1998 год

Посвящаю батюшке отцу Владимиру (Кутузову)

1
Отец Георгий

    В Бога я уверовал ещё в предыдущем году. Весной.
    Когда я с мамой пришёл в храм, где меня крестили, и у ворот сделал крестное знамение, у мамы из глаз полились слёзы! Она мне купила крестик, который я стал носить на белой нитке. Причём напоказ. Мне хотелось кричать на весь мир, что я обрёл веру!
    В декабре 1997-го года я начал потихоньку посещать Православную церковь. У меня даже появился духовный отец, батюшка Георгий. Бывший пограничник. В свои семьдесят лет он выглядел бодрячком! Атлетическое телосложение. Летом мы восстанавливали иконостас, и он работал в футболке, а не в рясе. А ещё я был поражён тем, что в неотапливаемой церкви, он совсем не мёрз! Я ж - мерзляк! У меня коченели руки и стучали зубы! Батюшка же шутил, смеялся, словно бы находился в бане, а не в промёрзшем деревянном храме.
    Отец Георгий отличался эдакой современностью, в отличии от другого, сурового отца Владимира. Ходит в налоговую инспекцию, пишет статьи в газете, хочет овладеть интернетом. И если отец Владимир настаивал на том, что в праздники работать нельзя, отец Георгий говорил что, допустим, пропылесосить – не грех! Ведь за нарушение субботы и Христа осуждали фарисеи.   

2
Иеромонах Роман

    Опять же в прошлом году я познакомился с творчеством иеромонаха Романа Матюшина. Я был поражён! Тогда я скупал буквально всё, что продают в церковной лавке: Иконы, книги, кассеты.
    Покупая записи иеромонаха, я рассчитывал, что это будут скучные церковные песнопения. Ну что ожидать от попа? А тут я услышал такую глубину! Такую силу слова! Такое искреннее исполнение, что на протяжении всего прослушивания я рыдал!
    Я рассчитывал, что у батюшки всего две – три кассеты. Оказалось двенадцать! На то время это было полное собрание сочинений священника. Как я только видел новую запись, будь то в своём городе или в Москве, тут же покупал.
    Батюшка Роман и сейчас является одним из моих любимых авторов. Его песни я знаю наизусть и прогуливаясь по лесу, мысленно, а иногда и в голос пою их.

3
По сугробу

    Помню один ясный, солнечный денёк. Зима. Лес. Деревья как хрустальные! Сугробы! И всё это искриться! Ослепнуть можно! А на душе такая отрада! Неофиты, которые только обратились в веру, меня поймут. Это состояние сродни влюблённости!
    Наверное, я Вас рассмешу, мой дорогой читатель, но я стал петь «Святый Боже», а после, помолившись Серафиму Саровскому, зачем-то решил пройтись по сугробу. Прошёл я по залубеневшей корке шагов пять, а после провалился по колено, набрав снега полную обувь.

4
Отец Владимир

    В храме служили два священника: отец Георгий и отец Владимир. Случилось так, что отец Владимир перетянул меня к себе. Как это получилось, я и сам не знаю. Он отличался простотой и фанатичностью. Батюшка Георгий мне нравился больше. Возможно, отец Владимир был тонким психологом. Обычно человек выбирает «доброго следователя», а тут наоборот!
    Отец Владимир заставил меня вычитывать все молитвы из молитвослова. Утром и вечером! Во время поста никаких поблажек! В праздники никакой работы! Сон в полночь, подъём в шесть утра! Благословил обет молчания! Отказ от просмотра телевизора! А ещё велел мне сжечь все свои книжки, потому что они, якобы греховные. Что я и сделал. Весь оставшийся тираж моей первой книжки «Тень» был уничтожен. Однако, как говориться, рукописи не горят. Это правда! Книга была мной полностью восстановлена и отредактирована спустя много лет! Экземпляр нашёлся у коллеги по работе. Он хранил книгу (не поверите!) в сейфе! Более того, книга принесла мне ещё гонорар! Как оказалась она где-то победила на каком-то конкурсе и мне заплатили 1000 рублей! 

