Стажировка

Уж сколько лет прошло, а армейские годы не забываются. Забылись многие фамилии, имена, но события очень яркими фрагментами так и сидят в памяти.

Отслужив четыре месяца в сержантской школе, в сентябре 1982 года  мы отправились на стажировку в полк. Так говорили: «В полк». А правильнее – в головной батальон полка.  Наше отделение попало во второй взвод третьей роты, которая охраняла ЛИУ(лечебно-исправительное учреждение).

Через день на ремень: сутки в карауле, сутки в роте. Мы пришли в линейное подразделение не совсем рядовыми, курсантами. Это значит, что полы мыть нас не заставляли, в кухонный наряд не ходили, в карауле закрепляли за часовыми разных постов, а в суточном наряде – за сержантом, дежурным по роте.

Само собой, такое положение вещей раздражало солдат, которые отслужили и по году, и по полтора, но убирались в казарме, а мы нет. Они нас, мягко говоря, недолюбливали, но сделать ничего не могли.

Однажды всю роту направили в овощехранилище перебирать картофель и морковь. Я запомнил именно морковь больше. Группа товарищей, отслуживших по году, земляков, кто служил, поймёт каких, во время работы решили меня молча терроризировать, кидаясь в меня морковью.

Помню их ненавидящие, леденящие взгляды и, стоит отвернуться, в тебя летит морковь. Я, молча, с такой же силой кидал морковкой в ответ. Они швыряли время от времени, по очереди, я бросал тоже по очереди в каждого из них. Не мог дождаться, когда ж закончатся эти работы в подвале.  Странно, но на открытый конфликт они пойти не решились. Видно, не настолько вольготно они себя чувствовали в подразделении, боялись гнева сержантов и тех, кто прослужил больше них.

Правда, был один нюанс. Я не работал в тот момент, типа, командовал. Мне легче было бы работать, но нельзя было нарушать установку, данную нам сержантами, тогда бы пришлось и в кубриках убираться,  и дневальными ходить в суточный наряд, а не помощниками дежурного по роте, что, в сущности, означало бы, что ты не без пяти минут младший командир, а чмо.

Однажды я совершил большую глупость. Перед этим в карауле довольно дружелюбно общался с солдатом, к которому меня закрепили, отслужили вместе сутки, а на следующий день его назначили уборщиком в кубрике взвода.

У меня как раз начала болеть нога, мошки покусали, когда три месяца в тайге жили, на ноге образовалась большая, не заживающая рана. Я постоянно её бинтовал. В этот раз, сделав перевязку, почему-то бросил бинт под свою кровать, сразу не выбросил. Это произошло перед завтраком, объявили построение, я и бросил.

И тут после завтрака чуть ли не подбегает он ко мне со свирепым лицом:
-Это, это ты бросил под кровать!..
-Да, - говорю, - сейчас уберу.
-Быстро убери отсюда свой сифилис.
-Да уберу, уберу, успокойся, - сказал я, - не успел просто.

Его аж перекосило от злости в тот момент.

Потом поставили на пост к часовому-оператору в «аквариум». Аквариумом назывался пост над КПП, там находился пульт охраны, помещение располагалось  несколько впереди стены здания, застеклённое с трёх сторон. Очень хороший обзор, как и очень хороший пост. Всегда в тепле, в любое время можно чай попить и не надо выдвигаться на сработки этой же самой сигнализации, которая находилась под твоим контролем.

Вот как раз с чаем-то меня сразу и кинули, просто не пригласили, когда зашёл кто-то из караула и они вдвоём выпили крепенького «купца», посчитали, что «молодому» не положено пить с ними по статусу. Надо сказать, за полгода в учебке я ни разу не пил чай кроме того, что давали в солдатской столовой.

Там же, на этом посту, я впервые увидел осуждённых  именно в местах лишения свободы, а не после освобождения, как до этого, на гражданке, причём, не кого-либо, а полосатиков, особо опасных рецидивистов.

Они подошли к КПП, их должны были этапировать. Один был лет двадцати пяти, разбойничьего вида, который ему придавали ещё и арестантская роба, и бритая голова, но заметен был и взгляд, очень холодный и дерзкий.

