Весь болен мир и в нём шизофрения

(Амбивалентность-раздвоенность сознания, один из признаков шизофрении)

Сказки Антона Бильжо окончились и началась настоящая жизнь?
Всё по закону жанра: если в первом кадре появилось оружие, то в кого же оно выстрелит? Это-то ладно, на поверхности. А вот со святым Себастьяном Бильжо меня удивил и поразил. Ничего не знала об этом образе в искусстве. Подумала, что картина вообще современная, трусики какие-то вместо античных повязок или тканей на чреслах. Почему кульминация напряжения отношений между мужчиной и женщиной связана с этим образом? Что за вопрос дурацкий о символе геев, при чём здесь Христос и ответ молодого человека в музее на вопрос Петра.
У режиссёра и этот фильм не обходится без метафор и смысловых отсылок, хотя они уже и не так сказочны, как в Рыбе-мечте.

Святой Себастьян самый популярный образ обнажённого мужчины в искусстве, более 6000 изображений.  Образ, претерпевший самую мощную трансформацию.  От символа преданности христианскому учению и предательства до легальной возможности потренироваться в изображении обнажённого красивого мужского тела.  От святого заступника  перед Богом за мир, который поражён чумой до культурного символа фашизма, созданного Габриэле д'Аннунцио, что  был одним из известнейших итальянских писателей своего времени. Он прославился как распутник, интеллектуал, поэт и персонаж, вызывающий одновременно «восторг и отвращение», Габриэле последовательно ассоциировал образ римского легионера, претерпевшего мученическую смерть за свои идеалы, с образом сверхчеловека. Эту эстетику он и ввел в идеологию фашизма, упиваясь красотой смерти, страдания, эротизмом крови, отваги и героизма.  У Бильжо в кульминационный момент появляется картина Антонелло да Мессина. Обнаженное тело юноши пронзают стрелы, однако в выражении его прекрасного лица с поднятыми к небу глазами и полуоткрытыми губами — лишь легкий намек на страдание. Святой в полной гармонии с миром.

Гармоничны ли наши «герои» с жизнью своей и мира?
Хрипящий немецкий рок и барабаны. А в жизни Петру всё «по барабану»: родители, бабка, девушка, мнение других людей, учёба.
Мама, пришедшая с сыном на рок-концерт и подарившая цветочки звёздам рока. Чтобы понимать, чем живёт сын?  Говорить не о чем, зацепиться в пространстве не за что. Дышать нечем.  Призрачная опора – глаза мужчины напротив. Рефрен «склеил бабу- совокупился - результат» начинает набирать обороты.
Добропорядочный и тихий Стас, девственник в 26 лет, живущий по высоким принципам: «Совокупление – это всегда похоть, если не озарено любовью.  Главное – быть честным». Подглядывающий в щёлку и не умеющий понять, что наблюдает: похоть, предательство, любовь? Послушный «ботаник», имеющий призрачные понятия о любви, дружбе, не смеющий задать честного вопроса ни другу, ни матери.
Отец Стаса (о, читайте Петрановскую!) складывающий на сына-студента своё неумение решить жизненные вопросы: «Вылечи меня, психиатр. Вот видишь, что натворила НАША мама». Сын, идущий стопами отца: «мама, мне нужна твоя помощь».
Диагноз, который ставит профессор, обращаясь к Петру, относится ко всем героям фильма – инфантилизм.
Афиша фильма - ещё один продуманный намёк на причины происходящего, зарифмованный с образом св. Себастьяна. Культ секса, как способа решить все проблемы, низводящий любовь до основного инстинкта, превращающий все взаимоотношения в «склеил-совокупился», чумой заразил мир. И нет уже святого мученика, способного в страданиях своих предстать перед Богом и просить о прощении и спасении чумных. Тот, кто утыкан стрелами друзей и единомышленников, напрочь отделился от образа юноши Перуджино, ехидно демонстрирующего, что стрелой его не возьмешь, или Рафаэля, где грустный и невыносимо прекрасный Себастьян, изящно изогнув мизинец, показывает нам орудие своей казни.
Инфантилизм, выросший из нежелания совершить духовное усилие вслед за Христом («так он-то взрослый, ему 33»). Инфантилизм надежды на святых, что похлопочут за грехи людские перед Богом. Инфантилизм, опирающийся на постулат «Молодой ещё, глупый, но красивый, как Бог, ему можно всё». Отсюда ещё один рефрен: ты зачем сюда припёрлась/припёрся. Петра устроили в институт родители; рок-подруга с нехудожественным безпорядком на голове и в голове, врывается к юному богу, не боясь, что опоздала, её вызвал Стас, желающий чужими руками проблему решить; Катя отравилась суррогатным лекарством от клаустрофобии.
А юный Эрос с луком в руках, чья голова набита красивыми идеями, представления не имеющий о настоящих, нефальшивых взаимоотношениях с другом, женщиной (ну не было возможности примеры брать,  мог только книжечки читать), то игриво, то усердно, то отчаянно ищет цель.
И вот она найдена. Не важно, какою ценой завоёвано счастье, пардон, тишина и покой. А все, кто спасся, теперь в «домике»: трюме, дурке, яме, разгромленной квартире. В трюме кто живёт? Правильно, крысы. Все остальные – в дурдоме.
«И вас вылечат.  И тебя вылечат. И меня вылечат».

Ай да Бильжо, ай да психиатров сын!


Рецензии