Достопримечательности Адыгеи и их созидатели

СОЗИДАТЕЛИ АДЫГЕИ: АСКЕРБИЙ НЕХАЙ
Часть 1: О Государственной Филармонии Республики Адыгея и Соборной мечети в г. Майкопе
/К 100-летию Адыгейской автономной области/

Интервью с Почетным строителем Российской Федерации, Заслуженным строителем Республики Адыгея, Заслуженным строителем Кубани Аскербием Ереджибовичем Нехай.

Аскербий Ереджибович Нехай родился 15 сентября 1950 года в ауле Вочепший Теучежского района Адыгейской автономной области. Закончил Харьковский инженерно-строительный институт, факультет промышленного и гражданского строительства. Свою трудовую деятельность начал в 1974 году с должности мастера в Строительном управлении «Химстрой-2» Всесоюзного объединения «Череповецметаллургхимстрой». В период с 1978 по 1981 года прошел путь от начальника участка до начальника строительно-монтажного управления № 58 треста «Краснодархимстрой». В 1981 году решением Краснодарского краевого комитета партии был направлен на работу в трест «Адыгпромстрой» главным инженером, где проработал до 1986 года. В дальнейшем работал в городе Белореченске Краснодарского края на должности управляющего треста «Краснодархимстрой».
За многолетний и плодотворный труд в строительстве ему были присвоены звания «Почетный строитель России», «Заслуженный строитель Республики Адыгея», «Заслуженный строитель Кубани». Он награжден медалью 1 степени «За вклад в развитие Кубани», орденом «За заслуги в строительстве», медалью «Строительная слава» и иными ведомственными наградами и грамотами. В 1998 году ему присвоено звание «Почетный академик» Адыгской (Черкесской) международной академии наук, а также звание «Созидатель России».
В Адыгее при его непосредственном руководстве были построены гражданские здания и здания социально-культурных учреждений. Некоторые из них стали узнаваемыми достопримечательностями республики. Среди них Государственная Филармония Республики Адыгея, Соборная мечеть, Дом Правосудия, Дом культуры в г. Адыгейске. Он также принимал участие с самого начала в строительстве аула Мафэхабль, построенного специально для косовских адыгов. В родном ауле Вочепший построил образовательную школу.

- За последнее десятилетие узнаваемой достопримечательностью или «визитной карточкой» столицы Адыгеи стала Соборная мечеть. Известно, что она была построена по эскизам черкесского художника Абдулаха Берсирова строительной компанией, которой руководили Вы. Кроме того, под Вашим непосредственным руководством строилась и республиканская филармония, в которой сегодня проводятся самые значимые общественно-политические и социально-культурные события региона. Аскер Ереджибович, расскажите историю создания этих двух знаковых зданий, чтобы знать её, как говорится, «из первых уст».