5
Клирос

    В скором времени отец Владимир поставил меня на клирос, к певчим. Правда, в качестве чтеца. Читал я из рук вон плохо! Когда меня заставили читать пятидесятый покаянный псалом, который по идее, нужно знать наизусть, народ начал роптать. Я читал почти, что по слогам! А вечером позвонил отцу Георгию и попросил избавить меня от сего искушения. Но, не тут то было! Батюшка – настоятель заявил, что это было его решение.
    Так я стал чтецом. За это послушание мне обещали платить, но в итоге не заплатили ни копейки! 

6
Смена имиджа

    Библию мама купила в прошлом году, но читать я её принялся только в этом. Уходил в лес и там читал. Некоторые жалуются на то, что в Библии бесконечные родословия, кто кого родил. У меня же были иные претензии: Во-первых, где вся та «церковщина»? Там описана просто история израильского народа! А во-вторых, почему, независимо от перевода текст Библии отличается? Это что ошибки? Например, 151 псалом, первый стих звучит так: «Я был меньший между братьями моими и юнейший в доме отца моего». В других же Православных Библиях, того же синодального перевода 1876 года, имеется продолжение: «пас овец отца моего». 
    К тому времени моё внутреннее христианство стало отражаться и во внешнем виде. Я стал отращивать волосы и носить бородку. Так же сменил молодёжную футболку, на рубашку, застёгнутую под горлышко. 

7
Пост

    Мой первый пост пришёлся как раз на Великий Пост! Самый строгий и самый большой пост из всех существующих! А постился я на совесть. Когда меня увидела баба Маня, удивилась, как я сильно похудел. Рёбра стали выпирать как грабли. Словно я узник Освенцима. 
    Признался, что соблюдаю строгий пост. На это она мне посоветовала не валять дурака, так как даже сами «попы» ничего не соблюдают.

8
Трудная Пасха

    Никогда не думал, что День Светлого Христова Воскресения, Пасхи, может быть таким трудным! Мне – доходяге, постившемуся более сорока дней, в возрасте 18-и лет, пришлось всё утро, до окончания службы, носить тяжёлый чан со Святой Водой! Народу было в церкви, не протолкнуться! А что творилось во дворе, так это ни словами не сказать, ни пером не описать!
    Батюшка кропил всех Святой Водой, требуя класть пожертвования в сумочку. Типа пастушью. Вроде он как пастырь, а все прочие стадо.
    Некоторые женщины требовали окропить их дважды, так как они дважды кинули денежку в сумку.
    Я же начал проповедовать. Сейчас стыдно за это. Шпарил цитатами из Евангелия! Встал с чаном на возвышение и громко стал кричать, что призываю всех к миру, да любви.
    Молоденькие девушки смотрели на меня влюблёнными глазками, а отец Владимир остепенил: - «Куда ты лезешь поперёк батьки в пекло?».
    Домой пришёл разбитый как корыто! Задрал руки за голову. Мама, увидев это, сказала бабушке, что и она (бабушка) тоже так закидывала руки после трудной работы на стройке.
    Но на этом история не заканчивается. Ночью, мне пришлось ещё отстоять в храме. Силы были на исходе. Очень хотелось есть. Кружилась голова. Хотелось спать. Но, надо было читать молитвы ко Святому Причащению начиная со слов «Хотя ясти…».
    Батюшка подарил мне деревянное Пасхальное яичко, что бы я всегда при чоканье побеждал. Есть такая традиция, чокаться крашенными Пасхальными яичками. Правда, даря мне деревянный сувенир, он так крепко его сжал, что оно треснуло!   
    Назад пришлось возвращаться почти под утро. Меня тормознул голос: - «Рядовой Козлов!». Это был мой бывший одноклассник. Хулиган. Вместе встретились годом раньше в военкомате. Он пошутил тогда: - «На передовую хочешь?». Мама была со мной и спросила: - «А где она передовая?». – «Да везде!» - ответил он.
    Арсений, так звали парня, предложил мне мандаринку. Я не отказался. Сказал, что иду из церкви. К моему удивлению он признался, что ему тоже не мешало бы туда сходить. Мир ему!

