Этой землёй рождённый

Как  торопятся  годы,
Мелькают  событья  и  даты,
И  хоть  плачь,  хоть  кричи, 
Время  делает  дело  своё.
И,  в  свой  срок  и  до  срока,
Уходят  из  жизни  солдаты,
Оставляя  нам  боль,
Словно  шрамы  минувших  боёв.
В  это  трудно  поверить:
Илюхина  с  нами  не  стало.
Жизнелюб – оптимист,
Безупречной  души  семьянин,
Бывший  лётчик,  его,
Как  поэта  полгорода  знало. . .
Он  ушёл  навсегда  -
Приднестровской  земли  ГРАЖДАНИН.

  Эти  строки  стихов  Николая  Фридмана  посвящены  «светлой  памяти  Петра  Максимовича  Илюхина». 
Приднестровье  стало  его  Родиной,  которое  он  очень  любил   и    тяжело  переживал  трагедию    90-х,  войну.

Уголок  Приднестровья  зелёный,
Я  пришёл  на  свиданье  к  тебе,
Слышу  гомон  в  лесу  отдалённый,
И  к  твоей  прикасаюсь  судьбе.
Здесь  когда –то  бои  грохотали,
Здесь  когда – горела  земля,
Не  об  этом  ли  мне  прошептали,
Словно  стражи  времён,  тополя?
В  сизом  мареве  вижу  Кицканы,
И  печально  становится  мне:
Там  стоит,  окунаясь  в  туманы,
Обелиск  на  высоком  холме.
Лет  прошедших  ветра  отшумели, 
И  окопы  травой  заросли. . .
Будто  запах  солдатской  шинели
Чую  я  на  изломах  земли.
Пусть  подольше  бы  длилось  свиданье,
Я  безмолвию  этому  рад,
Ветерку  от  Днестра,  как  дыханью
Здесь  когда – то  погибших  солдат.
Будит  реквием  берег  днестровский,
И  на  сердце  ложится  ладонь. . .
Скорбным  символом  чести  отцовской
Чуть  колышется   Вечный  огонь.

Пётр  Максимович  Илюхин  родился  на  Орловщине,  в  селе  Чегодаево,  но  со  временем  оно  исчезло,  и  он  об  этом   с  сердечной  болью   пишет:
 
Горечью  воздух  наполнен  полынною,
Хмурится  день,  на  душе  тяжело,
Вот  и  исчезло  ни  в  чем  не  повинное
Древнее  русское  наше  село.

Когда  спрашивают,  кто  повлиял  на  выбор  его  профессии  лётчика,  он  отвечает:  «Учитель!»
Школа,  учитель  -  это  неуёмная  детская  пытливость,  способность  к  сопереживанию,  искренний  смех,  или  внезапной  тучкой  налетевшая  грусть.  Это  было,  есть  и  будет  во  все  времена,  сохраняя  своё  удивительное  постоянство,  предопределённое  самой  природой  человеческой  сути.
Помню,  с  каким  энтузиазмом  шли  мы  в  школу  и  в  холодную  зимнюю  стужу,  преодолевая  снежные  заносы  на  пути,  и  в  весенние  паводки,  рискуя  быть  снесённым  с  шаткой  кладочки  бушующим  вешним  потоком,  и  во  времена  увядания  природы,  золотого  осеннего  листопада.
У  меня  не  было  нелюбимых  учителей.  Я  уверен,  что  и  современные  дети  обладают  этим  качеством.  Учитель !  Гордись,  если  ты  любим  детьми.  Значит,  твоя  жизнь  не  прошла  даром:

Всегда  я  восхищался  ими
И  почитал  учителей, 
Они  огнями  голубыми
Остались  в  памяти  моей.
Капризам  жизни  неуступки
Их  добрый  гений  окрылял,
Свои  раздумья  и  поступки,
Свои  мечты  по  ним  сверял.
Как  хорошо,  что  в  жизни  было,
Что  невозможно  забывать,
Как  небо  синее  учило
Меня  трудиться  и  летать
Когда  же  в  школу  возвращался,
Учить  и  пестовать  мечты,
И  сам  я  соками  питался
Ответной  детской  доброты.

В  тяжёлые  годы  Великой  Отечественной  я  почувствовал  всю  мощь  духовного  воздействия
того  потенциала,  который  был  заложен  во  мне  школьными  УЧИТЕЛЯМИ.  Потому – то  так  самозабвенно  и  с  риском  для  жизни  выполнял  поручения  партизанского  центра.»Дорогие  друзья,  я  познакомила  вас  с  воспоминаниями  Петра  Максимовича  Илюхина,  я  надеюсь,  что они  произвели  на  вас  неизгладимое  впечатление.
  Учитель  географии  как-то  рассказал  школьникам  о  подвиге  Магеллана,  как  он  покорял  моря  и  океаны  ,как  любил  он  эти  бесконечные  просторы,  Пётр    уже  тогда  решил  покорить  небесный  простор,  этот  Великий  океан    неба.    Он  хотел  стать  лётчиком.  Мечта  его  сбылась.  О  своём  первом  полёте  он   с  восхищением    говорит  стихами:

Слегка  дрожит  крыла  перкаль,
Пропеллер  воздух  рвёт,
В  глаза  сурово  смотрит  даль:
«Не  подкачай,  пилот!»
Как  бархат  стелется  трава,
Волнуясь ,  росы  пьёт,
И  будто  слышатся  слова:
«Я  буду  ждать,  пилот!»
И  вот  стремительный  разбег,
Навстречу  даль  вразлёт,
А  над  кабиной  ветра  смех:
«Держись,  держись,  пилот!»

