Случай в бильярдном клубе

I.  Свояк. 
          Свояк  –  название специфического удара в бильярде. Почему специфического? Да потому что такой удар существует исключительно в русской разновидности бильярда  – пирамиде и нигде более. При этом биток, то есть свой шар, по которому наносится удар кием, после соприкосновения с одним из прицельных шаров отскакивает в лузу. Для человека неискушенного в бильярде это выглядит достаточно необычно, почти как трюк. Особенно для иностранцев, которые приходят в дикий восторг. В их подсознании это твердо прописано, как нарушение правил бильярда.
          В 2010 году чемпионат мира по свободной пирамиде проводился в Германии. Я специально включил англоязычную трансляцию, чтобы посмотреть на реакцию иностранных комментаторов. Они очень эмоционально обсуждали этот прием, произнося, слово свояк довольно-таки забавно, с ударением на первую гласную  – «свОяк». А потом еще долго говорили про разницу между размерами луз и шаров в русском бильярде:
–  Пять миллиметров, о нет!
–  Да, да, реально, пять миллиметров!
–  О мой бог! Это не представляется возможным!
Дело в том, что диаметр шара в русском бильярде 68 миллиметров, а ширина угловой лузы всего лишь 72. Зазор составляет четыре миллиметра. Забить чрезвычайно тяжело, нужна ювелирная точность.  Для сравнения – в английском снукере зазор 28 мм, а в американском пуле вообще 60! Иностранцев  крайне удивлял такой расклад. Но, как говорится, что русскому хорошо, то немцу — смерть. Не понять иностранцу загадочную русскую душу. Зачем создавать такие сложности? А для того, чтобы потом их героически преодолевать! Это наша любимая национальная забава, и далеко не только в бильярде. Для игры, при таких условиях, помимо игровой техники, необходима особая психологическая устойчивость. Порой, для достижения результата, намного важнее сохранять полную концентрацию и иметь более стабильную психику, чем мастерство владения кием и игровые познания. На первое место выходит характер человека и воля к победе. Согласитесь, это так по-русски! Опытные игроки об этом знают, и иногда используют в игре грязные приемы, чтобы вывести соперника из равновесия. На бильярдном жаргоне это с презрением называется – «исполнять».

II. Саша.

          Я не очень люблю бильярд, точнее, мне нравится играть, но ненавижу проигрывать. Для того чтобы играть на более-менее приличном уровне надо уделять этому делу как минимум 10-15 часов в неделю. Я бы рад, но у меня нет такой возможности, а плохо играть неприятно, я бы даже сказал противно, особенно когда играешь с игроком высокого уровня. Однако мне изредка приходится это делать. Дело в том, что есть у меня приятель, который играет очень неплохо, по крайней мере, на моем фоне. Его зовут Саша, он иногда по-приятельски затаскивает меня в бильярдную. Состязаться с ним совершенно бесполезно, но ради общения приходится терпеть. Саша интересный собеседник и неординарный человек, и я с удовольствием терплю, тем более что, он иногда мне поддается. Конечно, он в этом никогда не признается, а даже наоборот, поставит удобный шар, а потом хвалит:
 – Ну ты сегодня красавчик! Неплохой удар! Как тебе удается поддерживать такой уровень? Ты, наверное, тренируешься где-нибудь втихаря от меня?  –  шутит он. Я, конечно, улыбаюсь, прекрасно понимая, что он специально подбадривает – старается, чтобы я поймал кураж и заиграл в свое удовольствие. Это очень заметно: он добрый человек по натуре, и хороший бильярдист, но актер совершенно никакой и я это ценю. Мы оба знаем, что нам нечего делить за бильярдным столом. Но, случаи в жизни бывают всякие и в бильярдных, в том числе, про один из них мне рассказал Саша.