9
Чудо в храме

    Об этом необъяснимом, для меня случае, я уже упоминал и, кажется не раз. За праздниками я не слежу. И вот прихожу на Радоницу. Это Православный праздник, когда поминаются усопшие, даже самоубийцы! Я ж об этом не знал. И вот когда пришёл в храм, как обычно раньше всех, что бы разложить богослужебные книги, у меня было такое впечатление, что храм полон народу! Еле протиснулся! А когда встал на клирос и оглянулся назад, увидел лишь дым. Возможно кадильный.
    Про этот случай я бы сразу забыл, если бы не одно «но»: Во время проповеди отец Владимир сказал, что когда он сегодня пришёл в храм, то увидел что в храме полно народу, еле протиснулся. Обернулся, и нет никого. А ведь сегодня Радоница! Поминовение усопших! Это ведь души наших умерших прихожан приходили с нами помолиться!
    С ума сходят поодиночке! Как попу могло привидеться то же самое что и мне? Вплоть до ощущений: «Еле протиснулся»?!

10
Троица

    Не могу не упомянуть, как мы отдыхали всем своим приходом на природе. На Троицу! Храм украсили берёзками и под ноги постелили травку. Батюшка в облачении зелёного цвета. А после пошли в лес!
    Батюшка впереди идёт, а мы за ним. Кто ни встретиться, делает поклон: - «Батюшка Владимир! Какими судьбами?! Благословите!».
    Ну а дальше – поляна! Клеёнка на траве, а на ней продукты. Вино разлили. – «Сергий! – с напущенной строгостью командует батюшка, а ну слизывай!». Шутка, конечно. Он знал, что в то время, я не пил ни капельки!
    А после пошли песни и пляски! Хоровод! Пришлось держаться руками за руки девушек. Нас это немного смущало. Но, разве пойдёшь против воли батюшки?
    
11
Библия

    Всё это время я продолжал читать Библию. Она мне настолько понравилась, что я упросил маму купить мне Библию в кожаном переплёте с рисовыми страницами. Что бы была покачественней. Однако я не учёл того, что в Православной Библии более полный текст чем в канонической. Когда я принёс Библию домой, которая, к слову сказать, обошлась маме «в копеечку», понял, что она отличается от Настоящей Православной Библии, и сказал об этом маме. Она психанула. Мол, куда я смотрел. Потратили деньги на ерунду. К ней присоединилась сестра. Тоже упрекать стала. Что же нам всю квартиру Библиями забить? Обидно было до слёз! Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!
    Судьба этой Библии сложилась так: дома Она никому так и не понадобилась. Пожертвовал в храм. Но храм был подожжён, и Библия сгорела вместе с ним. Но, об этом чуть позже.

12
Споры с сестрой

    Сестра у меня училась на доктора. Доктора исцеляют тело. Душа для них чуждая и ненужная субстанция. Хотя не для всех.
    Сестра в то время была яростной атеисткой и призирала мою религиозность. Никакой веры, никакого прощения, только разум, сила, материализм! Однако когда ей ошибочно диагностировали рак, сама призналась что перечитала все молитвы, которые сохранились в её памяти.
    Конечно, было трудно. Мне надо молиться, а она врубает телевизор на полную громкость! Или приглашает молодёжь на праздники!
    Мне тоже хотелось к ним, но я – верующий. Мне нельзя! Плюс, они считали меня за дурака. Для них Бога нет! А я, типа, верю в сказки! Дурак!
    Когда сестра курила, материлась, выбрасывала бутылки под платформу на перроне, даже просто убивала комаров, а я её вразумлял, она повышала голос и с лёгкостью «отфутболивала» меня. Ведь если для человека Священное Писание – сказка, значит можно делать всё что угодно! Кто сильнее – тот и прав!

13
Голая женщина в лесу

    Вы искренне, наверное, удивитесь, но всё это время я жил в полном воздержании! Я мало ел и спал, не употреблял ни капли алкоголя. И вот случилось искушение.
    Я как обычно гулял по лесу. Прохожу мимо кустов и вижу, лежит абсолютно голая женщина с волосатым лобком, и с лицом закрытым полотенцем! У меня аж в голове зашумело! В груди вспыхнул огонь! Я обезумел! О такой эрекции, какая случилась у меня после долгого воздержания, многие могли бы только мечтать! Я воспылал к ней страстью!
    Женщина услышала моё дыхание и сняла с лица полотенце. Я же ускорил шаг и спрятался в кустах. Стал молиться батюшке Серафиму Саровскому, но это не помогло. Вернулся к женщине. К тому времени дамочка уже оделась. Она поняла, зачем я вернулся, но увидел в её глазах отказ.    

