Метаистория. Сказ о царевиче Садко

 Царевич Садко, как было принято в царстве Ван, с малых лет приобщался к торговле - основному источнику благосостояния царства Ван. К 17 годам своей жизни царевич Садко с торговыми караванами побывал во всех царствах и княжествах, с которыми царство Ван вело торговлю. Начиная с 15 лет, царевич возглавлял караваны с податями царства Ван Кошу.
 Третий раз в жизни царевич Садко вёл караван из 6, гружёных товарами ладей с податями Кошу. Что бы добраться из царства Ван во владения Коша, каравану предстояло спуститься по реке Дон в море Ворукаша (единое Азово-Каспийское море), вдоль берега моря мимо горы Сарачинской (княжества Ильм) дойти до реки Дайти (Урал). По реке Дайти подняться до княжества Чурила царства Дэва. В Торжке, вблизи княжьего стана, перегрузить подати на конные повозки, предоставляемые царём царства Дэва, и конной тягой доставить подати Кошу. Этот путь был хорошо освоен и затруднений, для опытных мореходов, не раз водивших караваны по этому маршруту, не представлял.
 Но на этот раз произошло совершенно невероятное событие.
Как обычно, царевич Садко, ведя караван с податями, вёл ладьи по морю Ворукаша. Стоял жаркий июльский день, на небе не было ни одного облачка, на море стоял полный штиль и ладьи шли на вёслах. До Торжка вблизи княжьего стана княжества Ильм, где обычно яры останавливались на отдых, оставалось не более 10 вёрст. Вдруг неожиданно, почти мгновенно небо покрылось чёрными тучами, от туч к воде начали спускаться несколько змееподобных вихрей, подул сильный порывистый ветер, вода под ладьями стала колыхаться и закипать. В нескольких метрах от каравана один из змеев опустился к воде, вода начала подыматься навстречу змею, свисающему из тучи и соединилась с ним в одно целое. Совершая вихреобразное кручение, это чудовище стало двигаться к каравану, оно подошло к ладье царевича Садко, втянуло её в себя и удалилось на север к берегу моря. Через несколько минут всё стихло, будто ничего и не бывало, только ладьи царевича в караване уже не было.
  Яры взялись за вёсла и поспешили к Торжку. Только прибыв в Торжок и вступив на твёрдую землю, они ощутили себя в безопасности. Объяснение случившемуся было только одно - царь Ван разгневал Морского Владыку, прекратив приносить ему в жертву девушек, за что Владыка Морской и забрал его сына.
 17 лет назад, после рождения царевича Садко, царь Ван, по просьбе свей супруги – царицы Мери, прекратил варварский обычай приносить в жертву Морскому Владыке девушек. Царь посчитал, что живую девушку можно заменить серебреной чашей, которую ежегодно и топили в море, посылая в дар Морскому Владыке. Но видать Морскому Владыке нужнее любовь земных дев, чем серебро.
 
