Музум У 1987

1987 - Konec Radara - Popolznowenje (31 god) - god Kota 1

Шёл 1987 год. В течении этого года постоянно в ДК Энергетик пос. Саласпилс успешно проходили и пользовались популярностью среди творческой элиты г.Риги сборные концерты-выставки или хэппенинги, условно прозванные вечера КТМ (клуб творческой молодёжи). Этот клуб на отшибе был по сути моей творческой лабораторией во время постоянной гастрольной деятельности в эстонской профессиональной джаз-рок группе РаДар.


В Саласпилсе я отдыхал, работал и преподавал в своей музыкальной студии, где базировался созданный мною коллектив ACL. Группа возникла в 1983 г. и состояла из моих учеников. Именно с этой группой я открывал концерты Рижского Рок Клуба, созданного в том же году. Это было трио по типу Джими Хендрикс Экспириенс и исполняло исключительно мою музыку. В 1986 в группу был взят молодой, перспективный басист Андрей Светлов и его привёл барабанщик Игорь Сидоров. Колесо(Лесник), посещавший некоторые вечера КТМ пригласил Андрея участвовать в экспериментальных записях на домашней студии Шеппера. Андрей согласился и ему понравилось, там было большое поле для деятельности. Шеппер с Колесом готовились выступить на одном из вечеров Рок-клуба в кафэ Аллегро и Светлов помог им решить массу музыкальных вопросов, в которых они были не сведущи. Колесо рассказывал мне об экспериментах Шеппера, но слово Поползновение ещё не фигурировало и я не придавал значения тому, что слышал. Он не говорил прямо, но намекал, что я мог бы заехать к Шепперу на студию и поколбаситься вволю. В душе Колесо конечно предполагал заинтересовать меня экспериментами Шеппера. Может они с Шеппером и обсуждали эту возможность, но он даже в мечтах не позволял себе иметь такой шaнс. Надо признаться, что гастрольный график у меня был очень напряжённый и я приезжал в Ригу на неделю и опять на гастроли. Первый концерт в рок-клубе и боевое крещение Поползновения состоялось в моё отсутствие и появилась первая запись. Вот она то и сыграла решающую роль в моём будущем выборе.

 1987 г. – Val Belin организовал группу "Поползновение", исполняющую музыку в очень широком спектре стилей - от апокалиптического рока до традиционного джаза. В студии ЛДМ (С-Петербург) был записан первый и единственный диск группы "Not for dancing".
Инструментальный состав группы стал лауреатом ряда фестивалей и концертов, включая Rock club Юбилей (Рига), Осенние ритмы 1988 (С-Петербург), Parnu Jazz - 87. 88 
    В далёком 1987 году я в рамках ежегодного фестиваля Рижского Рок Клуба продемонстрировал театрализованную музыкальную инсталяцию - где под звуки IX Симфонии Бетховена и пророческий голос вождя пролетариата о необходимости всемирной революции выходила пионерка со здоровой пачкой Беломора и имитировала раскуривание огромного косяка - этой риторической заставкой начинался концерт коллектива полностью состоящего из участников моей студии КТМ (клуб творческой молодёжи) в Саласпилсе, занимавшейся изучением гитары.
    Много прошло времени с тех пор и вот спустя много лет я вновь приеду в родной город Рига где хочется устроить грандиозную встречу участников той студии - я вспоминаю те фамилии - кто был на сцене в первую очередь - Андрей Смирнов, Антон Анишин, Андрей Светлов, Валерий Егоров, Олег Тархов, Андрей Евсюков, Пётр Малиньш, Юрий Рыжиков - надеюсь не забыл никого...