Вскоре после прибытия в эту часть, я увидел, что такое «тёмная». Это произошло очень неожиданно. Минут через тридцать-час после отбоя я проснулся от шороха и шёпота возле моей кровати. Я спал на втором ярусе. Затем к солдату, который спал тоже на втором ярусе через пару кроватей от меня подскочили четыре человека. Двое схватили спящего за ноги и голову, предварительно резко натянув тому одеяло выше головы, а двое стали наносить удары по известным всем болевым точкам.

От неожиданности и боли солдат взвыл, его держали и били, а потом так же быстро, как крысы, все четверо разбежались по разным углам. Солдат разрыдался под одеялом в голос, но даже не встал с кровати. Я не понял, кто это были такие, и кто был этот солдат. Горела лишь лампочка дежурного освещения.

Странно, но это меня хотя и удивило очень, но не испугало. Я тут же заснул, даже не подумав о том, что такую же тёмную могли применить в отношении кого угодно, в том числе и меня.

Офицеров и сержантов роты, в которой мы проходили стажировку, я не запомнил, кроме земляка-срочника, который был у нас заместителем командира взвода во время КБМ. Здесь он стал другим, более человечным что ли, и, что интересно, изменилось его отношение ко мне. Во время дежурства по роте, он общался со мной, как с равным, старым знакомым, а о том, что было во время прохождения курса молодого бойца, можно сказать лишь матом. Не запомнил я их потому, что с нами работали только наши, те не вникали, своих забот хватало. Да, но тоже кроме одного офицера. С одним пришлось всё же познакомиться поближе.

Я тогда нёс службу во внутреннем карауле. Караульное помещение почему-то не было оборудовано специальным местом для курения. Солдаты покуривали втихаря в тамбуре караулки. Мне тоже разрешили. Я и закурил, но как раз в этот момент пришёл проверяющий офицер и написал замечание в акте проверки: курсант такой-то курил в караульном помещении.

Больше всего мне нравилось находиться в карауле, заступившем на охрану ЛИУ. Во- первых подальше от части, уезжали туда на машине, во-вторых там было больше романтики и действительно армейского.

Правда, довольно часто приходилось выдвигаться на сработки сигнализации и в связи с попытками перебросов, что днём, что ночью. Но это уже особенности службы. В те времена было много перебросов, тем более, что зона находилась прямо в городе.  Даже чай был в запрете, не как сейчас.

Гражданские делали специальные пакеты, либо при помощи тонких арматур, либо электродов или других приспособлений старались докинуть их до осуждённых, находящихся за несколькими заборами и заграждениями из колючей проволоки.

Бывало,  докидывали, но частенько они попадали в руки нас, охранников, или служебных нарядов на территории колонии.

Ночью давалось время на отдых, часа три, наверное, может, четыре, не помню, специально были оборудованные места, кровати, это очень радовало. Обед и ужин привозили из части в специальных термосах, в общем-то, еды хватало.

В самой же части кормили ужасно по моим понятиям. К моему разочарованию, там чуть ли не каждый день давали на второе гуляш из субпродуктов: печень, почки. А я их с детства есть не могу. Тут я, было,  пригорюнился, и попасть служить в это подразделение нашего полка у меня желание резко поубавилось. Да и сама столовая была очень большая,  плохо освещаемая естественным светом, неуютная.

Хотя у меня уже появились знакомые в полку, встретились и «помозки», с которыми я познакомился на КМБ в тайге, были и знакомые с нашего призыва, которые попали не в учебку, а сразу в полк.

Зато именно здесь находилась та самая первая рота, которая осуществляла охрану осуждённых не только на автозаках, но и на поездах, и в самолётах, собственно, к чему нас и готовили в нашем учебном спецвзводе. Но послужить в этой роте в дальнейшем мне не довелось, после сержантской школы отправили в далёкий таёжный батальон на Ангару.

По окончании стажировки каждый взвод должен был выпустить сатирическую газету по результатам армейской месячной практики. Нашей газетой занялся парень из Домодедова,  Губин или Губанов, нет, Губин, который в строю стоял впереди меня и поначалу я частенько наступал ему на пятки, а он частенько оборачивался и своим московским говором, слегка шепелява выговаривал:
-Белый, достал уже постоянно на пятки наступать.