 Не знали яры только одного, как сообщить о гибели царевича царю. Царь Ван был нрава крутого и запросто мог зашибить того, кто принесёт ему эту весть. Потому яры решили, что задание доставить подати Кошу, им никто не отменял, а пока они обернутся туда и обратно, весть о гибели царевича сама дойдёт до царя, и к их возвращению на родину, царь немного поостынет. Из Торжка на родину, как раз отправляется караван яров, только, что от торговавшихся в царствах Велес и Дэва, и умолчать о случившемся хозяин каравана – боярин Мал не сможет.
 На следующее утро яры с податями продолжили свой путь во владения Коша, пройдя на вёслах несколько вёрст, они увидели ладью царевича Садко.
 От царевича Садко и его спутников товарищи узнали, что водяной змей отнёс их ладью к княжьему стану княжества Ильм. Княжий стан находился у горы Сарачинской в 4х верстах от берега моря и 7ми верстах от Торжка княжества Ильм. После того, как всё успокоилось, и змей пролился на землю, Садко и его товарищи долго не могли понять, где они и на каком они свете. Из прострации их вывели девушки, главной из которых оказалась княжна Ильмара, дочь князя Ильма Водяного, имеющего прозвание Черномор.
 Царь Волос, принимая во владение царство Ильма, обещал царю Ильму передать потомкам царя Ильма право потомственного владения княжеством Ильм. И, что бы подтвердить свои наследственные права на княжий стол, несколько поколений наследников княжества брали себе имя Ильм, их имена отличались только прозвищами. Княжон также часто называли именами производными от имени Ильм.
 Княжне Ильмаре в то время шёл 21й год, девушке давно было пора выходить замуж. Всё, для успешного замужества (красота, острый ум, благородное происхождение) у княжны было, многие князья и царевичи сватали гордую красавицу, но все они получали от неё отказ. Княжна Ильмара ждала, предсказанного ей суженого.
 Ночью перед 12ым днём рождения, княжне Ильмаре приснился сон: «с неба в красном, расшитом золотом кафтане, упал красавиц принц», и глас с неба провозгласил: «Это суженый твой, дождись его и будешь счастлива». С тех пор княжна и ждала предсказанного ей суженого. И князь Ильм, и княгиня (русалка Ася) – мать княжны Ильмары были в отчаянии. Молодость княжны уходит, а их дочь отвергает очень хорошие партии и всё ждёт, как ей на голову упадёт, приснившийся ей суженый.
 Они пытались образумить дочь, не уставая повторять: «пора выкинуть из головы нелепые мечты и срочно начать устраивать свою судьбу». Но упрямая княжна стояла на своём.
 И вот свершилось; стоял ясный день, и вдруг небо внезапно потемнело, подул сильный порывистый ветер, с моря к княжьему двору двигался странный вихрь. Подойдя к княжьему двору, водяной вихрь пролился на землю, оставив у княжьего крыльца ладью с ярами. Всё это наблюдали, и князь, и княгиня, и княжна с подружками. Первая опомнилась княжна, она в сопровождении подруг выбежала во двор, подбежала к ладье, в которой в полной прострации сидели витязи, протянула руку к царевичу и произнесла: «Суженый мой, поспешим в терем, представимся батюшке»! В том, что это её суженый, Ильмара не сомневалась, на витязе был красный, расшитый золотом кафтан, точно такой она видела во сне на царевиче, упавшем с неба, к тому же, кто ещё мог упасть с неба на княжий двор, как не, предсказанный ей суженый.
 