    Единственно, что мы с Колей записали в кои-то веки, это ШСБ (Шевченко, Светлов, Белинов) - компакт-кассету, затерянную среди артефактов прошлой жизни, а жалко. В этой кассете много было сыграно из будущего, наступившего самоё по себе, но также с успехом прошедшего, до лучших времён. Во времена Поползновения пластинки записывались щелчком пальцев. Прогуливаясь в перерыве между сессиями звукотворчества мы со с Светловым натыкаемся на Шевченка, бессмысленно фланировавшего в районе Пурвциемса города Риги и предлагаем ему поучаствовать в совместном процессе или акте поползновенческого звукоделания. Как сейчас помню, развернулся звуковой ландшафт таинственными арпеджировками маленьких гуселек, заговорчески заструнившимися мистическими созвучиями, прерываемыми деревянным молоточком детского металлофона( из коллекции излюбленного "питательного" набора муз-инструментов). Не менее таинственные рифы модно басившего в то время Светлова потекли на звукозаписываемую дорожку. Гaрмонический фундамент закладывался подержаным винтажным советским синтезатором, оказавшимся под Колиными пальцами в квартире Колеса, где в последнее время возникла студии домашней звукозаписи. Гнусавым жужжанием переливался обертонами звук гитары под медиаторным напором Белинова, струясь бурными виртуозными потоками соло-излияний, смодулированных посредством ринг-модулятора в замысловатый многоступенчатый тембр. Так было, и кануло в лету)) Остались только воспоминания...

    На этом я оборву цитату из моей будущей Биографической Словопечатной Симфонии. В 1987 году, уже будучи одним из самых известных современных джаз-роковых музыкантов страны, я стал музыкальным ментором локальной группы под названием "Поползновение". Группа, с первого выступления в рамках мероприятий Рижского Рок-клуба (у истоков которого стял тоже я), поразила публику отношением к музыке, которую она исполняла. Жанр - антиэстетика, стиль - апокалиптический рок.Позже группа осознала, что стиль исполнения на самом деле возник где-то в Древнем Китае и называется, не иначе чем, "Рок-Чайн-Ролл". Просто электро-гитара уже не отвечала требованиям жанра и стиля, нужен был новый, не виданный доселе инструмент. Он был сконструирован мною на бумаге, и теперь мне нужно было найти чудо-мастера, который бы взялся за изготовление, незнамо чего, как и зачем. А этот гибрид нужен был для, написанной мною, Рок-Чайн-Оперы и уже фактически созревшей для профессиональной записи, которая и произошла в 1987 году, летом в помещении ЛДМ(Ленинградсий Дом Молодёжи) где, кстати, помещалась и студия весьма нашумевшего своими эпатажными концертографиями, господина С.Курёхина. Так о чём это я, а - Савитар не был создан к этой записи, пришлось, как Jimmy Page, играть смычком на обычной электро-гитаре. Всё оказалось гораздо сложней чем я думал, и осуществилось только к концу 1990 года...

И в 1987 году я не поехал с ними в поездку на Дальний Восток - ради того, кстати, чтобы записать альбом с “Поползновением” в Питере. Мы придумали телеграмму, что у меня умерла бабушка. И мне звонит Райво, менеджер группы, и говорит: “Валера, что ты мне паришь мозги? Какая бабушка” Но я всё-равно не поехал. А это была, по сути, последняя гастроль “Радара” - они там все перезаболели.их возили по какой-то тайге, были концерты даже в Биробиджане. Они же все были эстонскими мальчиками, которые любят отдыхать дома на пуфиках и смотреть Финское телевидение. Конечно они воспротивились, что Союзконцерт их гоняет по всему Союзу. Тут как раз пошли гонения на “Радар”, урезание ставок, и всё такое - и группа развалилась.

Фэйсбук прислал мне воспоминания 7ми летней давности и они бросили ещё в более глубокие пласты. Поискав у Гооголя я нашёл памятное Т-видение всего концерта группы "А" на Тарту-87. Вспомнил что гитара у Рихо жутко не строила и я перезабыл половину слов из великих песен Хендрикса. Потом он убежал по-средине концерта и настроил...
 Барабанщиком Яаком Ахеликом был создан фестивальный проект под названием "А", куда вошли три ведущих эстонских гитариста того времени ( Рихо Сибул, Славка Кобрин и Валери Белинов) на басу и ударных два Яака (Йоала и Ахелик). Группа исполнила программу из легендарных хитов Джими - Wind Cries Mary великий Эстонский певец спел и сыграл на гитаре - так мы все вместе дополняя друг друга отдали дань уважения великому JIMI HENDRIX


"1987 RIGA - V.Shepper
Один момент движения змеи

В 1987 году я стал продюсером и участником апокалиптического проекта Popolznovenje и мне понадобился новый тип инструмента.
http://www.proza.ru/2017/06/09/151

    Многочисленные эксперименты на студии привели  к идее создания безладового инструмента, звукоизвлечение у которого предполагалось пицикатто и смычком.

