Портрет губернатора

               

Ректор позвонил как всегда неожиданно: на сей раз  после работы, часов в девять вечера:

- Слушай, а ты знаешь, что скоро ожидается большой праздник?

- Неужели зарплату повысят?

- Сейчас не об этом, ты посмотри в свой напоминальник, какие там  даты и события ожидают нас в ближайший месяц?

- Ну,  день учителя, день  работников сельского хозяйства, день комсомола…

- Это не наши с тобой праздники!

- Да, я вроде как работал в школе, возглавлял аграрный район, избирался
секретарем райкома комсомола.

- Это все ерунда. Смотри и думай масштабнее.

- Лев Александрович, ну, вроде бы, день Парижской коммуны уже позади, к дню мелиоратора мы никакого отношения не имеем, праздник энергетиков в декабре, до него дожить надо.

- Не доживешь, обещаю тебе, если сейчас не вспомнишь, у кого скоро день рождения!

- Понял, Лев Александрович, у профессора Овчарова. Кстати, я уже представление на него на краевую награду подготовил.

- Слушай, ну ты совсем тупой. Думай лучше! Хотя, некогда мне с тобой загадками объясняться. У губернатора скоро юбилей. Понял?

- Понял и вспомнил, что ему скоро шестьдесят стукнет. Я уже думаю над текстом поздравительного послания.

- Какого послания?! Ты мелко плаваешь. Такому человеку, глыбе, государственному деятелю,  богом посланному краю, ты предлагаешь направить какую-то писульку. Да, что тебе объяснять. Короче, я уже нашим художникам–дизайнерам заказал портрет губернатора. Дал им срок: неделю. Проследи, чтобы исполнили. Картину вручу лично в день его рождения.

- Хорошо, куда картину доставить?

- У себя пока в кабинете  поставишь и упакуешь как положено. Но, прежде, когда привезешь, мне покажешь.

Через неделю  художник доложил, что картина готова и он, после получения  гонорара готов ее отдать.
 
 - Какого гонорара?

- Шеф обещал: только нарисую портрет, сразу получу премию.

- Сколько?

- Шестьдесят.

- Я не ослышался, шестьдесят тысяч?

- Все вы правильно поняли.

- Так это ваших пять месячных заработных плат. Вы же за пять дней, а может и раньше ее написали. Это же такие деньжищи!

- А как вы хотели! А риски!

- Какие еще риски?

- Ну, вы же знаете, как губернатор щепетильно относится к размещению в прессе материалов  с упоминанием о себе, как тщательно рассматривает в газетах и журналах свои фотографии. Наверное, слышали, что оператора, снимавшего его на торжестве при введении в эксплуатацию нового свинарника сняли с работы.

 - Что, фамилию исковеркал?

-  Нет, ракурс не тот выбрал. Его, оказывается, нельзя  снимать сбоку. Говорят, потому что нос не совсем пропорциональный, а это не способствует высокой фотогеничности.

- Шутите?

- Ей, богу, нет. Поэтому и беспокоюсь за свое будущее. Вдруг картина не понравится. Узнает, кто писал. Где мне потом искать работу?

- Давайте так, вы привозите картину, я показываю ее шефу. Он принимает решение. Согласитесь, он в любом случае должен ее посмотреть и оценить, а уж потом рассчитываться.

 - Договорились! Наверное, вы правы, завтра привезу.

 На следующий день картина была водворена у меня в кабинете на стул под люстрой. Ее можно было рассмотреть и оценить. Мне полотно понравилось. Губернатор в черном костюме, белоснежной рубашке и красном галстуке излучал уверенный взгляд, говорящий, что мы на самом деле впереди всей планеты. Пусть не планеты, но у нас дела идут на порядок успешнее, чем в других регионах, и не только сибирских. Об этом он постоянно заявлял  на всех собраниях и форумах. Неприятности были у тех, кто этого не понимал.

 - Лев Александрович, картина у меня в кабинете! Можете лично лицезреть!

- Ну и как?

- Настоящий шедевр! Подбородок у лидера волевой, взгляд пронизывающий, хочется идти, приветствовать и рапортовать.

-  Ты договоришься когда-нибудь. Я серьезно спрашиваю.

- Лев Александрович, надо, чтобы специалист посмотрел.

- Специалист по чему?

- Ну, художественный критик, там, какой-нибудь. А то подарим, а ему не понравится. Вы же знаете его нрав.

- Да уж, пожалуй, лучше тебя! Ладно, найду критика.

Критик пришел на следующий день. Благо, это был заведующий кафедрой, профессор, член союза художников России. Он внимательно рассматривал картину, обхватив подбородок правой рукой, а затем, отступив на шаг назад, переменил руку и слегка прищурил сначала один, а потом и другой глаз. Я затаил дыхание, ожидая вердикта столь крупного специалиста.

