Александр Алехин-младший. Письма

     Во многих книгах и статьях, посвященных прославленному чемпиону мира по шахматам Александру Алехину, указывалось, что у него есть сын Александр, живущий в Швейцарии.  Матерью Александра Алехина-младшего была швейцарский общественный деятель Анна-Лиза Рюгг (Anneliese R;egg). Будущий чемпион мира был переводчиком Анны-Лизы во время её поездки в Советскую Россию. Алехин и Рюгг поженились 15 марта 1921 года и вместе уехали в Европу. 2 ноября 1921 года у пары родился сын. Затем брак распался.
     10 августа 1921 года американская газета "Нью-Йорк Таймс" писала: "Цюрих, Швейцария, 9 августа. Фройлен Анна-Лиза Рюгг, известная швейцарская коммунистка, которая раньше проповедовала доктрины Ленина и Троцкого многочисленным слушателям в Швейцарии, только что вернулась из России, полностью излеченная от коммунизма".

     В телефонной книге Швейцарии я нашел адрес человека по имени Alex Aljechin. Он проживал в «спальном» пригороде Базеля городке Альшвиль (Allschwil). Я предположил, что, по-видимому, этот человек и есть Александр Алехин-младший. Моя догадка полностью подтвердилась.


                19.12.1999
Игорь Лазебник-Александру Алехину (младшему)
(перевод автора с английского)

                Уважаемый г.Алехин!
     Я нашел Ваш адрес с помощью Интернета, и я предполагаю, что Вы- сын шахматного чемпиона Александра Алехина. Я- автор нескольких статей о Вашем отце в российских шахматных журналах "64" и "Шахматы в СССР". Я собрал также дополнительные неизвестные интересные материалы о Вашем отце: информацию о его предках, о его поездках по России, партиях (также неизвестных) и т.д. Я планирую написать книгу или серию статей с приблизительным названием "Алехин в России".
     Я был бы очень рад, если бы Вы смогли выслать мне какие-либо материалы о Вашем отце, Вашей матери, о Вас и Вашей семье...
     Извините меня, что я пишу это письмо на английском языке. Я владею немецким языком, но очень слабо.
     Вы можете увидеть здесь "картинную галлерею" Ваших предков.
1. Василий Прохоров (1755-1815), основатель знаменитой Прохоровской мануфактуры (текстильной фабрики) в Москве. Его отец Иван Прохоров (1721-1781) был монастырским крестьянином, переехал в Москву в 1764 году.
2. Екатерина Прохорова (1778-1851), урождённая Мокеева, жена Василия.
3. Яков Прохоров (1804-1858), младший сын Василия и Екатерины, взял контроль над мануфактурой. Его второй женой была Любовь Прохорова (1817-1888), урождённая Губкина.
4. Иван Прохоров (1836-1881), старший сын Якова и Любови, унаследовал фирму.
5. Анна Прохорова (1840-1909), жена Ивана, дочь купца Александра Алексеева. Иван и Анна имели двух сыновей и четырех дочерей. Анисия Прохорова (1861-1915) была четвертым ребенком Ивана и Анны.
6. Александр Алехин (1856-1917), предводитель дворянства Воронежской губернии, депутат Государственной Думы (Российского парламента). Александр Алехин и Анисия Прохорова поженились в 1884 году. Третий (второй-дочь Варвара, первый сын-Алексей) ребенок Александра и Анисии-Ваш отец, Александр (1892-1946).

     Может быть Вы знаете русский язык? Я могу послать Вам мои статьи о Вашем отце и Ваших предках. В данном письме я привел только небольшую часть из своих статей.
                Искренне Ваш,
                Игорь Лазебник


 
                29.10.2001
Александр Алехин (младший)-Игорю Лазебнику
(перевод автора с немецкого)

                Уважаемый господин Лазебник,
     Прежде всего, я хотел бы извиниться за то, что так долго ждал, чтобы дать свой ответ, и за то, что отвечаю на моем родном языке.
    Ваше письмо меня очень обрадовало. Это придало мне смелости продолжить изучение архивов моей семьи.
    Сегодняшний результат отправляю Вам в виде графика. Может быть, Вы сможете сделать дополнения. (Я благодарен за любую информацию!).
     Также у меня есть рукописное «официальное» свидетельство о смерти моего отца. Если это Вас заинтересует, я могу отправить Вам копию. Биографию моей матери с фотографиями смотрите в приложении.
                В ожидании получить от Вас больше, с дружеским приветом,
                А.Алехин



                19.11.2001
Игорь Лазебник-Александру Алехину (младшему)
(перевод автора с немецкого)

                Здравствуйте, господин Алехин!
      Большое спасибо за Ваше письмо и приложение, было очень приятно получить Ваш привет. Документы мне очень интересны.
      Я добавил новые имена к Вашим графикам, а также исправил их.
      К сожалению, некоторая часть копий имеет очень плохое качество, и страница с биографией Вашей матери показана только до 1926 года. Можно ли ее улучшить?
      Конечно, любой документ (или фотографии) Вашего отца,  Вашей матери  и Ваши мне очень интересны. Может быть, Вы можете прислать мне свою автобиографию с фотографиями?
      Извините за мой немецкий язык.
      Желаю Вам всего наилучшего и большой привет Вашей жене.
                С дружеским приветом,
                Игорь Лазебник


 
                7.12.2001
Александр Алехин (младший)-Игорю Лазебнику
(перевод автора с немецкого)

