Жидкий свет. Охота на слова

Есть такая песня. От людей на деревне не спрятаться

От людей на деревне не спрятаться,
Нет секретов в деревне у нас.
Ни сойтись, разойтись, ни сосвататься
В стороне от придирчивых глаз.

Ночью в рощах такая акустика,
Уж такая у нас тишина,
Скажешь слово любимой у кустика -
Речь твоя всей округе слышна.

Но не бойся, тебя не обидим мы,
Не пугайся, земляк, земляка…
Здесь держать можно двери открытыми,
Что надёжней любого замка.

За полями, садами, за пасекой
Не уйти от придирчивых глаз.
Тем, кто держит свой камень за пазухой,
Ох, и трудно в деревне у нас.

Автор этих строк - поэт Николай Доризо;  режиссер Станислав Ростоцкий попросил его написать слова для музыкального фильма «Дело было в Пеньково». Я ещё не смотрел этот фильм, а песню уже знал, её распевали все наши соседи. А с экрана песня Матвея, главного героя фильма об одной деревенской истории, звучала в исполнении совсем молодого Вячеслава Тихонова. Было это летом 1958 года. В Кыштыме фильм шёл в клубе Кирова, расположенном в старой церкви на берегу пруда. У девчонок постарше были тетради-песенники, а в них обязательно красивым почерком слова песни. Когда начался учебный год, моя соседка по парте Зинка Климова была единственной обладательницей открыток с Вячеславом Тихоновым.

Песня стала символом времени, визитной карточкой советской деревни. Примечательны были фразы «От людей на деревне не спрятаться…» и «Здесь держать можно двери открытыми…» Без самой песни, такой простой, но понятной, не обходилось в те времена ни одно застолье. Мне всегда казалось, что эта песня о порядках на нашей улице.

Я жил на маленькой улице Герцена, упирающейся в заводской пруд, который у нас называли озером. Все в улице знали обо всех. Кто чем живёт. Если я, допустим, вывозился в смоле возле рыбаков, которые на берегу смолили лодку, то мать знала об этом задолго до того, как я приду домой. Ей кто-нибудь да донесёт. Однажды поздней осенью по первому льду мы с братом пошли кататься на коньках. Я первый раз на коньки встал, и у меня всё получилось. Я рванул на другой берег, и брат поймал меня в трёх метрах от полыньи… А я и плакать тогда не умел. Он загнал меня домой, а дома уже знали, что могло случиться. Ну, никаких тайн в улице… А потом одна из соседок меня спрашивала, куда брат мой спрятал от меня коньки и не давал года два.

В общем, когда пару лет назад я узнал о свойствах живого света, я почему-то представил улицу своего детства, где ни у кого никаких тайн не было. Я знал, к примеру, где некоторые из соседей  прячут ключи от входных дверей. А открывать ворота с вертушки я мог даже там, где были злые собаки. Ко мне все собаки в улице относились добродушно.

Живой свет с точки зрения стилистики – это оксюморон, кислый юмор, кислая умора.

Оксюморон - это разновидность фигуры речи, словосочетание, которое подразумевает прямое противоречие, своего рода остроумную глупость.
Оксюморон используется в литературе как способ привлечь внимание, обескуражить и вызвать необычные ассоциации, и заставить улыбнуться.
Часто оксюморон используют в названиях фильмов: "Старый Новый год", "Назад в будущее", "Завтра была война".


Оксюмороны, обладая краткостью и выразительностью, часто используются и  как заглавия литературных произведений.

Википедия даёт большой список таких названий:

«Английская испанка» М. Сервантеса,
«Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина,
«Мёртвые души» Н. В. Гоголя,
«Листья травы» У. Уитмена,
«Живой труп» Л. Н. Толстого,
«Честный вор» Ф. М. Достоевского,
«Живые мощи» И. С. Тургенева,
«Без вины виноватые» А. Н. Островского,
«Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского,
«Далёкое близкое» И. Репина,
«Богатый нищий» Л. Мартынова,
«Свирепый рай» П. Г. Антокольского,
«Горячий снег» Ю. Бондарева,
«Обыкновенное чудо» Е. Шварца,
«Сила бессильных» В. Гавела,
«Широко закрытые глаза» А. Шницлера,
«Конец вечности» А. Азимова,
«Невыносимая лёгкость бытия» М. Кундеры,
«Красноречивое молчание» С. Браун,
«Ледяной огонь» Г. Каттнера,
«Вверх по лестнице, ведущей вниз» Б. Кауфман,
«Слепящая тьма» А. Кёстлера,
«Бесконечный тупик» Д. Галковского,
«Всегда вчерашнее завтра» Ч. Абдуллаева,
«Моё взрослое детство» Л. Гурченко,
«Счастливый неудачник» В. Шефнера.
Оксюморон «маленький гигант» впервые использовал Ф. Искандер в названии одной из глав своего романа «Сандро из Чегема».

Перейдём к понятию ЖИДКИЙ СВЕТ.  Это такая материя, которая является сверхтекучим веществом с нулевым трением и вязкостью, а также тип конденсата Бозе-Эйнштейна, описываемого как пятое состояние материи и позволяющее свету обтекать объекты и углы. Ученые впервые смогли получить ее при комнатной температуре.

Запомним, что это пятое состояние вещества. Традиционно выделяют три агрегатных состояния: твёрдое, жидкое и газообразное. К агрегатным состояниям принято причислять также плазму,  в которую переходят газы при повышении температуры и фиксированном давлении. Отличительной особенностью является отсутствие резкой границы перехода к плазменному состоянию.

Обычный свет ведет себя и как волна и как частица, всегда двигаясь по прямой линии, поэтому человек не может видеть то, что находится за углами или объектами, однако в экстремальных условиях свет способен вести себя как жидкость и обтекать объекты.

В конденсатах Бозе-Эйнштейна правила переключаются с классической на квантовую физику. Они действуют при температурах, близких к абсолютному нулю, а также на протяжении долей секунды.

Ученые из итальянского Института нанотехнологий CNR NANOTEC в своем новом исследовании добились создания конденсата Бозе-Эйнштейна при комнатной температуре, при этом используя комбинацию света и материи – поляритонов.
По словам ведущего исследователя Даниеля Санвитто, он и его коллеги заложили 130-нанометровый слой органических молекул между ультрарефлексивными зеркалами, а затем ударили по ним лазерным пульсом в 35 фемтосекунд (одна фемтосекунда – квадриллионная доля секунды).

Получилась «сверхжидкость» с необычными свойствами. Турбулентность не подавлялась вокруг препятствий, что позволяло потоку продолжать свой путь без изменений.
Результаты исследования открывают новые возможности для квантовой гидродинамики и поляритонных устройств комнатной температуры.


Рецензии
Впустите Свет

Виталий Купычъ

Впустите Свет в свои жилища
В обители Души живой
Пусть он, струясь пустоты ищет
И заполняет их собой
И диво дивное случится
Когда навстречу из глубин
Души сиянье проявится
Войдя лучом в узор един
Свет дополняя красотою
Внося изысканную грань
В игру изменчивого строя
Как нить, что украшает ткань
Всё сущее из формы в форму
Перетекает и растёт
То тихо, то подобно шторму
Свой алгоритм во тьму несёт
К порядку призывая хаос
Спирально развивая жизнь
Дари всему любовь и радость
Небес расплёскивая синь
© Copyright: Виталий Купычъ, 2021
Свидетельство о публикации №121102105435

Александр Ерошкин   09.06.2022 15:03     Заявить о нарушении