Глава 5. школа рабочей молодежи

ШКОЛА РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ

   К началу нового учебного года я не успел, в связи со всеми перетрубациями. Выбрал ту вечернюю школу, которая была поближе. Ей оказалась ШРМ номер 14. Находилась она прямо в административном здании завода ОЦМ. Нужно войти в левый вход с крыльцом и подняться на верхний этаж. Там самый первый кабинет слева- наш, то есть, 11"Б" класса.
Кажется,теперь школ рабочей молодежи нет. Есть вечерние школы. Вообще, слово" рабочий", особенно в сочетании "рабочий класс", как-то не в тренде... Теперь впереди планеты всей блогеры, ютуберы, хайперы и т.п.
Ученики в классе оказались довольно молодыми. Им по 17 лет, так что я в свои 20 смотрелся уже немного переростком. Замечательный фильм "Большая перемена", который вы наверняка видели, как и я впоследстии, представит несколько иную, довольно разновозрастную, картину. Я потом догадался в чем дело. Ребята после 9,10 класса, которые вынуждены были в силу семейных причин пойти на производство, тот же ОЦМ, сразу продолжили обучение. Как говорил Михал Иваныч из
 " Бриллиантовой руки" : " Куй железо, не отходя от кассы!"
Класс был не переполнен. Я сел на свободное место- за первым столом...
Народ сразу зашушукался.
 Учеба в школе была двухсменной. То есть, ты приходишь на занятия, в зависимости от того, в какую смену работаешь: с утра или вечером. Первое время я приходил по вечерам.
Два дня прошли в школе довольно спокойно: соученики со мной не заговаривали, я в душу ни к кому не лез, учителя меня не спрашивали. Потом была среда, когда мы не учились. А вот в третий день учебы, в четверг, меня стали уже спрашивать... Было в этот четвертый день недели четыре урока. И мне поставили аккурат четыре пятерки!.. Народ зашушукался за моей спиной. Что говорили,толком не разобрать, но что-то вроде " Выскочка!", точно прозвучало. Но я не реагировал и ,сложив школьный портфель, пошел домой, провожаемый жгучими и любопытными взглядами одноклассников. А учителя, как сговорившись, в пятницу продолжили меня опрашивать. Снова четыре пятерки!.. То есть,спрашивали, естественно, и других, но результаты были разными...
Похоже, что таких прилежных учеников тут давно не встречали. После уроков заглянула в аудиторию наша классная Нина Петровна. Это была солидная по педстажу учительница, довольно непафосная, домашнего вида. Она поинтересовалась, как я тут осваиваюсь, не нужна ли помощь? Я поблагодарил и сказал, что все хорошо. Нина Петровна вела уроки истории и обществоведения. Мы попрощались до понедельника...
Надо сказать, что в дневной школе я особо не старался. А тут, особенно после погрузки бревен на Буранной и пьяных дебошей пролетариата в общежитии, я понял, что только ученье поможет мне выбраться в другую жизнь. И подналег на науки. Я не ходил в выходные в кино, не смотрел телевизор. В библиотеке комбината брал книги только по тематике уроков, чтоб расширить кругозор... На работе в ремонтном я не болтал со слесарями в курилке, а потихоньку почитывал учебники, потому, что в рабочие дни выполнять уроки практически было некогда. Рабочий день с  восьми утра до половины шестого. Бегом к тете Соне, проскочив мимо теплопункта, библиотеки, через мостик на мутной речушке городского масштаба Люльченко и перейдя через железку. Дома чуть перехватил борщечка, умылся, переоделся и- на уроки. Вечером около десяти уже вареный...
Так что приходилось подчитывать и подрешивать уравнения на работе. Мастер на это внимание не обращал, ведь это было в перекуры...
Но! Вот этим самым "но!" оказалась высокая квалификация моего мастера, слесаря большого таланта. Валентин Федорович именно этой
осенью покинул нас и ушел в ящик. Не сыграл в ящик, а перевелся работать в почтовый ящик. Именно тот секретный завод им. ХХ партсьезда, где мы изучали когда-то фрезерное дело...Пригласили работать слесарем-сборщиком моего мастера на очень льготных условиях: 500 рублей ежемесячно плюс премии! А на комбинате у него были 200... К тому же, приближалась пенсия...
Иными словами, поменялся мастер. Моим командиром поставили обычного слесаря Гену Малых... Особой квалификацией он не обладал, как и широким кругозором.. Но оказался ярым ненавистником моих учебников, хотя работы иной раз не было по полдня... Куда я только не прятался, пока народ в курилке забивал козла! Нашел-таки укромное местечко: между стеной и копрусом огромного токарного станка. Помню- станок на автомате что- то точит, шумит, а я за ним,сидя на полу, решаю уравнение с двумя неизвестными!..
Но... Один уже известный типчик нашел меня и там... Неизвестно, чем бы это кончилось,если бы не дядя Вася. Один его телефонный звонок друзьям и меня перевели работать на теплопункт, дежурным.
Теплопункт находился вне территории комбината. Это было отдельное сооружение. Там работали различные бойлеры, насосы, двигатели. Все это обогревало близлежащую производственную и жилую инфраструктуру. В мою задачу входило записывать ежечасно показания манометров и прочих приборов. И все! У дежурных, работающих в три смены, был большой стол и масса времени. На книги и записи тут никто не обращал внимания.Мои сменщицы постоянно вязали теплые носки и шарфы. Да и кому обращать? Слесари иногда заходили на теплопункт, что-то смазывали, перебирали и меня не касались. Ночью вообще никого не было. Раз в неделю сюда заглядывал инженер-теплотехник. Полистав журнал с нашими записями показаний, исчезал... На экстренный случай в теплопункте имелся телефон... В общем, с письменными работами у меня теперь проблем не было, как и с устными. Правда, тут было жарковато. Поэтому днем стальная дверь теплопункта практически всегда была полуоткрыта. Это привлекало иногда, то алкаша,то подгулявшую соседку...Открывали мы двери и ночью.
А однажды произошел случай, который аукается по сей день.Точнее, по сию ночь... Я дежурю ночью. Духота. Отворил двери. Уроки все сделаны, я притомился , можно немного вздемнуть. Стелю телогрейку на ближайшие две параллельные трубы в теплоизоляционной обкладке. И тут же засыпаю... Внезапно я просыпаюсь, как зверь, почуявший опасность... И вовремя: прямо над моим лицом склонился какой-то страшный бородач во рванье!.. Я заорал изо всех сил:
Кто вы?! Что тут надо?! Вон отсюда!!!
     Неизвестный бродяга исчез, как привидение...
Что ему было нужно? Почему он так странно смотрел? Кто он?..Неизвестный- человек вообще или...
   Прошло очень много лет. А я до сих пор не усну, если не заперты двери!..

