Самая драгоценная книга...

         Неравно перечитывала роман Льва Толстого – «Воскресение». То самое произведение, которое Иван Алексеевич Бунин, в одном из писем, называет – «самой драгоценной книгой на земле». Можно ли определить оценку, более высокую? Потому-то, невольно возникает желание разобраться, в чём же именно, видит Бунин величие этого произведения.
        Я почти уверена в том, что любой из нас, при чтении романа – «Воскресение» будет захвачен, прежде всего, тем, как беспощадно обличает автор современное ему русское общество, в частности, так называемый, высший свет, включающий в себя царскую фамилию. С другой же стороны, в романе со всей беспощадностью показаны нечеловеческие страдания простого народа – в частности, обнищавших крестьян, или осуждённых на каторгу простых людей, зачастую, ни в чём не виноватых. Суждениями своего героя, автор создаёт беспощадный политический памфлет. И по сути это одно уже близко и дорого Ивану Алексеевичу. Разве не о том же самом писал он в своих повестях – «Деревня» и «Суходол»? Более того, ключевой рассказ из цикла – «Тёмные аллеи» отдалённо напоминает сюжет романа – «Воскресение». На старости лет, солидный генерал, совершенно неожиданно узнаёт в хозяйке постоялого двора свою бывшую возлюбленную, а точнее, соблазнённую и брошенную им девушку.… Однако, это совсем другая история, более обычная, можно сказать, заурядная.  Как герой этой истории не испытывает раскаяния и  горячего  желания быть прощённым. Так и героиня, долгие годы, сгорая от попранной любви к своему «обидчику», можно сказать, сохнет, а не живёт, вопреки своей деловитости, и материальной независимости. И нет в её жизни, ни смысла, ни радости…. И нет в этом рассказе того, что так высоко оценил Иван Алексеевич Бунин  в   романе Л.Н. Толстого.  А  именно – воскресения! Воскресения души человеческой! Очищение её от скверны пороков, эгоизма, ошибок, страданий. Очищение посредством покаяния, прощения, и любви….  Ведь, по сути, жизнь  невыносима, если мы никого не любим, никого не прощаем, не стремимся делать добро.  Смею предложить,  что именно тенденции Толстого о преображении души, о необходимости этого преображения и вызвали такое восхищение Ивана Алексеевича Бунина. При этом, так  важно отметить, как именно, какими художественными средствами изображает автор это преображение своих «падших»  героев. Начнём с душевного пробуждения Катюши Масловой. С того отчаяния, в которое приводит её, и суд над нею, и несправедливый беспощадный приговор… Встреча с Нехлюдовым, его хлопоты, на первых порах вызывают в её душе ещё большее неистовство. Желание же Нехлюдова  жениться на ней, не просто возмущает её.  В её глазах, оно представляет ужасающую мерзость. Мерзость несовместимую даже с порочностью продажной женщины. И уже одно  это обнаруживает нравственную чистоту её души, глубоко спрятанную за всей  внешней порочностью  её существования. А  пребывание   в среде политических заключённых, лишь помогает раскрыться её природным душевным качествам, которые были задушены грязью и жестокостью выпавших на её долю, испытаний. Уже само общение с людьми, увидевшими в ней живого человека, а не предмет  купли-продажи, становится неким преображением, пробуждая в ней истинные духовные силы…. Вот оно и воскресение! Ведь не бывает воскресения из пустоты. Воскресает только то, что томится под гнётом, чему до поры до времени не дают воли…. Так, и  в душе Катюши Масловой пробуждается благородство не только по отношению к Нехлюдову, но даже к искренне полюбившему её политическому ссыльному. «Какая я жена – каторжная? Зачем мне губить ещё и Владимира Ивановича?» - говорит она. Но как только с неё снимают клеймо каторжной, она говорит совсем другое: «Где Владимир Иванович будет, туда и я с ним»…. Льва Толстого называли великим реалистом. И, конечное же душевное воскресение Катюши Масловой в браке с князем Нехлюдовым – это чистейшая утопия…. Освободившись от всех своих несчастий, очистившись душой, героиня романа  идет за человеком, во многом равным ей, и полюбившим её со всеми её страданиями, со  всем  её порочным и позорным прошлым. Разве мог испытывать к ней такие чувства князь Нехлюдов? Нет. Конечное, нет…. 
       И если состояние душевного воскресения полностью относится к Катюше, то, что сказать о Нехлюдове? Ведь его душа полна разных, самых противоречивых переживаний. Твёрдое решение жениться на женщине, которой он искалечил жизнь, и тем самым искупить свой грех, и свою вину перед нею…. Однако, чем дальше, тем острее  осознаёт всю несостоятельность этого  решения. Тем более, сама Катюша, видит в этом только жертву, которую она ни за что не захочет принять. С другой же стороны, добившись для Катюши освобождения от каторги, Нехлюдов, по сути, глубоко уязвлён решением Катюши, тем, что не его, сделавшего всё для  снятия с неё судимости, выбирает она в мужья….  Хотя, давайте вспомним, какое облегчение испытывает он после всех своих мытарств, оказавшись в привычной для него обстановке, чистоты, покоя, комфорта. 
          И, наконец, вроде бы неприметное, описание того, как он залюбовался спящими хозяйскими детьми, как  представил на мгновение тихое и чистое семейное счастье…. Может, именно такое счастье и ждёт его впереди. Может, таким и будет очищение его  от пороков, воскресение души, в совсем другой, новой жизни.


Рецензии