14
Фотоальбом Гребенщикова

    Года два назад я познакомился с творчеством Гребенщикова. Меня с ним сравнили в литературном объединении, куда я стал ходить. И вот решил послушать его записи. Это было когда его самым свежим альбомом, являлся альбом «Навигатор». По моему мнению, один из самых сильных альбомов коллектива.
    С тех пор я стал поклонником творчества Б.Г. И вот, в один прекрасный день я нашёл в книжном, фотоальбом Бориса Гребенщикова изданного какой-то женщиной.
    Понятно, данная продукция – на любителя. Но мне очень понравилось! Вот молодой Борис. Вот он с бородой. 92-ой год. Плавает по Волге. А вот уже и времена «Гарсона номер два». Гребень во фраке. Ну, а вот, нынешние времена. Немного грустные фотки. Лирические.
    Между страниц я вложил и свою фотку, где удачно получился.
    Напоминает поведение доброго старичка или старушки. Но именно таким я себя и ощущал в то время.   

15
Горячий чай с мёдом

    Единственным в то время моим утешением был горячий чай с мёдом. Женской ласки я не знал, спорт, и азартные игры меня не интересовали, алкоголем тоже не баловался. И вот я нашёл, чем могу себя – «любимого» утешить: горячим чайком с мёдом, ну и поскольку телевизор я не смотрел, мог просто подолгу смотреть в окно. 
    Помню, как сестра пришла на кухню и застала меня за чаем с мёдом и за созерцанием улицы в окно. Удивилась: - «Тут чай пьют и в окно смотрят? Интересно?». Что я мог на это ответить? Когда ничего другого нет и это интересно! Однако сестру постоянно мучило непонимание, почему я так счастлив, а её всё время что-то раздражает?!

16
Поездка на юг

    Каждый год, начиная с 1997-го, мы несколько лет подряд ездили на юг. В то время мне исполнилось 19 лет. Точнее, исполнилось в этом, в 1998-ом. Всё обычно, как всегда, только не в этот год. У меня бородка и волосы. Не расстаюсь с молитвословом. Постоянно молчу.
    Когда кажется надо креститься, но когда крестишься, ещё больше кажется. Видимо это так. Никогда я не волновался так при поездки на юг, как в этот раз. Я не выпускал из рук Псалтирь.
    Въезжая в тоннель я трясся от страха, словно въезжаю в преисподнюю!
    Когда нас встретили на машинах, и мы стали крутиться по серпантинной дорожке, в народе прозванной «У тёщи на выкрутасах», у меня схватил живот. Пришлось остановиться, что бы я испражнился в кустиках.
    С собой я, кроме молитвослова, взял бумажную иконку, и каждый день совершал своё обязательное молитвенное правило. Родственники, приютившие нас посмеивались надомной. Всё время молчит. Молится. Ходит с бородкой. Не пьёт. В общем, дурачок! Не от мира сего!
    В какой-то момент я не выдержал и попросил маму постричь меня. С такой шевелюрой было жарко. На моей голове появился привычный спортивный «ёжик». Я побрился, и словно помолодел. Даже частично нарушил свой обет молчания, посчитавши это поспешным решением. Стал шутить.

17
Церковь сгорела

    Вернувшись с юга, я как обычно поспешил в церковь. Крещусь у ворот. Из ворот выходят женщины. Говорят, что службы не будет. Спрашиваю почему. Удивляются, мол, разве я не вижу: храм сгорел. Возможно поджог.
    С храмом, как я уже писал, сгорела и моя Библия, которую я пожертвовал.
    Антиминс не сгорел. На него той ночью капала вода с протёкшей крыши! 
    Совпадение?
    Скажу больше: Отец Владимир, за день до случившегося, служил в одном из Московских храмов, и видел, будто с купола бьёт свет. А до этого, ему, его духовник подарил икону «Неопалимая купина», защищающая от пожара…
    И это ещё не всё! Две прихожанки, возвращаясь из храма, видели сопровождающий их огненный шар! У ворот он исчез!

