Гент-урун в Дагестане

Города призраки Руси, России, СССР.
====================================
    Также Гентурун
     Город этот древние античные авторы относили к процветающим городам Кумыкской равнины.
     Местные исследователи идентифицируют его с Генторунским городищем на предгорных террасах в четырёх километрах от нынешнего села Карабудахкент в Дагестане.
     Место для города древние зодчие выбрали очень удачно. Он расположился на предгорных террасах прямо над древней торговой дорогой, которая связывала древнесулакские поселения в единую торговую факторию.
     Площадь города и крепости составляла почти 40 гектар, что по тем временам, когда он функционировал, было довольно много.
     Здесь сохранились остатки крепостных стен, оборонительных валов. Жилища часто покоились на каменных фундаментах. Стены домов были саманные или сложенными из рванного камня.
     Крепость носит характерные для хазарского зодчества элементы, заметно, что она использовалась в Арабо-Хазарских войнах.
     Крепостная стена с валами и рвами хазарской эпохи была продлена от самого городища до хребтов. С другой стороны, незащищённой отрогами гор, тоже были возведены стены из необработанного камня.
     Археологический материал показывает, что первое поселение с небольшими укреплениями появляется тут в начале 2-го века по Рождеству Христову. Культурные слои прослеживаются до конца 12-го века. По-своему социокульту жителей городца можно отнести к даргинцам, лакцам и кумыкам.
     Именование города произведено из греческого слова «гент», означающее остановка и тюркютского слова «урун», означавшего место. Немного тянет к словам «гентурион» и «центурион» греко-латинского происхождения. Клавдий Птолемей владел информацией о городах и реках в этой части Вселенной. Она досталось ему ещё от летописцев Александра Македонского, следовавших в немалых количествах в его обозах.
     Птолемей представлял пост-эллинистическую культурную знать, уже перевоплощавшуюся в римскую, латинизированную. Отсюда в его текстах по географии попадаются как греческие словемы типа гетурион, так и римские типа центурион.
     Община города была достаточно консервативной и стремилась сохранить свою племенную идентичность, которую иногда сотрясали межплеменные браки. Здесь, по ущельям бродит множество легенд о том, как не согласные с запретами на межэтнические браки любовники превращались в горное эхо или каменные скалы.
     Первые укреплённые элементы города археологи зафиксировали в эпоху владычества Царства Гуннов, которые основали здесь небольшую крепость, для контроля за торговыми путями, идущими из Средней Азии через Дербент, Кумыкскую равнину в Причерноморье.
     В начале 6-го века здесь владычествует Тюркский Каганат, который стремился получить контроль над торговыми путями Куманской платформы в междуречье Сулака и Терека.
     С приходом гуннов поселение приобретает основные городские функции. Здесь строится Цитадель для местной знати, крепостные стены, посады, прикрытые валами и рвами, селища вокруг. Гент-урун становится цветущим городом, населённым большим количеством людей.
     Посадские люди занимались изготовлением керамики, поделок из камня, костей животных. Гончарное производство было своё, но на основе салтовского.
     Основным этническим элементом города и его округи были кумыки, даргинцы и лакцы.
     Своих качеств город не утратил и с приходом сюда Хазарского Каганата, который обеспечил беспрепятственный проход по Кумыкской долине караванов Великого Шёлкового Пути, что приносило горожанам немалый доход, поскольку караваны следовало сопровождать по всей территории, подвластной Каганату.
     В хазарскую эпоху с начала 8-го века этот небольшой городок получил усиленные укрепления, которые можно охарактеризовать как Крепость. Хазары связали свои крепости вдоль Сулака в единую оборонительную систему, обеспечив достойное развитие существовавшим на торговых путях между Сулаком и Тереком множеству древних городов и крепостей, о которых писали и арабские, и византийские, и персидские, и русские, и армянские и грузинские историки-летописцы.
     Это были развитые и наполненные ремесленниками города, городки и городцы эпохи гуннов и Хазарского Каганата.
     Городские ремесленники занимались изготовлением керамических изделий, были тут камнерезчики и резчики по костям животных.
     Культура горожан была сходна с культурой других кавказских горцев. Различие заключается в том, что кумыки, с 7-го века являющиеся основой местного населения, участвовали в военных и торговых походах Царства Гуннов, Хазарии и Золотой Орды в Закавказье, что позволяло им быть передаточным звеном в движении культур с Юга на Север, и с Востока на Запад.
     В эпоху Золотой орды значение города не уменьшилось, поскольку её территория была во много раз больше, что обеспечивало беспрепятственный контакт с большим количеством городов за пределами Кумыкии.
     После крушения Золотой Орды многие из этих крепостей были заброшены, горожане оказались беззащитны и обезлюдили. То же случилось и с Гентуруном, к концу 15-го века тут бродили только звери лесные.
++++++++++++++++++++++++++++


Рецензии