Медведь
«Медведь» — советский короткометражный художественный фильм-водевиль по одноимённой пьесе А. П. Чехова. Дипломная работа режиссёра Исидора Анненского в Киноакадемии при ГИКе ( Главный институт кинематографии, курс Сергея Эйзенштейна). Считается одним из самых успешных режиссёрских дебютов в истории советского кинематографа. На экранах с 11 июля 1938 года.
Сюжет фильма до банальности простой, особенно для XIX века, когда творил великий русский писатель Антон Павлович Чехов, большой мастер писать короткие рассказы и водевили.
К помещице Поповой, тяжело скорбящей о смерти супруга, неожиданно приезжает хозяин соседнего поместья — отставной поручик артиллерии Григорий Смирнов, который отчаянно нуждается в деньгах и требует немедленно вернуть долг покойного мужа Елены Ивановны, категорически не желая покинуть её дом, а получив отказ — затевает ссору и вызывает вдову на дуэль. Тем не менее, у этой истории оказывается неожиданно счастливый конец…
По словам Исидора Анненского, против экранизации «Медведя» выступали как кинематографисты, так и театральные деятели. Первым действие в одной комнате казалось слишком театральным и нединамичным, вторые считали пьесу чересчур «заигранной». Однако режиссёр настоял на своём.
Сценарий он писал под конкретных актёров. С Михаилом Жаровым он когда-то работал в Бакинском театре. По воспоминаниям Жарова, на тот момент он плохо знал Анненского, и когда ему позвонили из Комитета по делам кинематографии с просьбой взять шефство над студентом киноакадемии и сняться в его дипломной картине, он отказался. Только когда Анненский лично приехал к актёру домой и прочёл ему готовый сценарий, Жаров «загорелся» ролью. К актрисе МХАТа Ольге Андровской режиссёр, по собственным словам, давно присматривался, хотя ранее в кино она не играла, а за два месяца до съёмок у неё, как и у героини «Медведя», умер муж Николай Баталов. Анненский специально приезжал в МХАТ из Ленинграда уговаривать её.
Чтобы как-то очертить характер женоненавистника Смирнова, он придумал ему занятие: стрельбу по фарфоровым статуэткам, изображающим модниц и пастушек. Заодно зритель должен был поволноваться за вдову Попову, решившуюся с ним на дуэль. Для увеличения хронометража Анненский ввёл роль слуги (исполнил Константин Сорокин) и эпизод с обедом, который Смирнов перехватывает у него.
При съёмках режиссёр использовал непривычные для кино тех времён длинные панорамы. Ради большего динамизма герои перемещались между разными комнатами, а дуэль перенесли в зимний сад. Анненский также отказался от традиционного монтажа. По его словам, «раскрепощение камеры, свободно следовавшей за движением актёров, вызывали возражения даже у моих ближайших сотрудников по работе». С помощью монтажной техники параллельного действия он попытался усилить тревогу за исход поединка и сделать финал ещё более неожиданным
По ходу действия Андровская исполняет романс «Ночь» Николая Рубинштейна на стихи Александра Пушкина. Как писал Анненский, он просто решил, что эта песня будет уместна в фильме, а на первом просмотре Ольга Книппер-Чехова, удивившись, сообщила ему, что это был любимый романс её мужа.
Н. Колин в своей рецензии отмечал, что Ольга Андровская и Михаил Жаров «создают замечательные образы чеховских героев с глубоким интуитивным чувствованием Чехова, стиля и духа эпохи, которым вообще отличается эта картина в целом».
По мнению Людмилы Погожевой, «Медведь» был наиболее интересной экранизацией Чехова довоенного периода, «талантливо и темпераментно разыгранной шуткой, в которой режиссёр сумел сохранить своеобразие чеховских интонаций». Однако она посчитала, что Анненский недостаточно использовал возможности кинематографа и фильм вышел излишне театральным, «сохранившим всю условность сценического произведения».
