Поездка в Чардару

Поездка в Чардару

В конце 60-х годов мне приходилось время от времени ездить в командировки в Чардару, небольшой город, расположенный на территории Южно-Казахстанской области Казахской ССР. Но перед тем, как рассказать об одной из них, сделаю небольшой экскурс в недавний период нашей истории.

Прежде всего, скажу пару добрых слов о двух выдающихся людях, внесших весомый вклад в развитие народного хозяйства республик Средней Азии и Казахстана. Я имею в виду Акопа Абрамовича Саркисова и Эрика Христофоровича Гукасова. Оба были Героями Социалистического труда и обладателями всевозможных правительственных наград и званий, невероятно мощными хозяйственниками. Они были чрезвычайно умными и целеустремленными людьми, правившими очень жестко, но не повышая голоса, прекрасно разбирались в людях и точно знали, когда нужно применить кнут, а когда - пряник. Этих выдающихся людей давно уже нет в живых, и их имена оказались "унесенными ветром", о них почти не вспоминают.

Саркисов создал и возглавил Главк Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, носивший название "Главсредазирсовхозстрой", построивший большое количество хлопкосеющих совхозов в Голодной, Джизакской и Каршинской степях  и Каракалпакской АССР в Узбекистане, а также громадную производственную инфраструктуру для их строительства.

Гукасов создал и возглавил Главк Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, носивший название  "Главриссовхозстрой", построивший на территории Казахстана немалое количество совхозов по выращиванию риса и хлопка, и тоже создавший значительную производственную инфраструктуру для строительства вышеуказанных совхозов.

Так случилось, что к моменту создания "Главриссовхозстроя", которому только предстояло сформировать свои проектные организации, у "Главсредазирсовхозстроя" уже имелся очень мощный проектный институт "Средазгипроводхлопок". Союзное Министерство мелиорации и водного хозяйства, которому подчинялись оба вышеуказанных Главка, приняло решение поручить проектирование первых объектов стройиндустрии "Главриссовхозстроя" институту "Средазгипроводхлопок", директором которого был умнейший человек - Дмитрий Костантинович Терситский. Местом строительства данных объектов был выбран город Чардара.

В то время я работал начальником электротехнического отдела в отделении этого института, занимавшимся проектированием промышленных и сельскохозяйственных объектов. Нам пришлось с места в карьер включиться в срочное выполнение этого задания. Началось проектирование, а в его процессе - поездки на промышленные площадки, консультирование приезжавших к нам из Чардары строителей, монтажников и наладчиков, согласования проектных решений с заводами-изготовителями оборудования. По мере хода работ, приходилось выезжать в Чардару для проведения авторского надзора за строительством и монтажом возводимых объектов.

Об одной из таких поездок я и хочу здесь рассказать. Естественно, речь пойдет только о сопутствующих событиях, происходивших во время этой поездки, а не об основной цели этого путешествия, так как группа проектировщиков разных специальностей, во главе с главным инженером этого проекта Михаилом Ильичем Федоровым, прекрасно знала свое дело, и очень четко выполнила все поставленные руководством института задачи по командировке.

Все проходило в полном соответствии с широко известной пословицей "Кончил дело - гуляй смело". В пятницу мы завершили все дела, купили обратные авиабилеты на утро субботы, после чего на базаре "затарились" копченой и вяленой рыбой, имевшейся там в изобилии. Явились в гостиницу, где нас, как оказалось, ждали строители и монтажники с совершенно неожиданным для нас предложением. Они пригласили всех нас поехать в субботу вместе с ними на их автобусах для сбора степных весенних грибов. Мы ответили, что нами уже куплены обратные авиабилеты именно на субботу, после чего они отобрали их у нас, молниеносно уехали в аэропорт и вернулись с билетами на вылет в воскресенье. Вопрос был решен без нашего участия, и нам оставалось только повиноваться им и судьбе.

Рано утром за нами пришли автобусы, мы погрузились в них и огромным "кагалом" рванули в степь.
В Ташкенте я неоднократно в прежние годы выезжал в степь на сбор весенних грибов. Так бывало в пятидесятые годы, когда я и мои друзья Коля Русанов и Юра Сиверский ездили весной в степь на своих велосипедах с моторчиками. Это имело место в шестидесятые годы, когда я выезжал с этой целью в степь в районы поселков Тоболино и Степное вместе с моей женой на нашей Яве-350. Так что я довольно неплохо представлял себе, что ждет нас в степи и на этот раз. Но все, абсолютно все, оказалось совсем не таким, как это было во время моих прежних поездок.

Отличия проявились сразу же после того, как автобусы прибыли к месту сбора грибов. Оказалось. что степь вспахана, и мы будем пытаться найти грибы на вспаханной почве. Мне это показалось совершенно невозможным, так как в тех местах, в районе поселков Тоболино и Степное, где я собирал грибы в прежние годы, степь была совершенно не знакома с плугом или с сохой, а грибов было очень немного. Откуда тогда возьмутся грибы на вспаханной земле?

Однако, хозяева не теряли оптимизма. Каждому из нас был выдан нож и большой пластиковый мешок. Мало того, нас предупредили о том, что мы, ни в коем случае, не должны прикасаться к грибам руками, а использовать для этой цели нож, так как в этой местности очень много скорпионов. Настроение у нас упало окончательно. Мы разбрелись в разные стороны и, с огромнейшим удивлением, обнаружили наличие несметного количества этих самых степных грибов.

Памятуя о предупреждении не трогать грибы руками, мы начали срезать их ножами, после чего нанизывали грибы на острия ножей, осматривали и отправляли в свои мешки. Предупреждение оказалось абсолютно правдивым: почти под каждым грибом мы обнаруживали скорпионов. Как говорится, с дрожью в коленях, мы продолжали свою грибную охоту, в результате которой, по достоинству оценили большие габариты выданных нам пластиковых мешков. К моменту подачи звукового сигнала клаксонами автобусов о посадке в них для возвращения в город, мешки у всех были заполнены грибами до самого верха.   

Когда мы вернулись к месту проживания, у всех возникли новые опасения, что нас персонал аэропорта не пустит в самолет ("кукурузник" АН-2) с большими мешками, наполненными рыбой и грибами. Наши добрые друзья, строители и монтажники Чардары, успокоили нас своими твердыми обещаниями помочь в устранении всех возможных неувязок с начальством аэропорта и, после этого, лично усадить нас в самолет. Свои обещания они полностью сдержали.

По возвращении в Ташкент, я обзвонил своих приятелей и пригласил их ко мне домой на пивное застолье с грибными и рыбными закусками. С удовольствием вспоминаю тот вечер до сих пор!

Борис Пономарев


Рецензии