 Я давно думал об этом, но музыкальный стиль для этого ещё не был сформирован в сознании. Требовалась полная вокализация инструмента с атональными возможностями и свободной темперацией. Неоднократно я пытался использовать смычок на гитаре, но форма гитары ограничивала. Несколько лет ушло на формирование идеи и к 1991 г мною был спроектирован новый инструмент Са-Ви-Тар. А изготовлен он был Питерским мастером Сергеем Саниным.

SaViTar - сам экстраполирует через психо-моторику определённые движения  пальцев исполнителя для нахождения полей пра-музыки - очень древней  субстанции, практически неслыханной до момента её звукоизвлечения.  Древние лады на психоэнергетическом уровне просто закачиваются через  уши как первородная огненная матрица, очищающая центры от хаотических  эфирных засоров...
Ещё раз подтвердилась формула расширения в процессе мастеризации и  редактирования уникального концерта на Савитаре - инструменте, явившимся  следствием моего неугомонного воображения и природной настойчивости,  качествам, позволившим довести дело до конца и создать некий гибрид  - и в инструментоведении и звукописании.
Наличие этого чуда спровоцировало создание новых форм композиции!

* * *
Звучит Он - сгусток мелофоний
Фиоритурами безчисленных симфоний
Хоралов, фуг и мадригалов
Сонатных форм и импрелюдий,
Минуя знаменитых студий,
В мечтах великих музыкантов
Он остаётся фигурантом
Нескончаемых иллюзий
и Гениев гарантом
И прелюдий
 
* * *
http://www.proza.ru/2017/07/18/483

Отец ”Поползновения” - Валера Шеппер. Он был фотографом, к музыке не имел ни какого отношения, разве что торговал пластинками. Шёл 1986 год, и я зачастил к Валере в гости. У нас формировалась концепция “Поползновения” как группы, исповедующей антиэстетику. Тогда же была придумана концепция ресторан-концерта. На сцене пилились брёвна, разрубались подушки. Зрителей могли угостить яишницей прямо на концерте.

    Когда исполнялась композиция “Child in Time” в своём варианте, фанаты рокеры приходили в шок от такого жуткого извращения всех основ.

И основ энергетических - всем известные хиты наполнялись какой-то другой, неизвестной, нерокерской энергией.
http://proza.ru/2017/06/09/151
Тему стёба Шеппер, конечно, позаимствовал - у Заппы и у Боуи. Но концепция “Поползновения” была классной. Что такое поползновение? Это момент продвижения всего тела ползущего змея. Это мягкая агрессия. Идея апокалиптического рока. Идея тотального моста между жанрами. Подобная идея присутствовала в Запповском проекте “Yellow Shark” 1992 года, где его вещи исполнялись классическим оркестром. Это верх того, куда может дойти рок-музыка в своём развитии.

1983 Riga ATONAL SYNDROM - Oleg Gorbarenko
Кстати в Риге нечто подобное делал ещё и Олег Горбаренко - концептуалист, потрясающий музыкант и композитор, совершенно непризнанный. Он умер несколько лет назад.

    Мы записали в Питере в ЛДМ альбом “Not for Dancing”. И когда уже альбом был записан, начались концептуальные разборки.


1987 Riga - POPOLZNOWENIE - All is ONE & ONE is You
До этого у нас был триалог: я, Шеппер и Юра Лесник. Я занимался музыкой, Шеппер был идеологом, а Лесник, что называется бухгалтером.



