
и она в этой школе преподает, между прочим. 
Классный руководитель шестого класса. Ей ли не знать.

- ..А девочка то ее - с гнильцой... Сдала подружку матери и хоть бы что.
"У меня от мамы нет секретов". Вот пусть и дружит теперь с мамой своей.
Подруги так не поступают!


И хотя они горячо убеждали меня разорвать дружбу с Катюшей,
сделать этого я тогда не смогла:
не было рядом девочки, с которой бы настолько совпадали интересы.

Вместе с Катей ходили мы в библиотеку, набирали полные сумки книг
и читали запоем, потом обсуждая прочитанное.

А еще я сочиняла рассказы, столь любимые одноклассницами,
а Катя  писала  по - настоящему хорошие стихи.
Мы слегка завидовали способностям друг друга
и друг другом же гордились.
..И почти все время были вместе...

..Расстались мы позже, года через два, когда немного подросли...
Вот тогда - то детская дружба наша и дала трещину...

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
"КАКАЯ ХОЛОДНАЯ ОСЕНЬ..."

Той осенью все изменилось...

..Утром как обычно забежала я за Катей.
На занятия, туда и обратно, мы всегда ходили вместе.

Уже в школьной форме, стоя возле зеркала в прихожей,
заплетала она косички.
Собранный с вечера портфель лежал у порога.

- А я свою косу отрЕзать мечтаю.
И стрижку сделать, как у Вали Козловой.
Так красиво, когда волосы обрамляют лицо...
Думаю, мне пойдет. Как ты считаешь, Катя?

- Да мне то откуда знать! - недовольно отмахнулась Катюша, -
Делай что хочешь, а я свои косы обрезать не собираюсь.

Их отращивать Катя начала еще в детском саду.
Только косички никак не росли и сейчас напоминали мышиные хвосты,
такие же серые и тонкие.
Мне вдруг пришло в голову, что и сама Катя напоминает мышку:
узким личиком с длинным носом в веснушках
и блестящими острыми глазками.
Даже голос у нее был под стать, очень тонкий.

- Моя мама говорит, что у девочки моего возраста должны быть косички.
 - Вот и моя  говорит то же самое. И ни за что не позволит сделать стрижку!
Ах, как же мне коса надоела!

Коса моя, длинная, толщиною в кулак,
была главной гордостью нашей семьи.
А так же являлась в детстве моей визитной карточкой.
Про меня так и говорили: - "эта девочка, что с косой".

Катюша накинула пальто и мы стали спускаться по лестнице.

- Я бы на твоем месте давным - давно ее остригла!
Не понимаю, что в ней хорошего. Болтается сзади, как змея.
Смотреть неприятно...

Мы спустились во двор...
То ли от резких Катиных слов, то ли от осеннего утренника
мне стало зябко и неуютно...

- Какая холодная осень!..

..Катя шла молчала, глядя прямо перед собой,
и за всю дорогу до школы не проронила ни слова.


..Еще полгода назад все было по - другому...
Мы встречались ближе к вечеру и до самых сумерек
бродили по зеленым тихим улочкам,
утопающим в аромате облаков цветущей черемухи.

Уроки были сделаны, близился конец учебного года.
Мы читали друг другу стихи и делились мечтами о предстоящем лете...
Если же встреча срывалась, наступало отчаяние...

Да...Все было иначе полгода назад...
Лето пролетело, а наступившая осень
вдруг опалила холодом и отчуждением.

В пятом классе подруга моя стала язвительной и нетерпимой.
Мы больше не гуляли вечерами, не читали вместе книг,
не делились мечтами и творчеством.

О чем мы говорили?  - Обо мне!

Критике подвергались слова мои, походка и внешний вид.
Казалось, всем своим существованием я дико раздражаю Катю.

Разорвать отношения мне не приходило в голову.
Я все еще дорожила нашей дружбой
и надеялась найти компромисс.

Однако требования подруги казались мне странными
и соответствовать им я не собиралась.

Каждый раз после уроков Катя устраивала разбор полетов.

- Мне так стыдно за тебя! Боже, видела бы ты себя со стороны!

- Да что же опять не так?!

- Ты снова подходила к мальчишкам! Какой позор!

(Ну да, подходила на перемене.
Вечером намечался у нас поход в бассейн,
 надо было скоординировать место и время встречи.)

- В наши годы дружить надо с девочками.

- Я и дружу с девочкой. С тобой.
И с мальчишками тоже дружу, с ними  весело. Шутим, дурачимся.
Главное, не быть с ними слишком серьезной.

Ты не думай, я и высмеять прилюдно могу,
если кто - то из них ведет себя не по пацански.
И мне ничего за это не будет.

