Искренность и честность. о фильме Варавва

Когда вышла из кинотеатра, захотелось прочитать отзывы на Кинопоиске.  Думала, что увижу вопли фонтаном. Крайне рада была, что рецензенты, называя себя людьми верующими, оставляют крайне положительные отзывы о фильме. В этом наиглавнейший результат: фильм своей честностью, искренностью и необычным ракурсом, совершенно примиряет людей разных взглядов.
Многие называют этот фильм пеплумом. Думается, что фильм Е.Емелина выходит за рамки этого формата. Он откровенен до такой степени, что некоторые рецензенты называют его наивным. Но с каких, скажите, пор наивность перестала быть одним из качеств добродетели?
В отличии от пафосных или заказных пеплумов здесь нет образа Христа. Он совершенно обезличен.  Ракурс камеры всегда таков, что мы не видим его лика. То, что наполняет его, отражается в глазах людей и трансформирует их. Причём это отражение либо есть, либо его нет вовсе.  Оно не зависит от статуса человека. Его надмирная сущность может проявится в глазах и царя, и наместника, и простого легионера, и преступника… Имеющий очи видит.

Да, фильм в иных местах очень прямолинеен, даже назидателен, но везде он по-детски чист в своей главной задаче – донести до нас мысль о том, что выбор делает каждый, у каждого своя истина, но есть НЕЧТО, что живёт в любом из нас и вовне. Именно ЭТО либо разрушает, либо делает человека цельным.
Павел Крайнов в роли Вараввы вначале показался мне монохромным в своей трактовке образа. Но, опять-таки, его, как и остальных исполнителей главных ролей, глубочайшая честность, помогла понять силу страдания человека, искренне считавшего себя виновным и достойным наказания, а потому для него получить свободу ценой мук невинного равнозначно полному опустошению души. Из этого состояния его выводит, а затем ведёт путями скорби и познания даже не человек, а ещё один символ – обретшие плоть Совесть и Вера.
«Ты обрёл Юдифь во тьме» - говорит он Варавве. А разве можно обрести истинную любовь во мраке? Образы женщин и мужчин зарифмованы в фильме. У каждого значимого героя есть вторая половинка. В состоянии тьмы Варрава мог обрести только ту, что популярна и навязывается в качестве эталона женщины в сегодняшнем мире: та, что достойна поклонения, та, что властвует над мужчинами, покупающими её за блеск драгоценностей; предмет поклонения и похоти, причина преступления и лжи. Ей неважно, как её оценивают на самом деле, важны только её желания и прихоти. А они могут быть выполнены только через предательство и ложь, что ведёт вновь во мглу безумия.
Гефсиманский сад стал в этом фильме не местом предательства, а местом воздаяния за него. Узел, завязанный на шее Иуды, расплетается в нити, ведущие к источнику, к главному преступнику – первосвященнику Каиафе, чьё имя звучит синонимично имени Каина.
Тот свет, что через глаза нашёл пристанище в душах прозревших, разделяет людей на предателей и тех, кто стремится к искуплению через познание, что приравнено к Вере.
Невозможно здесь не сказать о Константине Самоукове, чьё проживание образа Пилата делает его одной из самых значимых и ключевых фигур в фильме.  Его рифма, жена Юстиция, - образ настоящей Женщины – хранительницы, советницы, оберега, совести, половинки мужчины.
Образ Иисуса проявлен в двух женских образах – Магдалине и матери Марии.
Безконечная важность, сила, значимость Женщины раскрывается в них до предела, закольцовывая все женские ипостаси:
Женщина-предательство и преступление,
Женщина – помощь и подсказка на пути к истине,
Женщина – слёзы,
Женщина – знание=Вера,
Женщина – путь в жизнь и путь в смерть,
Женщина – источник, давший Бога и указывающий путь и время пути к нему.

Понравился режиссёрский приём сведения двух полярностей: на наших глазах ключевые фигуры фильма перерождаются в собственную противоположность.
Варавва из мучительной мечты о покое переходит в состояние умиротворения,  в центре которого сияет младенец, что для меня стало символом нарождающегося в его  душе Бога.
Пилат из жёсткого и властного правителя – в человека, живущего по совести и принимающего решения, основанные на том свете, что теперь сияет у него внутри.
 Мир полярен и в том, что мужчины – творцы преступлений, женщины – источники слёз.
Ученики, идущие за чудесами учителя приходят к предательству и безверию в сердце своём.
Воскресший не приходит к таким ученикам, а приходит к тому, что ищет путь из тьмы.

Подлинная Вера не в том, чтобы ждать проявленных чудес, чтобы точно знать, откуда он пришёл, как он жил. Подлинная вера не в том, чтобы спрашивать, веришь ли ты В НЕГО. Подлинность равна вере ЕМУ и знанию о том, что он есть, и безконечному узнаванию его.
Подлинная Вера в том, чтобы пройти путь от него к себе.
Фильм действительно во многом назидателен и твердятся известные истины.

Но люди кивают, соглашаясь, и продолжают стоять на своём, на чужом, на месте.

«У вашего учителя странные ученики: прощают только свои грехи».

 


Рецензии