Такой, нормальный пацан, простецкий что ли. Мы с ним нормально общались.

Однажды, правда, во время уборки кубрика в тайге что-то не поделили, начали спорить, выяснять отношения, в результате получили хороших, сочных оплеух от замкомвзвода нашего, каратиста, он тогда ещё странно высказал ему:
-Куда ты лезешь, у Белова-то здоровья хватит, а ты рассыпешься под ударами, бл…

Дело в том, что я постоянно попадал в какие-либо передряги, то дрался, то опаздывал, то пытался отлынивать от физзарядки, за что слыл пофигистом и не особо старательным курсантом почему-то. Земляк-ефрейтор, каптёрщик нашей роты, даже выразился как-то однажды: «Пресловутый Белов…».

И вот этот пацан занялся газетой, он очень хорошо рисовал. Я подошёл, увидел смешные карикатуры, в том числе и на меня, мне вдруг захотелось к этим рисункам добавить коротенькие стишки, чтобы было выразительнее.  Меня поддержали, согласились. Так, впервые в жизни, я неожиданно проявил поэтические наклонности.

Там их было много, рисунков, потому что и залётов хватало среди нашего брата, запомнились лишь три. Один на моего одноклассника, который, не мог ни разу подтянуться на турнике:

Сегодня ночью спать не буду,
Побольше тола украду,
Взорву турник я и забуду
Надолго про свою беду.

А над четверостишием был нарисован солдат, висевший, извивающийся как сосиска, на турнике. И на себя самого:

Курит солдат и матерится,
Вспомнился отчий дом.
Дым сигаретный клубится,
О женщине мечтает он.

Ещё про парнишку написал, который съел весь обед, оставленный в столовой для нескольких человек, задержавшихся на занятиях:

Съем всё, хоть даже сыт,
Ведь мой желудок не набит.
До вечера чтобы  дожить,
Побольше надо проглотить.

Что-то в этом роде…

Газета понравилась всем на нашу радость. Ротный так был воодушевлён, что сказал перед строем:

-Вот молодцы, воины из третьего отделения четвёртого взвода, такую газету выпустили, что я сам чуть не обоссался от смеха, когда её читал. Курсант Губин, курсант Белов, выйти из строя! За добросовестное отношение к выпуску сатирической стенгазеты и добросовестное отношение к службе объявляю вам внеочередное увольнение в город!

Это ж надо. Заработали увольнение, которое буквально через неделю с удовольствием использовали, побродили по Красноярску часа три-четыре, поели мороженого и конфет с печеньками.

Правда, буквально через полтора месяца этот же наш ротный с таким же успехом объявил мне тоже перед всем строем на полевом выходе:
-За недобросовестное отношение к своим служебным обязанностям объявляю наряд вне очереди.

Это когда командир соседней роты выкрал из моего автомата затвор, когда наш старшина отправил нас заготавливать колья для палаток, а охранение не оставил. Пришлось тогда целую ночь ноябрьскую мёрзнуть с моим тёзкой, генеральским сыном, которого застали спящим в палатке днём, под пронизывающим ветром со снегом на высотке, охранять стрельбище и наш временный палаточный городок, расположившиеся внизу.

Но это уже другая история, о которой я написал в  таком же своём рассказе о внутренних войсках.


Рецензии
Привет собрату по крови.
Сам знаешь, что я тоже работал(можно сказать, служил)в заведении с похожими задачами, но совершенно другим контингентом. Небо и земля. Ну да ты читал уже))

Заинтересовало конвоирование зэков в авиатранспорте. Не знал, что такое тоже бывает. Думал, что на дальние зоны возят исключительно в "столыпиных".

Юра, а в ЛИУ, насколько понял, нет режимов? Просто категории зэков распределены по отрядам? И какой там был контингент больных - тубики?

Что меня больше всего удивляло в ВВ - это национальный состав. Преимущественно прибалты, кавказцы и азиаты. В тех подразделениях, что довелось видеть мне, русских мало. А ведь эти воины везде шастали с оружием. И не каким-нибудь, с ПМ.

Сергей Соломонов   19.09.2020 18:02     Заявить о нарушении
Приветствую, Сергей.
Да, знаю, конечно. В самолётах конвоируют тоже. С той лишь разницей, что нет спецтраспорта. На осуждённых надевают наручники, это обязательное условие.