Потому что, Кать, они любят меня, мальчишки наши. И уважают.
Помнишь, в играх раньше выбирали всегда командиром?
С ними легко, не то что с девчонками...

 - Ну, не знаю...Только противно смотреть, как ты за ними бегаешь!

- Что за чушь! Дичь какая! С чего это ты взяла?

- А с того, что ты - девочка! И не должна подходить к ним первая! -
не унималась подруга, - Надо ждать, когда они к тебе сами подойдут...

- Это еще почему?

- Да потому что мальчики должны бегать за нами,
а наше дело - воображать!

- Кать, я пацанов этих знаю с первого класса.
Ты забыла: мы были в одной октябрятской звездочке?
И воображать перед ними я совсем не хочу,
потому что это глупо.
Это ведь друзья. Они же - свои!

И где ты только этого нахваталась?
Ты совсем другая раньше, Катя, была. Что с тобой творится?

- Никакая это не чушь! Моей маме лучше знать,
как должны вести себя пятиклассницы,
ведь она учитель и знает, что говорит!

 
 Как - то на перемене к нам подлетел Сережка Мыльников.
- Тань, будь другом, дай домашку списать! Ну пожааалуйста!
 
Для вида поворчав, я протянула Сережке тетрадь.

- Ты зачем это сделала?! - взвилась тут же Катя.

- Пусть спишет, жалко что ли. Наверно не успел уроки выучить.
Мало ли...Бывает.

- Вот ты опять! Опять все делаешь наоборот!
Нельзя им списывать давать!

Все девчонки должны держаться друг за друга
и не давать им списывать!

А так конечно...Так каждый дурак может...

..Так вот почему они все вертятся вокруг тебя:
ты им списывать даешь!

- Не поняла?.. Ты же только вчера заявила,
что это Я за ними бегаю...
А теперь они вокруг меня все вертятся, оказывается.
Так где же правда?

Подруга молча смотрела в сторону, поджав губы и вздернув подбородок.

- Неважно. Главное в том, что ты теряешь свое женское достоинство.

- Ну да. А ты лопаешься от зависти, глядя на это!


Несколько дней после этого мы не общались.
Как - то утром, Катя догнала меня по дороге в школу.

- Таня, нам надо поговорить...Ты вот заявила тут, что я тебе завидую.
Это неправда. И не собиралась даже, вот еще...
А просто я хочу сказать, что ты мне мешаешь...
Да, мешаешь и не хочешь никак этого понять. Срываешь мои планы.

- Мешаю? Тебе? Объясни...

Щеки Кати до самых ушей залил румянец.
Она перевела дыхание, как перед прыжком в воду.

- Я всю перемену жду сижу, когда ко мне подойдет Витька Разин,
а ты его отвлекаешь своей болтовней!
Понимаешь, это нечестно! Так девочки поступать не должны.
Надо быть солидарными, играть по правилам.

- По каким еще правилам?
- А по таким! Давай ты не будешь подходить к мальчишкам.
И посмотрим, к кому из нас Витька подойдет!

Мне вдруг показалось, что нас разделяет с ней пропасть лет...
Я улыбнулась снисходительно и грустно:

- Это бесполезно, Катенька. Не подойдет он ни к кому!

- А вот и поглядим!

- Да бесполезно, говорю тебе!
А то я мальчишек не знаю! Не подойдет.
Потому что о девчонках этот Витька еще и не думает.
И в голове у него пока совсем другое. Футбол, например.
Или как с друзьями на великах гонять.

Но едва мы появились в классе, как Разин со всех ног бросился к нам.

- Евсеева, ты домашку сделала? Списать не дашь?
Сам то не успел вчера, мяч прогоняли с ребятами дотемна.
Зато мы, представляешь, выиграли!

- Я и сама не сделала, спроси у других, -
соврала я, чтобы не расстраивать подругу.
 
Но она уже успела обидеться.

- У ТЕБЯ попросил - не у меня!

- А ты больше в углу сиди! Совсем про тебя люди и забудут.

Прозвеневший звонок не дал нам закончить разговор.
Мы продолжили его, как всегда, после уроков по дороге домой.

- Если тебе так уж дорог этот Разин, могу дать дельный совет.
Пойдем вместе с нами в бассейн, Катя.
Ты же знаешь, я с прошлого года там занимаюсь
и у меня теперь разряд по плаванию.
А в этом году мальчишки про это прознали
и тоже теперь вместе со мной в ходят.
В том числе и Витька Разин.

Но Катя лишь презрительно усмехнулась
(в последнее время это была ее любимая эмоция):

- Купаться ходить? С мальчишками?! Только этого не хватало!
У меня и времени нет на такие глупости.
Да и кто меня отпустит? Я теперь занимаюсь в танцевальном кружке.
 