... В понедельник меня стали испытывать вторая классная- 11"А" Нина Александровна и Виктор Иванович, "немец"! Ну, ребята, нашли на чем проверять! Да ведь физика, которую вела Нина Александровна, я не только люблю, но и обожаю! Эта красотка лет 35, симпатичная, с шоколадными миндалинками глаз, смугленькая, стройная меня уж и так, и сяк выспрашивает!.. На тему ответил, пошли допвопросы... Крутила, мудрила... Поставила-таки заслуженную пятерочку...
Виктор Иванович, невысокий,пухленький, русоволосый... Страшно удивился,когда я отвечал на немецком довольно бегло, сходу перевел большой текст... Класс одобрительно зашептался. Ребята поняли, что пока меня пытают допвопросами и гоняют по всей программе, они могут отдохнуть!..
Усиленное внимание обьяснилось после уроков: меня вызвали к директору. При нашей доброй Нине Петровне директор стала расспрашивать о моей работе, о планах на будущее... Узнав, что хочу посупать в ВУЗ, одобрительно кивнула:
Мы так и подумали... Ну что ж, старайтесь, а мы поддержим!..
   В тот вечер я впервые возвращался не один, а в компании одноклассников. Со мной шли мимо ДК Металлургов Леня Грухин и Нина Глухих, очень смышленая и симпатичная девушка.
Теперь мы часто так ходили, втроем.
Вскоре Леня рассказал, что в октябре они всем прошлым классом- дневной школы номер 55, где он учился- ходят на могилу своей любимой учительницы, которая неожиданно скончалась три года назад...
Я замер... И на всякий случай спросил: " Она преподавала немецкий?"
Удивленный одноклассник даже остановился: "А ты откуда знаешь? Тоже у Зои Семеновны учился?"
Я ответил: " Да потому,что это моя мама!.." И добавил: " Передай ребятам большое спасибо..."
В эту ночь я почти не спал... Вот ведь как бывает, ушел человек, нет его, а дела его, если они были добрыми, и память о нем продолжают жить!..
...18 октября на маминой могиле оказалось много цветов...