В ЛИУ лечат осуждённых всех режимов. Да, туббольница. В Салавтате работал, через забор тоже туббольница, КПП один. Раньше там и поселенцев лечили, а потом вышло указание, что они должны лечиться в гражданских диспансерах.

А у поселенцев тоже часто выявляли, отправляли их в город. Они же часто меняются, одни уехали, другие приехали. Вот мы и дежурили чуть ли не постоянно в городском тубдиспансере. Там я посмотрел на условия.

Палата с открытой формой, рядом палата с закрытой и т.д.

Национальный состав у нас был очень, очень разнообразный, но в основном Кавказ да Средняя Азия, ну и наша Россия вся. А вот прибалтов и западенцев у нас не было, я не встречал. Просто, видимо, по призывам не совпало.

С ПМами шастали те, кто суды охраняли да вот как раз на самолётах летали, а мы больше с автоматами, причём у нас, в дальних гарнизонах, были не АК - 74, а АКМы.

Я в учебке и из автомата стрелял, и из пистолета Это только наш взвод такой был, так и назывался: спецвзвод. Нас учили и с палками-щитами работать, рукопашки было больше, чем у других и бегали тоже больше, чем другие в нашей учебке. Столько же бегали, наверное, только СРСники(инструкторы служебно-розыскного собаководства), те с собаками своими все сопки ближайшие оббегали. А мы больше по городу, если не считать те три месяца, что в тайге прожили.

Юрий Орлов-Орланов   19.09.2020 18:56   Заявить о нарушении
Сопоставляю службу ВВ-шников, и свою в мотострелках. Наши махновцы отличались от стройбата только цветом погон. У нас в части был бардак откровенный.Считай зона общего режима. Неуставщина, возведённая в абсолют. Пьяные в жопу офицеры и прапора.
Ты в армии хотя бы выполнял реальные боевые задачи. А я после учебки буквально летал на лопате в командировках: бери больше, кидай дальше. Ну разве только в караулы да патрули ходили.

Сергей Соломонов   19.09.2020 19:09   Заявить о нарушении
Опять же, как посмотреть. У нас всего хватало. Парадокс, наверное, но пьяный начальник караула, прапорщик, застрелил солдата именно в той части, в которой я служил. Это был дальний линейный батальон. В таких отдалённых частях тоже хватало неуставщины.

Но, после этого к нам часто стали наведываться проверяющие. И я призвался в 82-м, в этом году как раз вышел приказ секретный №0100 по неуставным взаимоотношениям, ты, наверное, слышал про него. Хотя таких приказов было достаточно и в другие годы.

Но, что ни говори, ты прав, в таких частях по сравнению с нашими было больше беспредела.

Правда, есть, наверное, и положительные моменты, Крым, больше свободы и т.д.

Но там, где устав, служить лучше, я согласен абсолютно.

А как ты говоришь, с лопатой и т.д., это вообще ничего хорошего.

Мы несколько месяцев в одних только розысках провели, как весна, так начиналось. Так же ходили по улицам, обшаривая все дома, сараи, это были те же зачистки, только мы их так не называли, по лесам, выстроившись цепью, ну и стояли, конечно, на ВРП, на дорогах, останавливали транспорт для досмотров и т.д.

Может, это цинично звучит, но розыск для нас был глотком свободы, романтики и временного освобождения от рутины караульной.


Юрий Орлов-Орланов   19.09.2020 19:55   Заявить о нарушении
Не дома, дворы, в дома нельзя было заходить.

Юрий Орлов-Орланов   19.09.2020 20:00   Заявить о нарушении
Да, и несколько раз искали своих же, солдат. Один раз с оружием с поста убежал наш, правда, он автомат в парке тогда закопал возле аэропорта, а сам хотел домой на Як-40 улететь. Не вышло, его там и взяли в аэропорту, потом также и служил на вышке.

А, насчёт лопаты ещё. В учебке решили здание КПП построить большое, в мы рыли котлован под фундамент, не помню сколько по времени, может, недели двею

А там сплошной камень, причём литой. Мы долбили ломами, откалывали лопатами собирали и на носилках носили. Так это была работа очень тяжёлая, надо сказать. Поэтому, как ты сказал про лопату, я аж сразу поморщился, можно сказать.

