Аскер Нехай Счастливый аул Мафехабль

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ АДЫГЕИ И ИХ СОЗИДАТЕЛИ
СОЗИДАТЕЛИ АДЫГЕИ: АСКЕРБИЙ НЕХАЙ
Часть 2: О Счастливом ауле МАФЭХАБЛЬ

Интервью с Почетным строителем Российской Федерации, обладателем звания "Созидатель России", Заслуженным строителем Республики Адыгея, Заслуженным строителем Кубани Аскербием Ереджибовичем Нехай.

- Вот уже более двух десятилетий в Адыгее развивается, хотя и не очень быстро, аул Мафэхабль, в котором проживают, в основном, адыгские репатрианты, переехавшие из стран компактного проживания черкесов на историческую родину своих предков. Вы участвовали в его создании с самого начала, когда косовские адыги впервые приехали в нашу республику. Как Вы, опытный строитель, оцениваете вид и рост этого уникального аула, строительство которого стало значимым историческим событием во всем черкесском мире?

А.Н.: В то время ситуация сложилась следующим образом. Когда в Югославии началась война, два аула компактного проживания наших соотечественников, вынуждены были переселиться, так сказать, «уходить от войны», то есть переехать на свою историческую родину. В этом деле было много людей. Кто-то ездил туда, кто-то занимался ими, кто-то организовывал их переезд. Это я рассказывать не буду, поскольку это уже давно известно. Но вот когда косовские адыги переехали сюда, им выделили место временного проживания. Тогда их делегация вместе с руководством республики и архитекторами объездила несколько мест для выбора площадки под строительство компактного аула для репатриантов. Но представители тех адыгов выбрали её сами. Им предлагали места и в Гавердовском, и на въезде в город, и т.д., то есть несколько разных мест, которые, на мой взгляд, были более удобными, чем то, которое они выбрали. Однако желание переселенцев было тогда принято за основу. Они сами выбрали это место и решили основать свой аул здесь в Адыгее, и назвали они его Мафэхабль, что означает «Счастливый аул».
Тогда наша строительная фирма строила этот аул с самого начала. Проект был сделан «Адыгеясельхозпроект» под руководством Гисы Касеевича Схапцежука, и мы приступили к его строительству. Конечно, трудностей в этом проекте было очень много. Почему? Потому что электроэнергии не было, воды не было, не было канализации. То есть ничего не было, только чистое поле. И мы привезли туда немецкий край РДК-25, к нему подключили электрическую часть, и на этой основе мы начали. Ждать было некогда, пока мы подтянем линию электропередачи. Почему? Потому что люди жили скученно, в неудобствах. Понятно, временное жилье – есть временное и не было приспособлено к тому, чтобы там жили отдельно семья. Поэтому, чтобы люди, как можно быстрее вселились, мы практически работали, как говорят, день и ночь, и построили этот аул.
Важно то, что там принимали участие практически все районы Адыгеи, то есть кто-то давал материалы, кто-то собирал деньги. А финансирование шло, что самое удивительное, за счет тех денег, которые присылала адыгская диаспора, проживающая за рубежом. Они собирали деньги, присылали, и это был основной источник финансирования. Дополнительный источник финансирования строительства локальных очистительных сооружений выделило правительство России. Это, как я помню, где-то около 9 миллионов рублей. Кроме этого, отдельные организации тоже участвовали в этом строительстве. Так, фирма «Санэ» во главе с Муратом Бибовым построили один дом. Он был хорошим руководителем и человеком, принимал активное участие тогда.
Конечно, очень тяжело нам достался этот аул, потому что не было ни дорог, ни подъездов. Но получилось так, что, как говорят, «всем миром» строили этот объект. И люди получили благоустроенный аул, обеспеченный водой, канализацией, газом, подъездными дорогами. Там есть амбулаторный, лечебный корпус. Действует мечеть. Вот как раз историю о появлении мечети в ауле Мафэхабль я должен рассказать отдельно. Как-то занимался я документацией в прорабской, вдруг появляется парень небольшого росточка. Он мне представился. Но, к моему великому сожалению, я уже не помню его имени. Столько лет уже прошло, и я забыл, как его звали. Он мне тогда рассказал такую историю: «Я летел из Нальчика в Москву, и в самолете мне приснилось, что я строю мечеть в ауле Мафэхабль. И вот я, как только с Москвы вернулся, приехал к вам. Хочу построить здесь мечеть». Я тогда удивился, но подумал, голова и руки есть, можно и построить. Но на материалы потребуются деньги. А он мне говорит: «Вас пусть это не беспокоит! Я всё сделаю сам!» И он от начала и до конца сделал всё сам. Жаль, что я не запомнил его имени (Примечание: Мухамед Иругов — фермер из аула Исламей Кабардино-Балкарской Республики. На личные средства мецената из КБР М.А.Иругова в Мафэхабле была построена мечеть). Он построил эту мечеть. Вот так и было: появился человек, сказал: «Я построю мечеть. Отведите мне место!» Мы отвели площадку, которая была запланирована в Генплане. Вот такие бывают чудеса! Вот такие есть замечательные люди!

Продолжение следует...


Рецензии