Гелда Древней Албании
====================================
Гелда
Этот город упоминался в трудах античных авторов вместе рядом других городов прибрежного Каспия, относимых к Древней Кавказской Албании, которую ныне разделили Дагестан с Азербайджаном.
Город располагался в устье реки Сулак, ранее Кае и Кесия. Историки достаточно уверенно идентифицируют город Гелда с Верхне-Чир-Юртовским городищем. Хотя выдвигаются и другие версии места расположения этого летописного города.
Глда располагался на самом берегу. Его жители занимались рыболовством и торговлей с городами вблизи Каспийского моря. При городе имелся порт, через который шёл основной торговый оборот.
Но с тех пор Каспийское море неоднократно меняло уровень своей воды. Специалисты отметили около десятка изменений уровней только за последние два века.
Часть города могла погрузиться в море, поскольку за 2 тысячи лет Каспий поднялся на полтора десятка метров, затопив не одну сотню городов, культур и государств. Сейчас трудно делать выводы о береговой линии, как она выглядела в античные времена, и где предположительно могли находиться города Древней Албании. Жители города могли постепенно отступать в глубь суши, перенося туда свои основные сооружения.
Впервые город упоминается в литературе античных авторов. Это было сначала поселение, на берегу Прибрежного Каспия, где издревле существовал сухопутный и морской торговый путь из Малой и Средней Азии в Причерноморье и дальше в Европу. Тут были места, благоприятные для развития ремёсел, торговли земледелия, что позволяло этому поселению постепенно превращаться в город.
Птолемей упоминает город Гелда среди трёх десятков других крупных населённых пунктов Прикаспия Древней Албании, среди которых он особенно выделяет Телеба, Гелда, Албана и Гатер.
Именование своё город мог получить от древнего племени геллов, которое проживало в долине реки Сулак, где они и основали свой главный город Гелда. Историки соотносят его с нынешним селом Гельбах.
Геллы некоторыми этнологами сопоставляются с галбами и албанами, названия которых встречаются в лексике соседнего с ними народа аварцев. Считается, что древние греческие писатели, сопровождавшие Александра Македонского, фиксировали все его достижения. Одно из его элитных подразделений гейтер однажды достигло Албанского Прикаспия и основало первое здесь настоящее военное укрепление в устье реки Кесия. В своём отчёте со слов вернувшихся солдат они и записали слово алби как албан.
Российские историки считают, что именно авары являются стержневым народом албийцев. Это положение частично подтверждается материалами археологических раскопок на месте предполагаемого города Гелда.
Птолемей городу Гелда давал ещё одно именование как Джелда. Сейчас недалеко от городища есть остатки старой крепости, которую исстари называют Джалган.
Арабские авторы приписывают феномен развития Прикаспийских городов Древней Албании, приютившихся в устьях рек и речушек, не только тем, что тут проходил один из трактов Великого шёлкового Пути, но тем, что здесь была нефть, которую тут черпали вёдрами. Этими двумя фактами арабы объясняют ожесточённую борьбу царств и государств тогдашнего мира за обладание Древней Албанией.
Ал-Масуди, поэтически описывая картины огненных смерчей в районе Апшерона, ничего не сообщал о том, что прибрежные поселения представляли из себя крупные культурные центры, которые можно было называть городами.
Во время арабо-хазарского противостояния за обладанием главенства над Кумыкским трактом, по которому проходила значительная часть караванов Великого Шёлкового Пути, крепость с городом принимали активное участие в этой войне на стороне Хазарского Государства, в течение 50-ти лет она неоднократно была атакована арабами и переходила из рук в руки, но постоянно восстанавливалась хазарскими зодчими после отступления арабов.
Сама крепость располагалась на берегу Сулака в самой крестовине ущелий Кавказских предгорий, Кумыкской платформы и Прикаспийской низменности. Крепость стояла на пути продвижения войск Халифата в глубь Хазарии, где располагались другие города салтово-маяцкой культуры, такой же культуры, как и на Верхне-Чир-Юртовском городище.
Крепость была построена ещё во времена владычества над этим торговым трактом персидских Шахиншахов, которые в 6-м веке почувствовали конкуренцию в этом направлении со стороны савиро-булгарских мигрантов, за спиной которых стояло Царство Гуннов.
В начале 8-го века этот торговый тракт контролируют хазары. Они усиливают стены крепости, теперь они имеют высоту до 3-х метров. Военный гарнизон состоит в основном из местных горцев. Это был важный политический ход хазарских властей, который позволил купить лояльность местных автохтонных племён по отношению к хазарской власти. Чего не было при персах.
Теперь военные гарнизоны сопровождали караваны по всему пути их следования от Дербента через Кумыкский тракт до Азова и Крыма. Воины местного происхождения, участвуя в торговых и военных экспедициях армий Хазарского Каганата, вступали в многосторонние культурные контакты с самыми разными народами и религиями, что обогащало местные культуры.
К середине 8-го века здесь сформировался новый генотип народа на основе своего автохтонного генокульта кавказоидно-сарматского типа с привлечением савиро-булгарского элемента.
После падения Хазарии Крепость переходит в полное владение местных Царей Кавказских гор. Однако средств на содержание и ремонт этих Замков у горцев не было, а контроль за торговыми путями по долине не приносил тех доходов, что при персах и хазарах, поскольку не было единой системой управления этими доходами. Каждый Князь Гор, контролировал только свой участок пути.
Ситуация изменилась в лучшую сторону после прихода сюда новой организованной силы в лице Золотой орды с Русью. Стены снова ремонтируются, появляются остатки пребывания здесь монголоидного населения.
+++++++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №220091101350