                Уважаемый господин Лазебник,
    Я был очень доволен получить от Вас письмо на немецком языке. Я очень хорошо его понял. Если это доставляет Вам слишком много усилий, продолжайте писать мне по-английски, как и в первом письме.
     К делу. С их многочисленными дополнениями к «генеалогическому древу» мне сложно установить родственные соотношения между «фигурами». Для большей ясности я подготовил список (4 страницы), чтобы Вы могли его заполнить. Надеюсь, что в результате мы придадим «таблице» более наглядный вид.
     Алехины были наследственными дворянами по крайней мере с 1875 года (?).
Вопрос: какая степень титула "Предводитель дворянства"... Как этот титул классифицировать в дворянской иерархии?
Вопрос: знаете ли Вы исследования о семье Алехиных И.Бубнова (Воронеж)?
     Я имею только приложенный оригинальный текст биографии моей матери (Анны-Лизы). Сам я никогда не думал писать свою автобиографию. Мне еще нужно некоторое время.
     Чтобы Вы могли видеть, как я «выгляжу» сегодня, прилагается ещё одна фотография (вырезка из газеты!).
     Надеюсь в ближайшее время получить новости от Вас.
                С дружеским приветом,
                А.Алехин



                18.12.2001
Игорь Лазебник-Александру Алехину (младшему)
(перевод автора с немецкого)

                Здравствуйте, господин Алехин!
      Большое спасибо за Ваше письмо, биографию Вашей матери и фото.
      Я сделал добавления в  4 Ваших листа. Надеюсь, теперь моя информация более понятна.
      Алехины были потомственными дворянами с 1790 года (с перерывом в 1840–1851).
     "Предводитель дворянства" - это не титул. "Предводитель дворянства" - это руководитель дворянского собрания (собрание было органом дворянского самоуправления в России). Только лучшие дворяне занимали эту должность.
      Ваш дед Александр был предводителем дворянства Воронежской губернии с 1904 года до конца жизни.
     Мне известны две статьи И. Бубнова о семье Алехиных, и я использовал данные из этих статей в своей работе.
      Желаю Вам счастливого Рождества и хороших новостей в Новом году.
                С дружеским приветом,
                Игорь Лазебник



                29.12.2001
Александр Алехин (младший)-Игорю Лазебнику
(перевод автора с немецкого)

                Уважаемый господин Лазебник,
     Большое спасибо за оперативную информацию о дополнительных отношениях между моими предками. На этой основе я немного переработал "генеалогическое древо" (смотрите приложение).
     Конечно, у меня всегда есть вопросы, которые меня интересуют.

1. Кто из Прохоровых получил разрешение на постройку часовни в стенах Новодевичьего монастыря?

2. Алехины были потомственными дворянами из Курска. Они были занесены в 6-ю часть генеалогического реестра. Какой титул им разрешили использовать? (Например, герцог). Как обращались к обладателю титула? (Например, у англичан: сэр).

3. В настоящее время меня беспокоит причина смерти моего отца. По последним слухам КГБ знал о смерти до того, как его обнаружили в номере отеля. Это предполагает насильственную смерть! Что Вы знаете об этом? Журналист из Лиссабона пишет книгу о «португальском времени» жизни моего отца. Она должна скоро появиться.

4. Моя мать написала серию статей о своих приключениях в России. Особенно об обширном  путешествии с моим отцом (как переводчиком). Её впечатления о коммунизме очень показательны (серия статей опубликована на французском языке). Вам это интересно?

     Я надеюсь, что не слишком задерживаю Вас моими вопросами.

                С дружеским приветом,
                А.Алехин



                17.01.2002
Игорь Лазебник-Александру Алехину (младшему)
(перевод автора с немецкого)

                Здравствуйте, господин Алехин!
     Большое спасибо за Ваше письмо. Думаю, теперь графики лучше. Однако есть некоторые недостатки.
     Я добавил и исправил графики. Фамилия жены Ивана Алехина - Свищева. Иван - сын Ефима Алехина. Владимир был старшим сыном Ивана. Затем идут Анатолий, Александр и Константин.
    Иван (1836–1881) и Анна (1840–1909) Прохоровы похоронены в Новодевичьем монастыре.
    Алехины были потомственными дворянами. Это наследственный титул! Владельца данного титула называют "Ваше благородие" («эсквайр» на английском языке).
    Я не знаю о причастности КГБ к убийству Вашего отца. Это неожиданная для меня версия.
    Мне очень интересна серия статей о приключениях Вашей матери в России. Буду рад, если Вы сможете прислать их мне. Надеюсь, что цикл статей мне переведут с французского. Мне всегда интересно отвечать на Ваши вопросы.
                С дружеским приветом,
                Игорь Лазебник




     Я не привожу здесь разные версии «генеалогического дерева» Алехиных и Прохоровых, которые мы посылали друг другу в своих письмах. Уже из первой версии «генеалогического дерева», которую прислал мне Алехин-младший, я узнал, что имя его жены-Клара (урожденная Линдауэр), она родилась в 1923 году.
   
    Я не получил ответ на своё последнее письмо. Сначала мне было неудобно напоминать об этом уже довольно немолодому человеку. А через несколько месяцев мой адрес изменился. Может быть, Алехин написал по старому моему адресу, а мне его письмо не передали? Не знаю. Но на этом наша переписка прекратилась…Позднее мне стало известно, что Александр Алехин-младший скончался в 2009 году.


    На фотографии, присланной мне Алехиным-младшим: слева-Александр Алехин-младший, справа-международный гроссмейстер Лотар Шмид. Германия, Дортмунд, лето 2001 года.


Рецензии
В моём детстве часто звучали споры
о шахматистах.
Мужчины, каждый из них, отстаивали своих любимцев.
Имя Алёхина звучало постоянно.
Благодарю Вас за визит.

Варакушка 5   19.11.2023 14:34     Заявить о нарушении
Спасибо!

Игорь Лазебник   20.11.2023 10:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.