Рассказ Нет вам прощения

    Полина Афанасьевна в августовский вторник, как всегда,
занималась домашними делами: готовила пищу для завтрака,
обеда, провела небольшую уборку в квартире. Потом,
испытывая неукротимое желание заняться творчеством, писала
маслом картину "После дождя".
    Женщины её возраста (ей недавно исполнилось 75 лет)
сидят во дворе, сплетничают, делятся новостями - словом,
бодрствуют, отдыхают. И так изо дня в день, когда на улице
вёдро и нет страшной жары.               
    Полина вздрогнула от неожиданности: в дверь постучали.
"Кто бы это мог быть?" - промелькнуло в её сознании.
    Дверь не спешила открывать: каждый день смотрит
фильмы-детективы, в которых высмеивают, грабят, убивают
людей, особенно престарелых. Она, хоть и следит за своим
внешним видом, но понимает, что тоже относится к этой
категории. Ей уже не 18 лет.
    За дверью послышалась какая-то возня, потом мужской
голос спросил:
    - Хозяйка, вам оборудование для цифрового телевизора
не нужно? Бесплатно, по линии социальных услуг.
    - А у меня его нет.
    - Ничего. Приобретёте сначала оснастку, а потом и
телевизор купите.
    - Хорошо, заходите.
    Так в её квартире, где ещё периодически шёл ремонт,
появился седовласый мужчина, небольшого роста,
с удлинённой формой лица, с серыми глазами, держа в руках
большую сумку. Войдя в комнату, он представился:
    - Меня зовут Сорокин Иван Сергеевич. Ищу покупателей.
    - Что продаёте?
    - Да вот товар, который разносили бесплатно волонтёры.
Но теперь время дарения прошло, поэтому вам придётся купить.
    А как вас зовут?
    - Полина Афанасьевна.
    - Какая у вас специальность?
    - Я учитель, ветеран, на пенсии.
    - О! Я тоже учитель. Только трудовик. И мама у меня
учитель.
    Говорил гость быстро, перебирал что-то в сумке, продолжая
доказывать, как полезно иметь в доме именно цифровой телевизор.
    - Но у меня нет такого телевизора, поэтому я не буду
покупать приспособления к нему,- заметила наша героиня.
    - Ничего. Сейчас купите то, что я принёс, а потом-
телевизор.
    Говорил он убедительно, проявляя настойчивость и, как бы
между прочим, бросая взгляд на комнату, на лоджию.

