белая обезьяна

Недолго думая, раскидывая направо и налево серым веществом, я с восхищением взялся за чтение английского классика и нобелевского лауреата Джона Голсуорси. На самом деле "Сага о Форсайтах" состоит из трёх романов, и я их сладострастно прочитал, временами сравнивая товарища Джона с известнейшими классиками русской литературы 19 века и начала 20. А сколько в нём от Достоевского и Чехова! Умом тронуться можно! Момент, когда влюблённый поэт прижался лицом к окну не скоро из головы выйдет, чёткий образ в духе Достоевского.

Роман "Белая обезьяна" не относится к циклу "Саги", но продолжает знакомить нас с уже знакомыми нам героями повествований, чуть помудревшими.

Новый цикл состоит из трёх романов и называется "Современная комедия". Почему комедия? В первом романе не встретишь ничего смешного, если только иногда возникали на лице улыбка в ответ на некоторые действия героев. В основном горечь льётся ядовитой отравой по двадцать второму году, когда англичане в общем безумии не могут решить, кто с тобой рядом - друг или враг, кому доверять и кого ненавидеть.

Мне кажется, это комедия безумия, в которой совершаются ужасные вещи: собственничество в упадке, земля перестаёт приносить доход, валютные курсы лопаются как мыльные пузыри.

В новом цикле на первом плане дети прежних героев - "золотая" молодёжь, с новомодными штучками, которые старики не одобряют и не понимают, а шепчут лишь: "Эпоха катится к закату", а старый баронет недвусмысленно ожидает каждый вечер в клубе прихода Армагеддона с улыбкой на устах.

В центре повествования Флёр - дочь старого Сомса Форсайта, который стал ещё приятнее и мудрость с честностью накрыла душу старика. Но время не любит честных и правдивых, оно из них творит козлов отпущения.

Флёр не может себя найти после трагической любви и несмотря на замужество и жизнь рядом со святым и добрым человеком (на самом деле издатель) Майклом, она мечется по углам: то кинет её собирать огромные коллекции из знаменитостей, то бросает на порог измены. И ничего личного, только тупая боль и безнадёга, бесцельное болтание в лодке сюреализма приносит плоды разочарования, как на картине с "Белой обезьяной". Зверёк смотрит грустно вперёд на жизнь и чистит плод, не зная, зачем он это делает и сколько будет продолжаться бесцельная канитель.

Голсуорси в "Белой обезьяне" впервые в цикле показывает бедность и нищету, задумывается над тем, на что способен человек ради любимой больной женщины? На что способна женщина ради любимого мужчины в притеснённых условиях? История упаковщика книг и его жены, как изюминка в этом романе. Без неё получился бы суховатый роман, и Голсуорси знал об этом и не дал роману превратиться в обыкновенную историйку, миллион раз пересказанную разными авторами.

А язык Голсуорси, философские размышления (их стало больше в "Белой обезьяне". Видимо, двадцатые годы прошлого века сильно затронули душу авторскую), как картинная галерея, где от каждой главы не оторвёшься, пока не прочитаешь всё до конца. И кто бы тебя ни звал, и чтобы ни случилось в реальности, ты в другом мире, в мире автора, и в реальности тебя ничего не касается. Магия!

Голсуорси язвительно протаранил общество в этом романе, показав, что куча болтунов и трусов трясутся только за свою шкуру. Рухни страна, обворуй её иностранные интервенты - никому и дела до этого нет, разумеется, если это не касается их кошелька. А честность и порядочность общество запросто распнёт на кресте и не всплакнёт о содеянном.

А ещё Голсуорси на радость всем собачникам создал образ китайской собачонки Тинг - а - Линга, которую нельзя не полюбить. Она изрекает свои собачьи мудрости, радуется, переживает и ужасно боится грозы.

Всё! Хватит! Я опять разошёлся. Роман на триста страниц, а рассказывать о нём хочется без конца и края. И нет в нём действий, нет выстрелов в спину и полицейской беготни, только бесконечные психологические портреты и описания чувств и эмоций, которым цены нет!
12.09. 2020 р.


Рецензии