- По совету мамы?

- Представь себе, да!
Там меня научат быть женственной...

- Ну, как знаешь...Только больше мне про Витьку можешь не говорить.
Не поверю, что он тебе нужен. Когда любят, хотят быть рядом!

 - А кто тебе сказал, что я его люблю?

- Из - за чего же весь сыр - бор тогда?

- Просто Разин мне нужен...Ну, хочу я, чтобы именно он за мной бегал.

- Да зачем же, если он тебе даже не нравится?

- Может немножко и нравится... Он будет бегать, а я его - поощрять:
улыбаться, поручения всякие давать. Разрешать до дома проводить.
Или отшивать, когда надоест, чтобы потом снова приблизить.

У каждой уважающей себя особы должен быть такой паж!

- Да какой же из Разина паж? Он ведь ростом тебе до подбородка!
Ты меня, Катя, конечно, извини, но, мне кажется,
ничего из твоей затеи не выйдет.
Ты пойми, наконец: они еще просто маленькие, мальчишки наши.
Не до девчонок им пока.
 
- Много ты понимаешь!
Что же они тогда все за Лариской Емельяненко бегают?

- Ну, во - первых, Лариска - общепризнанная красавица,
а во - вторых, бегают за ней не все, а только второгодники.
А потом, ты хоть представляешь, во что ей обходится такая любовь?

Хочешь, чтобы по кумполу, как ей, со всей дури снежком залепили?
Или новый портфель бритвой порезали?
А читать о себе в подъезде на стенах всякие гадости ей думаешь приятно?
И на фига, спрашивается, любовь такая?
 
Уж лучше с ними просто дружить - безопаснее.
А, если влюбляться, Катя, - так в тех, кто постарше.

- Например в красавчика Валерку из девятого, да?

- А почему бы и нет? Любить - так королеву...

-  Да потому что бегать за тобой он не будет!
Он же тебя, Танечка, в упор не видит!
Ну, кто ты для него? - Какая - то пятиклашка, малолетка!

Да по этому Валерке все старшеклассницы с ума сходят,
мне мама говорила. Ничего тебе не светит!

- Да я и не жду, чтоб он бегал. Не замечает, ежу понятно.
 Он вообще про меня не знает ничего.

- Чего ж тогда влюбляться без толку?

- А чтобы мечтать!

- Надо же! О чем, интересно?

- О том, как вырасту и он однажды разглядит меня...
Вот увидишь, так и будет, дай только срок!

Это так сладко, Катя, -  мечтать...
Песню вот написала на днях. Хочешь, тебе спою?
Вот только до беседки дойдем, не на дороге же петь.

- Дождик моет опять тротуары,
в черных лужах дрожат фонари...
.. Подари ты мне, мама, гитару,
буду песни я петь до зари...
Пусть, заслышав звенящий мой голос,
наконец - то меня разглядит
беззаботный мальчишка веселый,
что с гитарой в обнимку сидит.

Он с друзьями поет до рассвета,
и в шестнадцать мальчишеских лет
никого то красивее нету,
никого то счастливее нет.
И когда он беспечно смеется -
у других замирают сердца...
Словно солнце, веселое солнце,
на рассвете вам смотрит в глаза!..

..Но песню мою Катя даже дослушивать не стала:
-  Белиберда какая, перестань!
И заговорила о своем...

И всегда во время таких разговоров не оставляло меня
ощущение присутствия невидимого третьего.
Озаряла догадка, что все мои суждения и действия
подвергаются нещадной всесторонней критике Анны Яковлевны.

Но верить этому не хотелось
и я отгоняла горькие предчувствия...


На следующий день Катя пересела от меня за парту к другой девочке,
скромнице и отличнице Наташе.

- У тебя тройки появились в дневнике, - отводя глаза,
объяснила Катя мне свое перемещение, -
И вообще ты на меня влияешь не лучшим образом,
потому что у тебя одни мальчики в голове.

- А у тебя то разве не они? Только и смотришь - кто за кем бегает
да кто к кому сколько раз подошел.

- А еще ты взрослыми парнями увлекаешься
и меня на это подбиваешь!

-..На что я тебя подбиваю?! - не могла я поверить своим ушам,
но Катя не давала вставить слово,
она словно читала заученный наизусть урок
и очень боялась при этом сбиться.

 - Вот потому я не могу себе позволить дружить с тобой дальше. 
Мне хорошо учиться надо, чтобы стать журналисткой,
а не о глупостях думать!

А в дружбе с тобой я ничего не достигну,
потому что ты меня тянешь вниз!

Я пыталась до тебя достучаться, Таня. Но все без толку.
Ты сама во всем виновата!