    - А кто ваши родственники? - поинтересовался незваный гость.
Услышав, что имеется большая родня, почему-то огорчённо произнёс:
    - Это и хорошо и плохо.
    Узнав, кто где живёт и работает, еле слышно сказал:
    - Скоро будете жить в другом городе и в другой квартире.
    Полина Афанасьевна возразила:
    - Нет. Я тут живу недавно после переезда. Зачем мне искать
другой город, другую квартиру? Не собираюсь никуда уезжать.
    Сорокин, разговаривая, сидел за столом и всё время что-то
писал на готовом бланке. Иногда, отрывая взгляд от бумаги,
говорил,что Полина Афанасьевна получит всё по льготной цене.               
Позже это будет стоить намного дороже.
    Составив договор будто бы на льготную продажу товара, он
попросил хозяйку квартиры расписаться в нём.
Женщина подписала бумагу и протянула руку к договору, чтобы его
прочитать. Он резко отстранил её руку и произнёс:
    - Так пить хочется. Можно воды?
    Полина Афанасьевна поспешила в кухню за водой.
    Пришла минут через пять. Нежданный гость сидел за столом,
положив руку на документ. Женщина попросила дать ей его. Тут
увидела недовольное выражение лица Сорокина, уловила
металлические нотки в голосе пришельца:
    - Давайте 3500 рублей. Вот вам пакет.
    - Но позвольте! Я не могу дать вам такую сумму.
    - Если у вас нет, займите у соседей.
    - Не буду занимать. Я пока никого не знаю.
    - Тогда вы теряете возможность приобрести товар. А потом
он может отсутствовать.
    - А что вы написали в договоре, который я подписала?
Я надеялась, что вы дадите мне его прочитать. Если вы
отказываетесь это сделать, то сейчас же порвите его!
    Он, ехидно улыбаясь, сделав обманное движение, что
собирается порвать предмет спора, изрёк:
    - Зачем? Я уже ухожу. До свидания. Вот вам рекламка,
почитайте, сколько у нас стоит каждая наша услуга.
    С этими словами он вышел в коридор, ушёл, оставив
застывшую у порога хозяйку с выражением недоумения на лице.
    С этого дня не стало покоя в жизни доверчивой, наивной
женщины. Она старалась постоянно найти для себя какое-нибудь
занятие: готовить обед, писать маслом картины. Скоро будет
её персональная выставка. Надо подготовить 30 произведений.
20 в полном порядке. Написала 9 новых. Десятую дописывает.
    Когда появлялась свободная от дел минута, она всё
случившееся восстанавливала в памяти, начинала переживать.
"Что же он написал в договоре?- задавала она себе вопрос
снова и снова.- Что будет делать преступник дальше?"
    Её мучил второй вопрос:"Зачем мошенник, узнав, что я
художник, пишу стихи, рассказы, спросил, имею ли награды.               
    От таких воспоминаний сжималось сердце, ныло. Не могла
понять, как она, имея большой жизненный опыт, впустила
в квартиру этого проходимца? Почему сразу не выставила
за дверь? "Эх, Полина, Полина, поверила постороннему
человеку, теперь находишься в идиотском положении,-
укоряла она сама себя.- Чем теперь завершится эта
неприятная история?"               
    На другой день доверчивая женщина позвонила мошеннику
и спросила:
    - О чём вы написали в договоре? Почему не дали мне
прочитать? Что значат ваши слова "Будете жить в другом
городе, в другой квартире"? Ещё раз говорю, что никуда не
собираюсь уходить, уезжать. Порвите договор!
    - А зачем вам это? А квартира эта ваша?
    - Моя, - сердито ответила Полина Афанасьевна.
    Её вопросы остались без ответов. Он бросил трубку.
    Родственники, узнав о происшедшем, посочувствовали ей
и с досадой спросили:
    - И зачем ты его впустила? Ведь раньше ты никому не
открывала дверь. Ладно, успокойся.Может ничего плохого               
не случится. У страха глаза велики.
    Через две недели на дверях подъезда прочитала
объявление, в котором сообщалось, что какой-то человек               
хочет купить значки, медали. Это встревожило напуганную
женщину. Вспомнила строчку из стиха знакомого поэта               
из Кемеровской области:"Когда родился пласт зверей,
Так не похожих на людей?"
    "Да, немало хороших людей,- подумала наша знакомая,-
но подлецов, к сожалению, тоже немало".
    Девятого сентября Полина, взяв из сумочки платёжки
(собралась на почте платить по счетам), обнаружила, что на
нескольких документах стоят её фамилия, имя, отчество, а
на платёжке за использование газа в качестве собственника               
 указан какой-то Щербаков А.Г.. Минут пять Полина Афанасьевна
находилась в шоковом состоянии. Ощутила острую боль в сердце.               
Сильно задрожали руки. Пот покрыл всё её лицо.Минут
пятнадцать приходила в себя. Потом сообщила печальную весть
дочери:               
    - Доченька, у нас беда. Мошенник не бездействовал.
договор не дал прочитать, потому что в нём, скорей всего,
говорилось о дарении квартиры. Иначе чем объяснить, что из               
Читы приходит письмо на наш адрес, на котором указано,что
получателем является некий Щербаков, а через неделю в
платёжке я нахожу, что хозяином квартиры является Щербаков.               
Что теперь делать?
    - Успокойся. Завтра к тебе приедут внучки. Ты с ними
съездишь в газовую службу и спросишь, почему на твоём               
документе появилась другая фамилия.
    Переговорив с дочерью, Полина позвонила злодею.
Когда услышала зуммер, запальчиво произнесла:               
    - Как вы могли так поступить со мной? Теперь мне понятно,
почему вы всё время расспрашивали меня обо мне и моей квартире.               
Я сегодня прочитала в платёжке о том, что владельцем моей
квартиры является другой человек. Зачем вы это сделали?
Это бесчеловечно, подло. Нет вам прощения!               
    Что она теперь могла ещё сделать, что сказать?
    На следующий день приехали родные. С ними она съездила
в газовую службу. У окна муж внучки простоял минут пятнадцать,               
 пока служащая искала сведения в интернете. Потом любезно
сообщила:               
    - Вы знаете, произошла ошибка. Оказывается, Щербаков
живёт в этом же доме, он тоже недавно поселился в одной
из квартир, но номер её 317, а ваш 17. Всё в порядке.               
    Когда все узнали результат такого расследования,
у всех будто камень с души свалился.
    Внучка произнесла на прощание те же слова, что и дочь:
    - Не переживай! Только, пожалуйста, больше никому не
открывай дверь.               
    - Да, это суровый урок,- ответила Полина Афанасьевна.-
Что же ещё будет впереди?
    




 





         
 


Рецензии