В своих мемуарах режиссёр писал, что первыми, кто увидел готовый фильм, были Ольга Книппер-Чехова и Мария Чехова. По его словам, всю картину они смеялись до слёз, и позднее, выступая на радио, вдова писателя отмечала, что старый водевиль «вновь зазвучал на экране свежо и убедительно».
Но если Михаил Жаров очень известный актер, часто снимавшийся в кино (о нем у меня есть отдельная заметка http://proza.ru/2020/08/09/538), то исполнительницу главной роли помещицы Поповой, актрису Андровскую, я ни в каких фильмах больше не видел, и хотя играла она замечательно, посчитал её не очень популярной, и глубоко ошибся.
Понятие «очаровательная женщина» как будто было создано для Ольги Николаевны Андровской. Да и восхищенное «чертовка» ей очень подходит. Вернее, ей такой, какой она была на сцене и на экране.
И в последней своей оглушительно популярной роли пани Конти из спектакля «Соло для часов с боем» она играла именно такую, только постаревшую, пленительную и обворожительную в прошлом женщину.
Гены матери
Говорят, что она мастерски владела смехом, который имел много интонаций, и умела заражать им других. Ольга Андровская родилась в позапрошлом веке, в 1898 году, в семье будущего адвоката, а тогда студента юридического факультета Николая Шульца. Ее матерью была француженка Мария Ригуле, приехавшая в Россию преподавать язык. Может быть, в этом кроется причина редкого обаяния Ольги Николаевны? Может быть, гены матери передали ей настоящий французский шарм? Если это так, то весь ее темперамент, пикантность, юмор и лукавство забирала сцена.
Любимый и единственный
Такими были ее героини, а в жизни, по свидетельству людей, хорошо ее знавших, Ольга Андровская была человеком скорее печальным и совсем не «бойцом». Сама она говорила, что жить ей грустно, а играть весело. Но, очевидно, эта фраза относилась к тому периоду жизни, когда уже умер горячо любимый муж – архипопулярный в те времена артист театра и кино, сыгравший главную роль в первом советском звуковом фильме «Путевка в жизнь», Николай Баталов.
Почему-то во всех статьях считают нужным подчеркнуть тот факт, что он приходился дядей Алексею Баталову. Так и пишут – Заслуженный артист РСФСР, дядя А. Баталова. Как будто это звание. Да сам А. Баталов, по многим свидетельствам, родственными связями тяготится до неприличия.
Ольга Андровская с отличием окончила в 1914 году гимназию. О карьере актрисы будущая Народная артистка СССР и лауреат Сталинской премии (I-я степень) тогда не помышляла, а как девушка из хорошей, обеспеченной семьи поступила на медицинские курсы. К любой работе Ольга Николаевна всегда относилась добросовестно. Она профессионально и душевно ухаживала за многочисленными ранеными, поступающими в клинику с фронта. Позднее отец настоял, чтобы дочь пошла по его стопам, и девушка поступает на высшие юридические курсы.
Начало карьеры
Именно во время обучения на курсах Ольга Андровская начинает участвовать в спектаклях, а позднее, определившись с выбором профессии, берет псевдоним «Андровская» в честь младшего брата Андрея, скончавшегося в 1924 году от ран, полученных на войне.
Знаменитая актриса Императорских театров, учительница великой Яблочкиной Гликерия Федотова отметила талант молоденькой Андровской и посоветовала ей посвятить себя искусству Мельпомены. И вот с 1916 года Ольга Андровская – актриса очень популярного тогда театра Кроша. Одновременно она посещала и студию им. Шаляпина. В 1919 Ольга Николаевна поступает во 2-ю студию МХТ, и с этого же времени принимает участие в спектаклях знаменитого Художественного театра, а в 1924 вместе со студией входит в его состав. Первой крупной ролью Андровской на сцене МХАТа стала роль Исабели из комедии П. Кальдерона «Дама-неведимка».