 Садко и его товарищи, совершенно не понимая где они, считали, что их занесло в неведомый для них мир, и девушка, называющая царевича суженым, знает, что говорит. Как под гипнозом, все они последовали за княжной в терем. Держа царевича за руку, девушка подвела его к князю Ильму и произнесла: «Батюшка, вот предсказанный мне суженый, благословите нас»! Князь Ильм, находясь в прострации от произошедшего на его глазах невероятного события, всё же сразу узнал царевича, с которым встречался во время торгов в Торжке. Породниться с царевичем богатейшего царства империи, было высочайшей честью для него, но всё же, инициатива сватовства должна исходить от царевича, а не от княжны. И князь прямо спросил: «Царевич Садко, сын царя Вана, желаешь ли ты взять княжну Ильмару в жёны»? Садко, словно под гипнозом, (он даже не признал в отце княжны, князя Ильма Водяного), ответил, что о лучшей супруге, чем данная дева, он и мечтать не может, и попросил отца девушки отдать за него княжну Ильмару.
 Князю этого было достаточно, благодаря многолетним усилиям князей Рарога, Денницы и царя Вана, все усвоили, что яр обмануть не может, а царевич яров тем более.
 Только, спустя несколько часов, за праздничной трапезой (по случаю помолвки), до царевича дошло, что он находится в палатах князя Ильма Водяного, о котором все говорят, что он очень сильный стрига (колдун), которому подчиняются все духи и демоны моря. Но отказаться от, сделанного предложения, царевич уже не мог. Он не мог рискнуть сделать своим врагом, а возможно и врагом всего царства Ван, стрига, который только, что продемонстрировал им свою силу (в этом ни Садко, ни его товарищи не сомневались). Разозлённый стрига может перетопить все ладьи царства Ван, заходящие в море, что разорит их царство, потому такого колдуна лучше иметь родственником, чем врагом. В тот момент царевич был уверен, что из всей команды, везущей подати Кошу в живых остался только он сам и его товарищи, находящиеся в одной с ним ладье.
 Царевич собирался, вернуться в царство Ван за новым товаром для податей Кошу, но князю Ильму к тому времени доложили, что караван царства Ван с податями Кошу прибыл в Торжок, но во время шторма погиб царевич Садко. Эту информацию князь Ильм и довёл до будущего зятя. Уже стемнело, Садко был уверен, что его товарищи не рискнут отправиться с вестью о гибели царевича к царю Вану и продолжат свою миссию по доставке податей брамину Кошу. Потому было решено, вестника в Торжок не посылать, утром ладью царевича Садко с податями Кошу перевезут к Рха реке, по реке Садко с товарищами спустится к морю и дождётся свой караван. Соединившись со своими товарищами, царевич Садко отправился в ашрам Коша.
 
 Из владений Коша, Садко вернулся в княжество Ильм, где уже всё было готово к проведению свадебного обряда: княжна Ильмара её родители, родители царевича (отец царь Ван и мать царица Меря) и брамин царства Ван - Ярила, для начала торжества ждали только жениха.
 После отъезда царевича Садко, князь Ильм Водяной, собрал богатые дары для царя Вана и царицы Мери отправился в Тулицу, для того, что бы сообщить, царю и царице, что его сын царевич Садко жив и здоров. Князь Ильм застал царя и царицу царства Ван в великой скорби, они готовили провод по своему, трагически погибшему сыну - царевичу Садко. Особо их угнетало, что они не могут кремировать тело сына и гарантированно обеспечить возвращения Души их сына к чертогу Матери Сокол.
 
 Сообщение о гибели царевича царю доставил боярин Мал, который в момент «странной бури» на море находился в Торжке, и от товарищей царевича узнал о его гибели.
 Князь Ильм всё подробно поведал царю Вану и его супруге: и о чудесном спасении царевича, и о сне княжны Ильмары, и об обручении царевича Садко и княжны Ильмары.
 Царь и царица были уверены, что без колдовских чар стрига Черномора (князя Ильма Водяного) дело не обошлось, но оскорблять стрига недоверием не рискнули, главное, что их сын жив и здоров. За добрую весть царь Ван подарил князю Ильму братину (большую чашу) из золота, украшенную самоцветными каменьями, богатые дары царь приготовил и для княгини и для княжны.