Юрий Орлов-Орланов   19.09.2020 20:26   Заявить о нарушении
Крым жутко разлагал неокрепшее солдатское сознание и воинскую дисциплину.
Особенно на втором году службы.
Море, самоволки, девчонки, гауптвахта.
И опять полёты на лопате...))

Сергей Соломонов   19.09.2020 20:31   Заявить о нарушении
Пипец, если бы мне, нарушителю дисциплины и постоянному узнику гауптвахты, кто-то сказал тогда, что через каких-то шесть лет буду воспитателем девочек с уголовными наклонностями, я бы сильно удивился...

Сергей Соломонов   19.09.2020 20:33   Заявить о нарушении
Вот, вот. Я тут сейчас подумал как раз:"И Крым и рым", хотел, было, написать не тот, как в поговорке, а получается, что тот.

У нас тоже такие были. Сейчас точно не помню, я вот с двумя, как раз, пять суток сидел на губе, они на год старше по призыву были, рекордсмены, один то ли тридцать суток отсидел на губе, то ли семьдесят, вот не помню. Но у нас своя губа была, а ты-то на гарнизонной чалился, это намного серьёзнее.

Своя-то что, на КПП,рядом с помещением внутреннего караула, не работали, правда, холодно было, днём на полу спали и мёрзли.

А я твои воспоминания почитал, у тебя всё жёстко. Три раза нос ломали, мне тоже разбивали до крови, хрящ чуть уже там повредили, но не до такой степени.

Я больше со своим призывом выяснял отношения, один раз дед завстоловой в учебке ударил, поддержал земляка из моего взвода, уже сержантом я один раз сцепился со сверчком, бывшим нашим сержантом в учебке, ну и в учебке от сержантов своих просто терпели, это считалось воспитанием. Тоже много приходилось, причём, несколько раз с кучкой по три человека, но там я хоть и сопротивляллся, был пит, скорее. А ты с дедами умудрялся драться, нос тебе ломали несколько раз, это круто. Не пою дифирамбы, правда.

И вот ближе к теме, почему ты стал работать в системе. Потому, что обострённое чувство справедливости развито, отсюда и дрался, отсюда и работал потом в правоохранительных органах. А вот то, что из прокуратуры ушёл в адвокатуру - это случай по-моему не типичный. Но, читая твои рассказы, статьи по литературоведению и так далее, становятся понятны жизненные принципы, которые многое объясняют и в армейские твои годы и потом. Таково моё мнение.

Юрий Орлов-Орланов   19.09.2020 20:53   Заявить о нарушении
Ты сколько суток на губе отсидел, столько же где-то и те двое. Я просто не помню, уже сколько в армии реально было отсидеть на губе за два года максимум, чтобы не угодить в дисбат.

Юрий Орлов-Орланов   19.09.2020 20:56   Заявить о нарушении
Да, насчёт обострённого чувства справедливости ты прав.
Если честно, и сам не задумывался об этом. Ты прав, Юра.
Все наши серьёзные жизненные решения имеют , соответственно, серьёзную мотивацию.

Вспомнился твой рассказ о работе в Бутырке. Удивительно, что там у тебя не сложилось. У нас бывшие ВВ-шники всех ровняли, строили, и были в большом авторитете.
Но наверное, долго служить на контролёрской работе, удел недалёких. Я выдержал два с половиной года. Потом перешёл юрисконсультом в том же заведении. И только ещё через пару лет, получив офицерские погоны, стал воспитателем.

Кстати, как долго ты проработал отрядником? Вроде рассказывал, но забылось.

Сергей Соломонов   19.09.2020 21:14   Заявить о нарушении
В Бутырке мне очень тяжело было сутки на ногах ходить, и ночи я тяжело переношу, там стул-то был только у корпусного, не то, чтобы поспать. Были и другие причины. Но я б не смог работать контролёром, ка ты говоришь, не многие задерживались, там тоже немногие.

А строить - это вообще не моё. Во всяком случае, молодым я это делать не особо любил, хотя умел, из армии всё же пришёл старшим сержантом, был замкомвзвода полгода.