     ... Добрые люди подсказали мне идею пересдачи некоторых прежних школьных предметов, которые будут представлены в аттестате зрелости. Я так и сделал. Отправился в свою любимую 18 школу. Валентины Яковлевны я там не нашел,так как она была в послеродовом отпуске, но учителя и руководство меня хорошо помнили по концертам, некоторые знали мою маму... Я договорился о пересдаче предметов, где были троечки. И даже четверки меня уже не устраивали. Готовился я на совесть, учил, подчитывал, что-то чертил. Хорошо помню,что пересдавал астрономию и черчение. Справки о пересдаче приносил в дирекцию вечерней школы. Там одобрительно кивали...
   Класс уже принял меня окончательно. Тем более, что я помогал решать,обьяснял непонятное, давал списывать.

   Я никак не мог решить- куда поступать? Может, как мама, в педагогический?.. Но мамина замотная жизнь стояла у меня перед глазами... Мой дружок Шурик Мамонтов советовал идти в сельхозинститут, на охотоведение... А что? Природа, леса, тихая жизнь... Да разве о тихой и спокойной жизни я мечтал!?
Я хочу выступать на большой сцене, сочинять, радовать людей!
Тогда надо ехать в Москву! А кто меня там ждет!? На что буду жить? И кто возьмет в артисты такого редкозубого? ( Караченцева и Пугачеву я тогда еще не знал.)
И у меня созрел план. Идти в политехнический, на электротехнический факультет. Физику и математику я знаю уверенно. Сдам. Сочинение напишу, это точно. У кого есть перед институтом трудовой стаж- принимают преимущественно. А у меня стаж имеется, и он по профилю...Закончу, получу диплом о высшем, будет твердый кусок хлеба. В смысле, надежный. Во время учебы,буду подрабатывать тем же грузчиком на комбинате. А если что, тетя Соня и дядя Вася тарелку супа всегда нальют. И тетя Тая недалеко...Это рядом, это тебе не далекая столица. А дальше- твори, выдумывай, пробуй!
 Партия ставит задачу гармонического развития личности. Архитекторы поют, врачи пишут комедии, студенты МГУ создали театр " Свой дом" или что-то в этом роде. Кавээнщики блистают на телеэкранах! К тому же, Станиславский тоже был инженером!
Решено!
И после школьных экзаменов я пошел на подготовительные месячные курсы в КПИ- Кировский политехнический институт...

   А пока несколько слов об экзаменах.
За сочинение я не волновался. Однако, неожиданно получил за него оценки наоборот. А именно: за русский язык- отлично, а за литературу- четверочку!.. Я за свою грамотность вообще-то переживал, так как нет-нет, да поставлю лишнюю запятую, завернув" толстовское" по длине предложение. Алла Сергеевна, любившая читать и даже зачитывать всем вслух мои сочинения, души во мне не чаявшая, как и я в ней, обьяснила оценки так: " Отличное сочинение ты всегда напишешь... Так что хотели как лучше!.."
И по физике я тоже получил на экзамене четверку.
 Кстати, единственный из всего класса. У остальных - трояки!
Зато ее питомцам, Нины Александровны, всему ее 11"А", наша классная влепила троечек сразу по двум предметам- по истории и по обществоведению!
А все потому,что обе эти Нины поцапались на каком- то педсовете...
...В общем,у меня в аттестате 13 пятерок и две четверки... И серебряные медали отменили именно в тот год. Можно проверить, кто интересуется. Это был год 1969...
   Выпускной проходил в столовой ОЦМ, на первом этаже.
Закусили, потанцевали, погуляли по городу. У меня в альбоме есть фотографии того вечера.
 Все, я , судя по аттестату, вполне зрелый человек!