- Ну, что скажите, Алексей Петрович?

- Эксперт еще с минуту молча смотрел на шедевр немигающим взглядом, затем обратился ко мне.

- Как вам сказать. В целом картина выполнена неплохо, по всем правилам портретного жанра. Однако, автор, чувствуется, не знаком с персонажем, поэтому не смог выразить в полной мере характер человека. Да, и к тому же, на мой взгляд, явно просматривается пара грубых ошибок в технике написания портрета.

- А конкретно?

- Да, что конкретно! Я же говорю, что могу и ошибиться. Поэтому не поделюсь с вами своими подозрениями.

Звоню ректору.

- Лев Александрович, искусствовед нашел пару серьезных ошибок в написании полотна, но не стал их озвучивать. Что скажите?

- Ты еще с народом поговори, посоветуйся, только не показывай всем подряд портрет. Короче, сам не маленький, мониторь ситуацию!

Первый, с кем я посоветовался, был преподаватель с военной кафедры.

- А че это за мужик? – задал вопрос крупногабаритный подполковник, носящий китель шестьдесят второго размера, после предварительного осмотра.

- Это наш губернатор.

- А че он здесь? Будем портрет его вывешивать в фойе у входа? Правильно, пусть все знают, как выглядит командующий краем.

- А вот, Андрей Иванович, скажите, есть ли какие-то несоответствия в картине?

- Что вы имеете ввиду?

-  Говорят, что при написании портрета допущены две ошибки.

 Военный внимательнейшим образом стал рассматривать портрет.

- Так точно! Вижу ошибку, то есть несоответствие, смотрите, правое плечо уже левого.

- Я что-то не замечаю.

 А вы представьте, что он при погонах. Так вот, погон на правое плечо не уместится.

- Ваш довод убийственный. А еще что не так?

- Пока не могу сказать, давайте, я завтра забегу и свежим взглядом проведу рекогносцировку картины.

- Договорились. Спасибо за ценное замечание.

Доцент кафедры «Детали машин» нашел более серьезную ошибку. На его взгляд имело место отсутствие пропорциональности глаз. Якобы, зрачок правого глаза выглядит крупнее, чем левого.

- Может быть, оттого, что справа света больше и он направлен на правую сторону лица? – поинтересовался я.

- Может быть, может быть, - задумчиво делился ученый муж, - но факт налицо: зрачок правого глаза больше. Да, и еще: фон слишком яркий и почему красный?

- Вот этого я не знаю. Спрошу у художника.

- Передайте ему, чтобы немного притемнил  фон, тогда модель будет выглядеть более колоритно.

Валерия Арнольдовна, заведующая культурным центром, долго восхищалась и самим портретом, и губернатором, с которым она, оказывается, с детства была знакома: они родом из одного района. В школьные годы встречались на различных  районных мероприятиях: спортивных соревнованиях, комсомольских конференциях.

-  Очень умный и сильный духом человек. Нашему краю так повезло с руководителем. Даже по портрету видно, насколько это целеустремленная и волевая личность. Человечище! Единственное, что меня смущает, это морщины на лбу. Мне кажется, у него их совсем нет.  Посмотрите на фотографии, он совсем без морщин.

- А живьем вы его давно видели?

- К сожалению, после школы больше не встречала.

- То есть, последний раз вы его лицезрели лет пятьдесят назад?

- Ну, почему же, я не люблю смотреть телевизор, предпочитаю книги, но несколько раз его видела в новостях на экране. И, мне кажется, что морщин на лбу нет.

- Спасибо, Валерия Арнольдовна, ваша оценка очень важна для нас.

Ректору я сообщил о том, что у народа нет единого мнения в оценке портрета и на мой вопрос, как поступить, он сообщил, что подумает.

- Давай так, ты только больше никому его не показывай, а я завтра скажу, что делать будем.

- Вы имейте ввиду, что через два дня именины. Подарок нужно будет вручать.

- Разберусь. Ты запомни: никому не показывай портрет. Понял?

- Понял.

На следующий день от ректора поступила команда перенести полотно к нему в кабинет, что я и сделал.

Еще через пару дней, задержавшись у него  после планерки, я случайно увидел шедевр в комнате отдыха.

- Лев Александрович, так вы что, не вручили подарок?

Видно было, что шефу вопрос не пришелся по душе.

- Знаешь, я договорился с представительством края в Москве о том, что мы им передадим картину с нарочным, а они оценят ее и примут решение, вручать ее от нашего имени или нет.

- Думаю, это мудрое решение.

- А как ты хотел, поживи с мое, может тоже мозгов наберешься!


Рецензии
Татупеды лишь главное назначение позорить отчизну

Тауберт Альбертович Ортабаев   09.03.2024 17:54     Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.