Искренность и честность. о фильме Варавва
Многие называют этот фильм пеплумом. Думается, что фильм Е.Емелина выходит за рамки этого формата. Он откровенен до такой степени, что некоторые рецензенты называют его наивным. Но с каких, скажите, пор наивность перестала быть одним из качеств добродетели?
В отличии от пафосных или заказных пеплумов здесь нет образа Христа. Он совершенно обезличен. Ракурс камеры всегда таков, что мы не видим его лика. То, что наполняет его, отражается в глазах людей и трансформирует их. Причём это отражение либо есть, либо его нет вовсе. Оно не зависит от статуса человека. Его надмирная сущность может проявится в глазах и царя, и наместника, и простого легионера, и преступника… Имеющий очи видит.
Да, фильм в иных местах очень прямолинеен, даже назидателен, но везде он по-детски чист в своей главной задаче – донести до нас мысль о том, что выбор делает каждый, у каждого своя истина, но есть НЕЧТО, что живёт в любом из нас и вовне. Именно ЭТО либо разрушает, либо делает человека цельным.
Павел Крайнов в роли Вараввы вначале показался мне монохромным в своей трактовке образа. Но, опять-таки, его, как и остальных исполнителей главных ролей, глубочайшая честность, помогла понять силу страдания человека, искренне считавшего себя виновным и достойным наказания, а потому для него получить свободу ценой мук невинного равнозначно полному опустошению души. Из этого состояния его выводит, а затем ведёт путями скорби и познания даже не человек, а ещё один символ – обретшие плоть Совесть и Вера.
«Ты обрёл Юдифь во тьме» - говорит он Варавве. А разве можно обрести истинную любовь во мраке? Образы женщин и мужчин зарифмованы в фильме. У каждого значимого героя есть вторая половинка. В состоянии тьмы Варрава мог обрести только ту, что популярна и навязывается в качестве эталона женщины в сегодняшнем мире: та, что достойна поклонения, та, что властвует над мужчинами, покупающими её за блеск драгоценностей; предмет поклонения и похоти, причина преступления и лжи. Ей неважно, как её оценивают на самом деле, важны только её желания и прихоти. А они могут быть выполнены только через предательство и ложь, что ведёт вновь во мглу безумия.
Гефсиманский сад стал в этом фильме не местом предательства, а местом воздаяния за него. Узел, завязанный на шее Иуды, расплетается в нити, ведущие к источнику, к главному преступнику – первосвященнику Каиафе, чьё имя звучит синонимично имени Каина.
Тот свет, что через глаза нашёл пристанище в душах прозревших, разделяет людей на предателей и тех, кто стремится к искуплению через познание, что приравнено к Вере.
Невозможно здесь не сказать о Константине Самоукове, чьё проживание образа Пилата делает его одной из самых значимых и ключевых фигур в фильме. Его рифма, жена Юстиция, - образ настоящей Женщины – хранительницы, советницы, оберега, совести, половинки мужчины.
Образ Иисуса проявлен в двух женских образах – Магдалине и матери Марии.
Безконечная важность, сила, значимость Женщины раскрывается в них до предела, закольцовывая все женские ипостаси:
Женщина-предательство и преступление,
Женщина – помощь и подсказка на пути к истине,
Женщина – слёзы,
Женщина – знание=Вера,
Женщина – путь в жизнь и путь в смерть,
Женщина – источник, давший Бога и указывающий путь и время пути к нему.
Понравился режиссёрский приём сведения двух полярностей: на наших глазах ключевые фигуры фильма перерождаются в собственную противоположность.
Варавва из мучительной мечты о покое переходит в состояние умиротворения, в центре которого сияет младенец, что для меня стало символом нарождающегося в его душе Бога.
Пилат из жёсткого и властного правителя – в человека, живущего по совести и принимающего решения, основанные на том свете, что теперь сияет у него внутри.
Мир полярен и в том, что мужчины – творцы преступлений, женщины – источники слёз.
Ученики, идущие за чудесами учителя приходят к предательству и безверию в сердце своём.
Воскресший не приходит к таким ученикам, а приходит к тому, что ищет путь из тьмы.
Подлинная Вера не в том, чтобы ждать проявленных чудес, чтобы точно знать, откуда он пришёл, как он жил. Подлинная вера не в том, чтобы спрашивать, веришь ли ты В НЕГО. Подлинность равна вере ЕМУ и знанию о том, что он есть, и безконечному узнаванию его.
Подлинная Вера в том, чтобы пройти путь от него к себе.
Фильм действительно во многом назидателен и твердятся известные истины.
Но люди кивают, соглашаясь, и продолжают стоять на своём, на чужом, на месте.
«У вашего учителя странные ученики: прощают только свои грехи».
Свидетельство о публикации №220091101527