И она повернулась ко мне спиной...

Так к двенадцати годам дороги наши с Катей разминулись.
И не будь злой воли Анны Яковлевны,
чуть позже мы расстались бы все - равно.

Созрели плоды воспитания, сформировав характеры,
которыми мы не сошлись: я росла открытой и бесхитростной.
Катя - была себе на уме и смотрела на людей с насмешкой.

Мы и сами не заметили, как стали разными и отдалились.


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.
"МЕДИЙНАЯ ЛИЧНОСТЬ".

 ..И в последующие годы держалась в классе Катя особняком,
близка была только с Наташей и до окончания школы
сидели они за одной партой.
Через пару лет и у меня появились в классе новые подруги,
сохранилась и детская дружба с ребятами.

Я наконец завела гитару, мы много в те годы пели,
а иногда весной по вечерам бродили
вдоль путей проходящей невдалеке железной дороги.
Потихоньку курили, смотрели, как бегут поезда,
говорили о жизни, мечтали...И пели...Пели...


..Интереса к Кате никто из ребят не проявлял:
красотой она не блистала и характер имела не сахар.

В старших классах стало доходить до нее,
что манерный стиль поведения, навязанный матерью,
рассчитанный на неприступную красавицу, не срабатывает
и пора бы его сменить.

Теперь уже сама (о, боги!) подходила она к ребятам,
улыбалась и пыталась весело щебетать.
Но образ "своего парня" не давался  - не совпадала органика.
Других же образов Катя, как видно, не знала:
опыт общения с противоположным полом начисто отсутствовал,
как и актерский талант. Получалось наигранно, фальшиво и неискренне.

Было забавно улавливать в ее голосе свои собственные нотки,
узнавать свои же манеры. Удивляться, однако, не приходилось:
и в детстве Катя порой не стеснялась
прикарманивать мои фразы или замыслы.

И все же, отчасти, было мне жаль Катюшу.
Можно было бы по старой дружбе и протянуть ей руку...

..Если бы не ее привычка вечно состязаться, бросая вызов;
если бы не попытки утверждаться за счет других,
веруя в собственную исключительность;
если бы не ее высокомерие...



После школы мы закончили разные институты,
и в родном дворе я появилась нескоро.
Дочка моя уже ходила в школу, когда повстречалась мне Наташа,
бывшая наша отличница, Катюшина подруга.

Разговорились. Вспомнили школьные годы, одноклассников.
Речь зашла и о Кате...

- Как живет Катюшка? Да никакой личной жизни.
Откуда ей взяться, с такой то матерью?
Катя же поначалу и шагу ступить не могла без ее позволения.

Собралась было замуж, так мать на дыбы:

- Ты все же журналистка, медийная личность.
Зачем тебе какой - то инженеришко?
Что он тебе может дать? Это мезальянс! И думать не смей.

Дочка и послушалась.

"Подходящий" все же появился через какое - то время.
И все у них шло вроде гладко, да только потом он слился куда - то.
И на звонки не отвечал.

Катерина матери плакаться, а у той опять истерика:

- Ты первой звонила мужчине?! Так опозорить себя!
Где же твоя женская гордость?!
Я не такой тебя растила! Ты не моя дочь!

Кончилось тут у Катюши терпение. Нашла коса на камень.
Говорит, ну, просто никакой жизни.
Чувствую себя какой - то  тургеневской барышней,
институткой из Смольного...Туда не ступи, то не скажи.
А жизнь летит... Отношения ни с кем не складываются.

Собрала чемодан и ушла! Квартиру стала снимать,
на двух работах хлестаться, лишь бы подальше от мамы родной.

- А что же Анна Яковлевна, вернуть неразумную дочь не пыталась?

- Куда там: ОТРЕКЛАСЬ! ..Цирк с конями...

Впрочем, что происходит у Катерины в данное время, Наташе неизвестно.
Получила и она от ворот поворот...

Все годы после школьного выпускного подруги только созванивались,
а тут Наташа предложила Кате встретиться, сто лет ведь не виделись.
Но та отказалась...

- Встречаться мне с тобой не камильфо.
И знаешь, ты мне больше не звони!


- И она такое заявила? Тебе?!
- А то кому же. Статус Катеньке со мной дружить не позволяет.
Гусь теперь свинье не товарищ.
Я ведь кто: простая баба, обычный инженер. Технарь!
А она - известная журналистка!...Разве ты забыла?

 - Ну, как же, помню: - "медийная личность"...


..Много лет спустя я встретила Катю в родном дворе.
Жила она в прежней, маминой хрущевке,
одна воспитывала сына, позднего ребенка.

Анны Яковлевны не стало. С Катей они так и не помирились.   
 


Рецензии