О  полётах,  о  друзьях – лётчиках  он  пишет  много  и  вдохновенно.  Он  отдал  авиации  свою  жизнь,  свою  любовь  и  своё  счастье.  Недаром  в  полётах  ему  так  хотелось  петь:  «А  на  душе  светлым  светло:  лететь  бы  да  лететь!»    Но  годы  -  неумолимая  вещь,  к  сожалению,  они  проходят.  «А  когда   тебе  уже  за  шестьдесят,  то  особенно  остро  ощущаешь  быстротечность  времени.  Так  и  хочется  воскликнуть  это  вечное  и  всегда  живое:  «Остановись,  мгновение,  ты  прекрасно!»  -  так  пишет  Пётр  Максимович.  Потом  школа  и  уроки  военного  дела.  Много  писем  он  получает  от  своих  учеников,  которые  благодарят  его  за  то,  что  первые  навыки  военного  искусства  они  получили  в  школе,  на  его  уроках.
     Владея  такой  серьёзной  и  трудной  профессией,  как  лётчик  -  истребитель ,  он  никогда,  ни  на  одно  мгновение  не  забывал  о  той,  которая  дала  ему  крылья  для  полёта,  которая  постоянно  думала  о  нём,  любила  его  и  ждала,  ждала  как  бы  далеко  и  долго  его  не  было.
Он  тоже  постоянно  думал  в  полётах  о  своей  Анечке,  повторяя  её  имя.   Пётр  Максимович  создает  очень  много  стихов,  посвящённых  Анне  Никитичне  и  прелестный  венок  сонетов.  Я  вас  познакомлю  с  некоторыми  из  них,  а  всё  вы  прочтёте  в  его  книге.

Как  в  годы  нашей  юности,  подруга,
Мне  так  светло  и  радостно  с  тобой
И  что  мы  значим  в  жизни  друг  без  друга,
Когда  судьбою  связаны  одной?
Те  зори,  что  для  нас  с  тобой  горели,
  Из  дальних  далей  снова  позови.
Ты  не  грусти  и  верь,  что  о  любви
Не  все  нам  песни  соловьи  пропели.
Задором  нашей  юности  гори,
Лицо  улыбкой  светлой  озари.
Нет  старости  для  любящих,  подруга.
Нам  эту  чашу  пить  с  тобой  до  дна,
Дана  любовь – то  на  двоих  одна,
Чтоб  мы  её  хранили  друг  для  друга.

     Это  было  стихотворение  «О  ВЕЧНОМ»      и  ещё  одно  стихотворение:             «БУКЕТ»

Я  принёс  тебе  в  подарок
Прелесть  нежного  букета,
Посмотри,  как  свеж  и  ярок,
Сколько  в  нём  тепла  и  света.
Глаз  любимых  с  поволокой
Привлекли  цветы  вниманье,
Пусть  они,  не  будь  жестокой,
Станут  символом  признанья.
Слово  вымолвить  не  смею,
Хоть  оно,  как  мир,  не  ново,
И  не  робкий,  а  робею,
Что – то  мямлю  бестолково.
Но  за  всё  любовь  в  ответе,
Жизнь  моя  тобой  согрета, 
Ты  одна  на  белом  свете
Солнца  луч  в  цветах  букета.

Дорогие  друзья!    «Венок  сонетов»  прочтёте,  когда  приобретёте  книги  Петра  Максимовича  Илюхина.  Уверяю,  вы  получите  массу  удовольствия    от  стихов  ПОЭТА,  ЛЁТЧИКА.
Россия,  Родина  для  поэта  - лётчика    П.М.Илюхина  -это  святое,  ради  чего  стоит  работать  ,  служить  и  жить.  В1989  году   в  Тирасполе   он  пишет  стихотворение,  которое  считается  программным  в  его  творчестве:

Небо  дождит  надо  мною,
Хмуро,  как  нынешний  век. . .
Что  я  для  Родины  стою –
Скромный  простой  человек?
Дождика  капля  грибного,
Белой  берёзы  росток,
Края  песчинка  родного,
Поля  ржаной  колосок.
Всё  меж  собою  смешалось,
Жизнь  мою  бей  иль  хвали,
Только  она  пропиталась
Соками  этой  земли.
Здесь  мои  ясные  зори
Детскою  сказкой  зажглись,
Здесь  мои  радость  и  горе
Ветрами  жизни  сплелись.
Свет  обойду  раскалённый –
Лучших  краёв  не  найду,
ЭТОЙ  ЗЕМЛЁЮ  РОЖДЁННЫЙ,
В  ЭТУ  ЖЕ  ЗЕМЛЮ  УЙДУ.
ЧТО  ДЛЯ  ОТЧИЗНЫ  Я  СТОЮ?
Хоть  невелик  человек,
НО  ОТ  БЕДЫ  ЗАСЛОНИЛ  БЫ  СОБОЮ
ЗЕМЛЮ  РОДНУЮ  НАВЕК.

Очень  много  стихов  после  его  смерти  написали  друзья  -  поэты.
Жизнь  прошла,  пронеслась,  пролетела,
Отзвенел  твой  последний  звонок,
Смотрит  в  мир  и  печально,  и  смело
Твоих  песен  прощальный  венок.  (Евгения  Гусарова)


Рецензии