А начальником отряда проработал одиннадцать лет, а потом вольнонаёмным четыре года, мастером на швейке и инженером производственного обучения.

В общей сложности, с армией, в системе прослужил и проработал семнадцать лет. Не много, но хватило, как говорится.

Юрий Орлов-Орланов   19.09.2020 21:34   Заявить о нарушении
Ой, сутки написал, двенадцать часов, а не сутки.

Юрий Орлов-Орланов   19.09.2020 21:36   Заявить о нарушении
Да, у нас в Крестах была та же система в дежурной смене: утро, ночь, отсыпной, выходной. Дежурство по 12 часов. Сидели на откидных крышках на галерке. Наверное, помнишь ниши в стенах для доски покамерного учёта и постовой ведомости.
Одиннадцать лет отрядником?? Юра, ты крут. Как только сердце выдержало. Мне хватило около трех лет. Мартышки жгли по взрослому, не давали соскучиться. Ни дня без приключений. То разборка в очередной хате, то мастырка, то суицид. Зам по воспитательной обещал отдать меня под суд за ударную работу...

Сергей Соломонов   19.09.2020 21:50   Заявить о нарушении
А, насчёт работы начальником отряда. Начал работать в одном городе на общем режиме, буквально через год-два сделали перережим с общего на строгий, потом стали делать отряды многоходов-одноходов, потом первоходов всех увезли в другие зоны, оставили одних многоходов, потом я перевёлся в другой город, там строгий, но все первоходы, многие из тех, кто чуть раньше уехали из той же зоны, рядом, как уже выше написал туббольница. Потом начальником отряда в отряде колонии-поселения поставили, потом опять в зоне строгачей дали.Потом вернулся в ту зону, откуда раньше перевёлся, там уже мастером на производстве начал работать, инженером, ещё и за рулём автозаков ездил, которые там делали.

А в учебке, помимо всего, о чём написал, ещё и в параде 7 ноября участвовал в Красноярске, тоже перед этим готовились, маршировали долго.

Юрий Орлов-Орланов   19.09.2020 21:57   Заявить о нарушении
Да, я помню, читал о твоей работе. Да, много чего было, что у вас там, что у нас. у нас ещё эпопея строительства была. Это отдельная тема. С женщинами работал совсем чуть-чуть, а потом только на шмонах видел несколько раз.

Юрий Орлов-Орланов   19.09.2020 22:03   Заявить о нарушении
Мы тоже искали там, ниши да на подоконниках пытались кимарить, дверь железная хлопнет, вскакивали. А ещё уже видеокамеры пошли, но я лишь пару смен там стоял. Хотя и от камер прятались парни, там же лампочка красная загоралась, когда она включалась. Большие были.

Юрий Орлов-Орланов   19.09.2020 22:09   Заявить о нарушении
А ты ещё на девяностые попал. Это жесть. Девяностые, по-моему, у нас можно сравнивать разве что с двадцатыми годами.

Юрий Орлов-Орланов   19.09.2020 22:13   Заявить о нарушении
Да, вот ещё, что хотел сказать, один отряд редко был, в основном - два отряда, свой и во втором замещаешь. У вас тоже так было?

Юрий Орлов-Орланов   19.09.2020 22:19   Заявить о нарушении
в 90м я уже был в надзирающей прокуратуре.
Там гораздо легче, чем в системе ИТУ.

Сергей Соломонов   19.09.2020 22:43   Заявить о нарушении
Нет, у меня замещение было редко.
Только десять камер малолеток. Потому и считался сачком.
Пару раз замещал воспиталку на хозобслуге - впридачу к малолетковым хатам. Но в ХО спокойные женщины. С ними никакого головняка не было.

Сергей Соломонов   19.09.2020 22:46   Заявить о нарушении
С прокурорами тоже много приходилось по работе сталкиваться, особенно в ШИЗО они любили надзирать, да и не только вообще-то. В СИЗО всё же немного по-другому воспитательная работа строилась, а хозобслуга, тем более, в большом городе - это, считай, помощники, там "плохих" не оставляли. У нас с хозобслугой было принято за руку здороваться. И количество тоже не сопоставимо. Но это нюансы, а принцип один.

Юрий Орлов-Орланов   20.09.2020 04:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.