 Несмотря, на то, что царевич и княжна уже обручились, царь Ван решил, что необходимо всё сделать по закону Вед, древних правил никто не отменял. Потому отец жениха должен оценить невесту, посватать её и провести сговор, оговорив приданное невесты. У князя Ильма такая постановка вопроса возражений не вызвала, все понимали, что всё это чистая формальность.
 После прибытия царевича Садко, брамин Ярила приступил к проведению брачной церемонии по законам вед, и убедившись в добрачной девственности невесты, провозгласил Ильмару супругой царевича Садко. На следующее утро, чета молодожёнов, родители жениха и брамин Ярила отправились в Тулицу. Князь Ильм Водяной и княгиня были, не мене дочери счастливы, что так удачно пристроили строптивую княжну, за которую у них все последние годы болело сердце. Но и яры царства Ван были очень довольны этим браком; теперь-то, считали они, сам стрига Черномор будет помогать им в их хождениях по морю.
И действительно, более полувека Садко и Ильмара счастливо прожили в браке, и за это время в море не затонуло ни одно судно их царства. Наоборот, многие Яры отмечали, что стоит только перед отплытием помянуть добрым словом стрига Черномора, и попросить у него удачи от имени царя Садко и царицы Ильмары, попутные ветры помогают идти под парусом большую часть маршрута.
  Через 8мь тысячелетий - после падения под натиском Албанов империи Брамия, потомки царя Садко – братья князья Славен и Рус, увели часть яров и вайшьи царства Ван на север в царство Хара к озеру Мойско (Ильмень). Князь Рус основал княжество южнее озера на реке Полисть (Приток реки Ловать, с юга впадающей в озеро Ильмень). Князь Славен основал княжество Славенск на реке Мутная (Волхов), с севера впадающей в озеро Ильмень.
Брамин Вишну изъял в западных и северных царств более половины кшатриев на войну с Албанами и на переселение браминов на Памир, потому царь царства Хара - Кубена не мог осуществлять контроль за окраинами своего царства. Князья Рус и Славен формально подчинялись царю царства Хара, но фактически ограничивались выплатой необременительных податей в царство Хара. Никакого вмешательства во внутренние дела своих княжеств царя, они не допускали, а у царя Кубены не было достаточных сил, что бы полностью подчинить себе самозваных князей. Славен и Рус вернули озеру, с их точки зрения, законное название – Ильм (Ильмень). Реку Мутную немного позже назвали Волхов, в честь сына князя Славена - Волхова. Сын Славена - Волхов прославился тем, что был великим чародеем. Он оборачивался медведем, волком и даже крокодилом, и в этом обличье, грабил и топил суда яров - купцов (своих конкурентов из криви балтийской - потомков криви, ушедшей с князем Перуном).
  Обычай облачаться перед боем в костюмы животных Яры царства Ван переняли у пиратов из Восточной Атлантиды, которые примерно за полтора тысячелетия до падения империи Брамия начали основывать колонии на южном берегу Чёрного моря. Князья Славен и Рус отстояли своё монопольное право торговать с царствами, лежащими к востоку от Ильмень озера, вытеснив из региона яров-купцов криви балтийской.
Потомки князей Славена и Руса сохранили и донесли до нас сказ о царевиче Садко, перенеся действие сюжета из Тулицы (Цареграда) в Новгород и Ильмень озеро.

Благодарю за прочтение. Желаю всем всего наилучшего. Анатолий.


Рецензии
На Южном Урале есть Ильменьский заповедник. Не доведось побывать, в а жаль. Каких только нет там самоцветов.
Удивляет не только это, но и общее название, несмотря на значительное между ними - Ильмень-озером и Ильменьским заповедником - расстояние.

Татьяна Ворошилова   07.10.2020 06:19     Заявить о нарушении
Благодарю вас за проявленный интерес и комментарий. Название Ильмень-озеро и древнее царство Ильм (частью которого и является современный Ильменьский заповедник) названы в честь брата Сварога царя Ильма. Это только кажется, что они далеко друг от друга. Это было время окончания Валдайского оледенения. Воды растаявшего ледника затопили огромные части суши, люди из затопленных водами районов были вынуждены сгрудиться на оставленных незатопленными землях, потому империи Брамия было легко находить их и подчинять своей власти. Это всё происходило лет за двести до царевича Садко и обо всём этом написано у меня в метаистори Начиная от "Сказа о Свароге". Желаю вам всего наилучшего. Анатолий.

Анатолий Байков   08.10.2020 14:46   Заявить о нарушении
Ильменский, не ильменский, что-то я ошиблась в написании.
Слово скорее башкирское. Башкиры - это вроде венгров, один был этнос. Финно-угорский.

Татьяна Ворошилова   10.10.2020 15:21   Заявить о нарушении