   ...На курсах в институте было очень интересно. Нас готовили к письменному экзамену по математике, устному по физике и к сочинению. Занятия проходили в разных аудиториях корпуса " А", который расположен ближе к драмтеатру. Я запомнил,что одну из наших преподавательниц звали Евстолия Алексеевна. Необычное имя, правда? Я через несколько десятков лет назвал этим именем в своей пьесе " В обед- сто лет!" главную героиню, бывшую балерину.
Она у меня  Евстолия Евграфовна!
Так вот, преподаватели давали не только школьный материал, но часто забирались и в высшую математику и в вузовский курс физики...
Одно было препятствие в этом интереснейшем процессе расширения горизонтов "учиться,учиться и учиться!": хотелось спать, спать и еще раз спать!
   Дело в том, что с окончанием отопительного сезона, наш теплопункт закрыли на профилактику. Ничто там теперь не булькало в трубах, не вращались роторы двигателей, не мандражировали стрелки чутких манометров! Тишина обуяла бойлерную и отходящие от нее сосуды стальных труб...
А меня и некоторых других работников комбината направили в помощь кирпичному заводу. Это старинное предприятие находилось километрах в полутора от нашего предприятия. Возле него, из-за вредности производства, не было никакой растительности. От отвалов сгоревшего каменного угля, несло гарью, серным ароматом и прочими газами. Все было черно от копоти, грязно и убого. Я попал сразу в капиталистические будни 19 века, в какой-то Бельгийской колонии. Большинство работающих завода были женщины.Они формовали кирпич, выкладывали его на вагонетки и эти тяжеленные вагонетки закатывали в еще не остывшие от прежней порции кирпича  печи... Женщины были чумазы, некрасивы, взвинчены. Этот рабский труд высасывал из них всю женственность, все желание любить и быть любимыми. Тетки неопределенного возраста курили, плевали на пол, без конца матерились и часто прихлебывали из фляжек.  Без допинга вынести такой жар и такие тяжести было невозможно...
Я толкал в пышущие жаром печи эти вагонетки вместе с ними и думал:
 " Через десять лет у нас будет коммунизм! А сейчас что? Как такая бесчеловечная эксплуатация возможна? Где механизмы, автоматика? Где мужики в конце концов, которые позаботились бы об этих  изможденных труженицах -женах, дочках, сестрах?.."
   Не знаю, существует ли тот кирпичный завод ныне?.. Я проработал там всего два месяца, а как они, те, кто , напрягая жилы, катил вагонетки в сущий жгучий ад, трудились там годами?!..

..После этого меня бросили на другой прорыв: на дорожный фронт.
Вот именно тогда, в знойном июле, я вместе с дорожными рабочими кидал лопатой горяченный, шипящий и пышущий жаром, асфальт в то место, где мы латали дорожное покрытие, после этого мы выравнивали накиданный асфальт, кидали на него фанерный лист и плясали на нем. Это теперь я вижу на дорогах могучие машины, асфальтоукладчики, специальные трактора с огромными катками. Рабочие в красивой спецодежде,больше похожи на ученых...А тогда работать приходилось так... Бери асфальта побольше и пока не остыл- верно!- кидай дальше!..
    После такой, тяжелой и горячей в прямом смысле, работы под палящим солнцем  хотелось помыться и просто тупо свалиться в кровать!..
   Но- какой еще сон! Я протирал глаза и вместе с другими жаждущими отгонял дрему. Нас ждали примеры и задачи, формулы и неравенства!
Нас ждали новые горизонты!!!
   
  (Продолжение следует)


Рецензии