18
Славянская Библия

    Отец Владимир пошёл ещё дальше в плане моего смирения – послушания. Теперь мне придётся читать Библию на славянском языке! Причём стоя!
    Для меня это катастрофа! Там и по-русски не всё-то понятно, а я ещё не дочитал! Когда я рассказал об этом впоследствии отцу Сергию (который меня крестил), он сказал что это не разумно. Даже он, окончивший семинарию, не всё понимает по-славянски.
    А ещё я должен держать в руках такую тяжёлую книгу!
    Пришлось ставить на стол табурет и так читать!   

19
Довёз пьяного

    Моя религиозность начала граничить то ли со святостью, то ли с фанатизмом. Увидев пьяного мужика, я проводил его до дома! Даже посадил в автобус, и сопроводил. Денег кондукторша у нас не взяла. Объяснил ситуацию.
    Кстати мужик, спросил каково имя моей бабушки. Наверно решил, что я его внебрачный внук.

20
Блаженный Василий

    Кроме религиозной литературы я не брезговал и мирской. Так мне в руки попался «Князь Серебряный» Алексея Толстого. Особо впечатлил созданный им образ юродивого Христа ради Василия Блаженного. Он не боялся говорить в лицо правду, самому, Иоанну Грозному! Ходил босиком по снегу и творил чудеса! Я тогда захотел стать юродивым Христа ради! Даже попытался взять благословение, но меня подняли на смех. А после стали дразнить «подвижником».

21
Осенняя депрессия

    Моё «юродство» продлилось не более недели. Вечно притворяться нельзя. Я понял что юродство – это путь избранных. Мне же надо быть самим собой.
    Осенью у меня наступила сильная депрессия. За всё время службы в храме я не получил не единой копейки, на которую рассчитывал! Девушку, Господь, мне так же не послал! У меня нет друзей! У меня нет будущего! И вот я молча иду, отражаясь в витринах…
    Увидев клуб футбольных фанатов «Спартака», чуть было не решился в него записаться. Ради общения. Но вовремя одумался. Футбол меня совсем не интересует.
    Вернувшись домой, поставил на табуретку икону Николая Чудотворца и стал молиться что бы он послал мне девушку, с которой бы я мог стать парой. Но, чуда не произошло, хотя я был в отчаянии и отбил тысячу поклонов!
    Зато ко мне в голову пришла мысль: моя мама является начальницей на заводе! Разве она не может меня устроить хотя бы уборщиком?
    Поговорил с мамой. Дала добро. Взял благословение у отца Владимира.
    И вот пошли медкомиссии…

22
Искушение у зубного врача

    Параллельно с медкомиссией я решил заняться зубами. И вот случилось очередное искушение. Я попросил пропустить меня вне очереди, дабы только сдать медицинскую карту.
    Как ни странно, стоматолог меня приняла, видимо не разобравшись. Выходит, я прошёл вне очереди.
    Когда я вышел, мужчина, сидящий в очереди, с укором мне сказал: - «Далеко пойдёшь», процитировав известную фразу из фильма «Служебный роман».
    Мне стало очень стыдно! Я ведь не намеренно! Но как тут оправдаться?
    Исповедовался у батюшки.
    Он сказал, что если я не намеренно это сделал, то и греха нет. Всё же прочее – искушение. Надо смириться и помолиться. Даже святых порой незаслуженно осуждали, чего жаловаться нам – грешным?!

23
Недописанный рассказ

    Гуляя по лесу я решил писать рассказ «Жизнь во сне». Правда, точнее было бы назвать его «Жизнь в мечтах». Это про то, будто бы во сне, я могу перемещаться в некую иную реальность и наблюдать за жизнью обитателей.
    Рассказ я писал неделю и умудрился исписать почти половину «общей» тетради. Это примерно страничек сорок. Там были такие персонажи как Марта Алексеевна, и мистер Пингвин.
    В итоге произведение было уничтожено. Перед устройством на работу я решил «разрушить все мосты» и начать жизнь с нуля, отбросив всё лишнее в прошлое.
    Правда, потом, произведение было переписано заново. Получился короткий рассказик «Осенний воздух». 