К ней очень благосклонно относились отцы-основатели Художественного театра им. А. П. Чехова - К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Они же предложили ей роль Лизы в «Горе от ума», где в роли Чацкого блистал К. С. Станиславский. Не выделить ее было невозможно – Андровскую называли уникальной актрисой, обладающей удивительным обаянием, изяществом, лукавством и, самое главное, у нее была отточенная сценическая техника. И, конечно же, Ольга Андровская, актриса, обладающая такими данными, блистала в характерных ролях. Например, Сюзанны в «Женитьбе Фигаро» Бомарше. Вообще актерский состав этого спектакля был блистательным – Баталов (Фигаро) и Шевченко, Ливанов и Завадский в роли графа Альмавивы, Степанова и Прудкин. Эскизы костюмов были выполнены Головиным.
Спектакль-карнавал навсегда вписал имя Андровской в историю МХАТа и не сходил со сцены более 10 лет. Может быть, по театральным меркам актриса сыграла и не так много ролей, но абсолютно все они были запоминающимися. Знаменитые спектакли, такие как «Идеальный муж» или «Школа злословия», где Андровская блистала в роли миссис Чивли и леди Тизл (соответственно), очень долго не сходили со сцены, а великолепно поставленная «Школа злословия» была снята на пленку. Актриса Андровская, обладающая только ей присущим, уникальным, блестящим стилем, стала знаменитой. Для этой постановки Ольга Николаевна освоила игру на арфе, а ее партнер Михаил Яншин – на флейте. Гениальной актрисе любая роль по плечу. Актриса Ольга Андровская, биография которой до конца дней была связана со МХАТом, сыграла там еще одну ставшую украшением репертуара театра характерную роль Рокси Харт в спектакле «Реклама» М. Уоткинса, которая позже легла в основу нашумевшего бродвейского спектакля «Чикаго». За Андровской закрепилась слава комедийной актрисы. Но Ольге Николаевне любая роль была по плечу, например Пановой в «Любови Яровой». Многие считают, что именно эта роль стала вершиной ее творчества.
В личной жизни Ольга Андровская, биография которой с 1921 года была связана с Николаем Баталовым, была счастлива. В 1923 в семье талантливых актеров родилась дочь Светлана, в которой мать души не чаяла. Но простуда, которую Н. Баталов подхватил на съемках фильма «Аэлита», переросла в туберкулез. И в 1937 году актер умирает. Ольга Андровская никогда больше не выходила замуж. Отрадой для нее была дочь. Светлана выросла, стала актрисой, но успеха не добилась. Мужем ее был актер Петр Чернов, ставший необычайно популярным после исполнения роли Давыдова в фильме «Поднятая целина».
Кино и преподавательская деятельность
Ольга Андровская, фильмы которой помнят немногие, тем не менее, тоже снималась довольно успешно. А роль помещицы Елены Ивановны Поповой в короткометражном фильме «Медведь», в котором ее партнером был блистательный М. Жаров, прославила ее на всю страну. Фильм и сейчас транслируют по телевидению.
Надо отметить ее педагогическую деятельность (ГИТИС) – Ольга Николаевна выпустила несколько знаменитых актеров, в 1963 году стала профессором. И прекрасным завершающим аккордом стал спектакль «Соло для часов с боем». Не каждому актеру выпадает такой подарок – так блестяще, с таким триумфом уйти со сцены. Все «великие старики» были необычайно хороши в «Соло…», но Ольга Андровская просто блистала. На репетиции ее привозили из больницы – она тогда уже тяжело болела. Умерла уникальная актриса в 1975 году от рака. Похоронена она рядом с Н. Баталовым на 2-м участке Новодевичьего кладбища.
Вот такой получилась у меня заметка о короткометражном фильме, да еще довоенного производства, в котором замечательно сыграли свои роли великие актеры – Михаил Жаров и Ольга Андровская. Найдите в Интернете фильм, посмотрите, не пожалеете о зря потраченном времени. Думающему человека он определенно понравится.
Свидетельство о публикации №220091101057
Александр, продолжайте это направление в своем творчестве - писать о талантливых людях,это интересно, полагаю,всем живущим ныне.
С уважением,Галина.
Галина Еньшина 2 11.09.2020 17:17 Заявить о нарушении
Спасибо за комментарий
С уважением
Александр Щербаков 5 12.09.2020 17:27 Заявить о нарушении