III. Ставка.

          Дело было в клубе «Лидер». Несколько лет назад в Питере существовал такой – самый большой бильярдный клуб в России, а может быть и в мире. Более сотни столов, почти половина из них для русского бильярда. Это была самая настоящая бильярдная «Мекка». Здесь собирался народ почти со всего города. Кое-кто приезжал на охоту, чтобы высмотреть себе соперника по силам, развести его на хорошую ставку, а потом ободрать, как липку. Один такой умник и присмотрел нашего Сашу в качестве жертвы. Я не знаю всех деталей, и не представляю, откуда у него взялась такая самоуверенность, тем не менее, ему каким-то образом удалось уговорить моего друга на розыгрыш ощутимой суммы. Это удивительно еще и потому, что Александр вообще никогда не играет на деньги, причем принципиально. Он говорит, что любит бильярд бескорыстно. Может быть, так было не всегда? Не знаю. Сам Саша утверждает, что он тогда играл еще неважнецки. Вполне возможно.
          Они познакомились, соперника звали Денис, договорились играть в комбинированную пирамиду до трех побед. С проигравшего оплата ставки и свет*. Матч получался упорным – соперники стоили друг друга. Дело дошло до контры**, и когда Денис понял, что ошибся с выбором соперника у него стали сдавать нервы. Он начал явно «исполнять»: то скажет что-нибудь под руку, то, якобы по-дружески, засмеется после промаха оппонента, а потом вообще стал нагло тянуть время в простейших ситуациях. То есть, стал выводить Сашу из себя. В бильярде, во время игры с незнакомым человеком, принято молчать. Всё происходящее было непорядочно и выглядело как проявление явного неуважения  к сопернику.
          Однако не на того нарвался!  Мой приятель, хоть и выглядит добродушным, но обладает достаточно твердым характером –  за ним не заржавеет. Александр, поначалу, пытался продемонстрировать нормы бильярдного приличия: стараясь не обращать внимания на неспортивное поведение оппонента, вел себя достаточно учтиво и нарочито замолкал во время чужого удара, но бесполезно.  «Значит, не судьба! » – подумал Саша и решил принять вызов, включаясь в шутливую перебранку.  Ответ получился непроизвольно. Во время шутливого обсуждения денежной ставки, на ехидный вопрос Дениса о том, хватит ли денег расплатиться, Саша попросил, не беспокоится по этому поводу:
–  У меня зарплата не очень большая, но денег должно хватить, – успокоил он оппонента и скромно поинтересовался. – А у тебя?
–  А моей зарплаты точно хватит! Я работаю на пивоваренном заводе «Балтика», –  похвастался тот.
И тут у моего друга совершенно случайно вырвалось:
–  Принимаешь непосредственное участие в геноциде Русского Народа? –  выпалил Александр, а потом еще лукаво добавил. – Ну, теперь даже и не знаю, стоит ли забирать свой выигрыш. Пожалуй, деньги, заработанные таким путём, мне не нужны.
          Это был явный перебор. Могу только догадываться, что в этот момент произошло с Денисом. Саша говорит, что тот просто окаменел на месте, а глаза стали стеклянными. Александр понимал, что вышло грубовато, он пытался шутками сгладить ситуацию, но Денис уже ничего не слышал. Выражаясь бильярдным языком  – соперник «поплыл».  Он был не в состоянии выполнить нормально ни единого удара. Образно говоря,  у Дениса получился свояк, который отскочил обратно. Шуточки кончились, а его мысли были где-то далеко от бильярдного стола. Странно, что его застал врасплох абсолютно простой вопрос. Неужели Денис ни разу не задумывался об этом?  Мне всегда казалось, что люди, работающие на таких предприятиях, давно нашли себе оправдание. Значит, не все?

IV. Эпилог.

          Саша не хвастался той победой, наоборот, ему до сих пор неловко. Он говорит, что Денис, в общем-то, хороший парень, совестливый. Не каждый так отреагирует в подобной ситуации, дугой бы в драку полез.  Они больше никогда не пересекались: «Лидер» вскоре закрыли, а Денис жил в другом конце города. Однако была уважительная причина, по которой он мне всё это рассказал: Саша потом наводил справки про Дениса через общих знакомых, бильярдный мир тесен, и ему сообщили, что тот вскоре уволился с «Балтики». Об истинных причинах можно только догадываться, но Саша считает, что оказал самое непосредственное влияние и чрезвычайно горд  тем, что удалось  спасти хоть одну заблудшую душу! Очень может быть…



* свет – расплатиться за игровое время в бильярдном клубе.
** Контра – решающая пария в матче при ничейном счете.

Имена героев и некоторые обстоятельства изменены по этическим соображениям, любые совпадения случайны.

Автор рассказа Николай Ревлис
10.10.2018 г.


Рецензии