24
Первый рабочий день

    И вот настал первый рабочий день. Как нарочно, в этот день я решил чистить на балконе картошку. Нашёл какую-то старую, дурацкую, зелёную куртку в кладовке и напялил её. Более того, явился в ней на завод! Мама, увидев меня, всплеснула руками: - «Ну дурак! Так и знала, что ты опозоришь меня! Где ты нашёл эту дрянь, и зачем припёрся в ней? Ты же выглядишь как пугало!».
    Тем не менее на работу я устроился. Мастер мне показал территорию, которую придётся убирать. Она мне показалась огромной! Но, как известно у страха глаза велики. Уборка на деле занимает не более часа, если ходить убираться каждый вечер. Зарплата не очень, и никакого общения, зато весь день свободный!

25
Озарение на балконе

    Гуляя на балконе перед работой я разглядывал книжку, купленную в Третьяковской галерее с репродукциями картин. Я остановился на картине Нестерова, где изображены в лодках два монаха. Я подумал: Как всё просто и как всё гениально! Вот она истинная жизнь! Деревянную лодку держит вода. Пойманная рыба тебя кормит. Не нужно электричества. Живи себе по совести и будь счастлив!
    В это время просвистел поезд. Начал падать снег. Я протянул руку и почувствовал, как тают снежинки на моей ладони. Пролаяла собака. Запахло костром…
    Вот она истинная жизнь! Реальность! Тут есть всё: и праведность, и грех, и иконы, и книги. Только живи и старайся не грешить! Как всё просто и как всё здорово!

26
Поездки по монастырям

    Пользуясь тем, что я спал всего шесть часов, при этом работал всего лишь один час, решил последовать примеру своих знакомых прихожан и начать путешествовать по монастырям. Правда по Московским.
    В своё время мы совершили экскурсию. Объездили все монастыри. Так что, в принципе я везде уже был. А что бы разобраться территориально, освежить память, использовал карту.
    Просыпался я как и прежде в шесть утра. Вычитывал молитвенное правило. Завтракал и отправлялся в путь.
    Холодно. Зубы стучат. Темно ещё. Снег. Но дело святое! Я же не в цирк еду, а в храм Божий! Молиться! Не на экскурсию!
    Так я объездил почти все Московские монастыри.
    Настал черёд Свято - Даниловского. И вот там-то случилось необыкновенное: Я привык, как служит отец Владимир. Как он восклицает. И вот, в момент, когда должен был прозвучать возглас, я к своему удивлению услышал его голос! Я ведь забыл что, Свято – Даниловский, его «родной» монастырь. Там же присутствовала и наша певчая Наталья, с которой, ещё до моего воцерковления я пытался познакомиться в автобусе. За три года до моего прихода в храм. Мы узнали друг - друга, но обсуждать тему не стали.
    Батюшку мы проводили до дома. Ехать пришлось далеко. До Серебренного бора. Это где купаются нудисты. Отец Владимир назвал их гомосексуалистами. По простоте своей. Я его поправил и Наталья рассмеялась. Неловко получилось. Типа я такой знаток в данной области.
    Так же батюшка показал дом, где снимает целый этаж певица Алла Пугачёва. В том же доме живёт артист Армен Джигарханян. По крайней мере, так сказал батюшка.
    По дороге нам встретился его сын. С сигаретой. Правда, с ещё                не прикуренной. Отец Владимир его благословляет, а у того сигарета в сложенных крестообразно ладонях! Понятно, батюшка сделал великовозрастному отпрыску замечание.   

27
Пирушка в храме по поводу рождения внука батюшки

    Ближе к концу года, когда ударили морозы, и стало рано темнеть, после вечерней службы мы устроили пирушку на втором этаже храма в честь рождения внука батюшки Владимира. Батюшка благословил и мне пригубить винца. С непривычки быстро захмелел. Все же прочие уже загорланили песни и даже пустились в пляс, так что даже попадали некоторые иконы! Я аж схватился за голову! Грех-то какой!
    После прибежал охранник с весточкой, мол, настоятель приехал. Отец Владимир быстро вышел из положения: - «А пущай приходит! У нас ещё много вина в погребе!».
    Настоятель отец Георгий тоже захмелел быстро и основательно. Да так, что, несмотря на свой сан и возраст стал флиртовать с одной прихожанкой. Она тоже «молодец», надела кофточку с таким вырезом, что дальше некуда! А после настоятель потерял серебряный наперсный крест! Позднее нашли его в туалете. В общем, погуляли на славу! 
10 сен. Чт. 2020г.


Рецензии