А.Н.: Начнем с Государственной филармонии. В то время, когда она строилась, её называли Драматический театр, а уже позднее её переименовали в Филармонию. Автором этого сооружения была Мастерская «Гипротеатр» (Примечание: Государственный институт по проектированию театрально-зрелищных предприятий. при Министерстве культуры СССР). Решение о её строительстве было принято, так сказать, в стародавние времена, при коммунистах. Руководило строительством этого объекта Областное отделение коммунистической партии, которое сумело добиться этого в обход тех действующих тогда положений и законов о том, что запрещено было строительство зрелищных зданий и сооружений, в том числе и спортивных, в целях, как говорили, экономии государственных средств. Руководство области сумело, как мы, строители, выражаемся, «пробить» этот проект и начать его строительство в самом центре города, там, где оно стоит и по сей день. Я принимал участие в строительстве в течение всех пяти лет. Непосредственно под моим «доглядом» и определенным руководством строилось это здание до того, как оно было сдано в эксплуатацию. Там было применено очень много природных материалов: то есть имеется в виду и облицовка, и мрамор, и даргинский камень, и гранит, и т.д. То есть были применены те материалы, которые будут служить долгие-долгие годы. Автором был Роберт Паранукян. Внутри, когда уже велись работы по отделке, и мы заканчивали строительство этого объекта, была создана уникальная мозаика. Все, кто хоть раз заходил в здание Филармонии, при подъеме в фойе и на третьем этаже, видели творчество Феликса Петуваша, адыгейского художника, который спроектировал и сам лично выложил из смальты все панно. Естественно, ему помогали. Но он сделал всё своими руками. Кроме этого, вся мебель внутри была изготовлена Объединением «Дружба». И в 1985 году, точнее в конце того года, объект был сдан в эксплуатацию с благоустройством и со всеми остальными делами, и завершилась сдача этого здания тем, что в 1986 году, если мне не изменяет память, то ли в июне, то ли в июле, артисты Драматического театра показали специальную пьесу, посвященную строителям. И таким знаковым событием мы завершили сдачу этого объекта.
Следующее здание, которые Вы назвали, - это Соборная мечеть на 500 посещений, которая располагается напротив Филармонии. Место было выбрано неслучайно. Но история этого объекта такова. Когда Аслан Алиевич Джаримов вместе с адыгейской делегацией съездил в Эмираты, была проведена двусторонняя правительственная встреча и велись, соответственно, переговоры. И когда шейх у него спросил, чем вы хотели, чтобы мы, Эмираты, помогли вам, он сказал: «Если профинансируете и поможете нам построить Соборную мечеть в Майкопе, мы будем Вам благодарны». И тогда шейх Арабских Эмиратов принял на себя обязательство профинансировать и проектирование, и строительство этого объекта. (Примечание: шейх Халид бен Сакр аль Касими, правитель Рас-аль-Хейма) Проектировала его Пятигорская мастерская. Но тогда, когда проектировалась эта мечеть, такого опыта в строительстве культовых зданий не было. Потому что последние 70 лет до этого в Адыгее не строилась ни одна мечеть. Поэтому мы спроектировали её по аналогам с другими мечетями. То есть мы сделали тогда проект, а автором архитектурной части был наш земляк Берсиров Абдулах, который принимал непосредственное участие и в процессе строительства, и контролировал его, и помогал во всём. Основное место его работы, когда мы строили эту мечеть, стало это здание, то есть с нами, в нашем вагончике. А начиналось строительство мечети так….
Когда проект был готов, его раздали наиболее крупным строительным фирмам. И в результате отбора осталось три компании. Это наша фирма «Белореченскстрой», местная компания «Адыгпромстрой» и краснодарская фирма «Краснодарстрой». Получилось так, что все три фирмы возглавляли тогда адыги: «Краснодарстрой» возглавлял Хот Гисса Аскерович, «Адыгпромстрой» - Хутыз Аслан Измайлович, и Ваш покорный слуга – «Белореченскстрой». Все наши предложения, сделанные нами, как положено, расчеты – всё это было переведено на арабский язык и послано шейху для просмотра и решения, с кем заключать договор на строительство мечети. И получилось так, что мы оказались более подходящими, и шейх непосредственно напрямую заключил с нами договор на финансирование строительства этого объекта.
С самого начала до конца финансирование шло нормально. Аслан Алиевич Джаримов осуществлял контроль, часто бывал на стройке, смотрел, как мы строим, и, конечно, помогал во всём. И мы построили этот объект. Конечно, было сложно. Почему? Потому что тех возможностей, которые сегодня есть у строителей, тогда не было. Не было ни бетононасоса, ни бетоновоза. Тогда были только башенные краны, большие гусеничные краны, которыми мы пользовались. Но мы, тем не менее, за 19 месяцев, согласно контракту, от начала до конца, построили этот объект. Этот объект был построен точно в соответствии с проектом. Сегодня ходят некоторые слухи, хотел бы на этом остановиться, по Майкопу, по Адыгее о том, что «мечеть ниже проекта на 4 метра», «по ширине на 6 или 7 метров уже», и т.д. Всё это не так! Ответственно заявляю как человек, который был от первого кола, который мы забили и начали строительство, и до сдачи в эксплуатацию, мечеть миллиметр в миллиметр соответствует тому проекту, который был спроектирован. Место было выбрано, как я уже сказал, руководством республики и руководством города. После того, как мы его построили, приехал шейх Эмиратов, который финансировал проект. Он лично принял мечеть. Причем я скажу как строитель с большим стажем, я так не сдавал ни один свой объект, как шейху. Он сам прошел, начиная с подвальной части и заканчивая минаретами, заходя в каждую комнату, осматривая, изучая всё.
Когда объект строился и сдавался, большую помощь нам оказывал ставший потом муфтием Емиж Нурбий, которому мы, строители, были очень благодарны за то, что он, если кто-то помнит, открыл мечеть, вел церемонию открытия. Тогда съехались все делегации с Краснодарского края, из республик Северного Кавказа, и зарубежных делегаций было очень много. Все были довольны. И как мы можем видеть, мечеть живет и здравствует сейчас, становится центром культового воспитания молодежи, И я лично как строитель считаю её одним из основных объектов, которые были построены мной в жизни, а мной построено очень много объектов. Да, я считаю, что для меня это один из самых главных и важных проектов.

Продолжение следует...


Рецензии