Эй, гражданина! Ты туда не ходи, ты сюда ходи

Я уже много раз подчеркивал, что национальная политика, выражавшаяся в распределении национальных меньшинств по воинским частям Русской императорской армии, сильно вредила общему ходу подготовки к мобилизации. Бесконечные перетряски полковых районов, замена одних губерний другими вносила путаницу в деятельность уездных воинских начальников и сумятицу в жизненные планы самих запасных.
Многие из них были участниками русско-японской войны 1904-1905 годов и уже призывались с объявлением боевых действий. Часть этих запасных была уверена, что они прекрасно знают, куда надо идти и в какую часть они в итоге попадут.
Однако за период с 1902 года (с момента введения в действие расписания №18) и до начала Первой мировой войны, для многих эта система была изменена трижды! То есть изменена в корне! Благо третье, расписание №20, принятое в 1913 году, так и не успело вступить в силу. В противном случае уездные воинские начальники были бы завалены грудой ненужных бумаг, в которых они окончательно запутались бы.
Чтобы не быть голословным в данном случае, предлагаю посмотреть на практике, как и что именно менялось при мобилизационных действиях.
Рассмотрим три мобилизационных расписания о призыве запасных нижних чинов: №18, утвержденное в 1902 году, №19, введенное в строй в 1910 году и уже упоминавшееся №20. Для примера возьмем один Петроградский военный округ, I армейский корпус.

****

Так, в 22-й пехотной дивизии на протяжении этого времени неизменными остались только полковые районы двух из 4-х пехотных полков (т.е. половина). Это – 85-го Выборгского, расквартированного в Новгороде, и 86-го Вильманстрандского, стоявшего в Старой Руссе.
Первый полк комплектовали в основном запасные из Новгородского уезда Новгородской губернии. По расписанию №18 они составляли 78,5% призыва, №19 – 50,25%, а по расписанию №20 – 56,25%.
Второй полк комплектовали в основном запасные из Старорусского уезда Новгородской губернии. По расписанию №18 они составляли 74,4% призыва, №19 – 38,44%, а по расписанию №20 – 45,35%.
А вот, например, полковой район 87-го Нейшлотского полка (квартиры – Аракчеевские казармы) был изменен полностью. Мало того, он менялся каждый раз при составлении нового расписания! В 1902 году полк должны были комплектовать уроженцы Валдайского, Крестецкого и Боровичского уездов Новгородской губернии, в 1910 году – Сычевского, Дорогобужского, Бельского, Духовщинского и Поречского уездов Смоленской губернии, а по расписанию №20 – и вовсе запасные из Бежецкого, Калязинского и Кашинского уездов Тверской губернии и Мологского уезда Ярославской губернии.
Полковой район 88-го Петровского полка (квартира в с. Грузино) был радикально изменен в расписании №20. До этого, в 1902 году, полк комплектовался запасными Вышневолоцкого и Бежецкого уездов Тверской губернии, а в 1910 году – Калязинского, Бежецкого и Кашинского уездов той же губернии и Даниловского, Любимского и Мологского уездов Ярославской губернии.
В расписании же №20 88-й полк стали комплектовать запасные из Боровичского, Тихвинского и Череповецкого уездов Новгородской губернии и Весьегонского уезда Тверской.
Вот и судите сами.
В 1902 году по расписанию №18 запасные из Любимского уезда должны были отправиться из своего уездного города и пополнить ряды 246-го пехотного Грязовецкого полка, стоявшего в Ярославле (всего 110 км на север).
По расписанию №19 запасные должны уже прибывать в с. Грузино и комплектовать там 88-й Петровский и второочередной 268-й Пошехонский полки. А это уже 690 километров на запад.
Ну, а по новому, расписанию №20, им уже дается третье по счету место сбора, и совсем в противоположной стороне – 217-й Ковровский полк во Владимире (340 км к югу от Любима).

****

Понятно, что солдатам все равно, где служить, и они ждут лишь команды. Но организация всего этого процесса ложилась тяжким бременем на исполнителей, которые лишь запутывались в бесконечных пертурбациях.
Ладно бы, если места сбора были все время одни и те же. А так получалось, ты туда не ходи, ты сюда ходи…


Рецензии