1987 Riga - Yuris Lesnik

Лесник, кстати, по образованию художник, сейчас тоже в Питере, придумывает замечательные вещи, занимается мягкой скульптурой. А Шеппер, говорят, где-то в Голландии.
И вот наш триалог слегка перекосился. Мы списались с компанией Брайана Ино и собирались отослать туда кассету. А они начали выдумывать что-то - вплоть до того, что плёнку вынуть и отослать одну обложку от кассеты. Вообщем, пошёл зашкал. Недосведённая кассета приехала в Ригу и сводили её здесь на радио уже без меня. На мой взгляд там было много не доделано. А потом они решили всё это уничтожить. Bсё закончилось также странно, как и началось."

из интервью Ирине Осадчей журналисту еженедельника "7 Пятниц"

    Наиболее знаменательным и основополагающим проектом в моём творчестве я считаю проект под названием "Поползновение", в котором, на мой взгляд,  предопределось развитие апокалиптического рока вообще и русского арт-рока, в частности, на многие годы вперёд. Этот проект готовился целый год и должен был быть показан на фестивале Русского Рока в 1987 г. в Питере, на котором, кстати, дебютировал широко известный сегодня композитор и поэт Юрий Шевчук. Наш же проект не прошёл по причине отсутствия утверждённой горкомом комсомола программы с важной подписью и печатью. Работа была законсервирована на многие годы, хотя на джазовых фестивалях и рок-фестивальных концертах мы частично демонстрировали некоторые концептуальные номера с огромным успехом. Среди них была литературно-слэповая композиция на слова Николая Васильевича Гоголя "Тройка", блюз на стихи Анны Ахматовой "Это всё наплывает не сразу", несколько известных поп-рок стандартов - Rolling Stones, Stevie Wonder, Beatles, The Who, Deep Purple, - обработанных в совершенно необычном стиле и аранжировке ( рок-чайн-ролл, антиэстэтика). На концертах в ряде Рок-клубов того времени у истинных поклонников вышеназванных групп волосы вставали дыбом и возникала совершенно неадэкватная реакция. То что они слышали в нашем исполнении никак не соответствовало их восприятию ожидаемого хита и совершенно не подтверждало в них чувства сопереживания любимому произведению. Ни интонация, ни мелодия, ни интертэйнмент не были похожи на оригинал. Это была полная деструкция и дезориентация их эстетического восприятия. Давай послушаем блюз на стихи Ахматовой и ты сам всё поймёшь...
    Я решил по приезду с гастролей обязательно заглянуть к Шепперу и просто пообщаться. Я не строил никаких планов.
    То, что я увидел, придя домой к нему, выглядело более чем убеждающе. В квартире был творческий беспорядок и одна из трёх комнат была полностью загружена аппаратурой.Это была не профессиональная аппаратура, но всё, что можно было в то время купить в магазине касательно звукозаписи стояло у него в комнате, расположившись вокруг уже знакомого мне магниттофона, на который в своё время я потратил столько усилий.Стены были испещрены чёрными и зловещими, как мне казалось, буквами.Я не читал, но это были какие-то слова написанные обычным и необычным образом.Да и с семьёй отношения были напряжены.Жена его всё время распрашивала меня обо всём и как мне показалась очень хотела со мной поговорить.Шеппер был не в меру дружелюбен и сразу же начал показывать всё последнее, что он натворил.Видно было, что четырёхдорожечный магнитофон серьёзно сконцентрировал все усилия человека на самом процессе звукозаписи.Всё, что он мне показывал выглядело незавершённым, но видно было, что он увлечён своими экспериментами и находит в них особый для себя смысл. Из разговоров с ним я понял, что, оказывается его жена Тамара пару лет уже учится в университете на филолога и он много почерпнул для себя из литературы, которую ей пришлось перелопачивать.Буквально он брал тексты каких-то стихов и начинал наговаривать их под аккомпанемент каких-то лэйеров, предварительно записанных, либо во время совместных сходок с Колесом и Светловым на ходу что-то начитывал.То есть весь его распорядок был уже подчинён изысканиям, посвещённым созданию литературно-музыкальных образов.Весь процесс получил наименование - Popolznowenje и никак иначе.Мне он даже на мгновение показался этаким Чеславом Ниеменом, ибо слово начертанное на стенах ассоциировалось у меня с чем-то польским.Петь конечно Шеппер не пытался, но мелодекламацией уже баловался.С этого момента я стал появляться у него чаще и порой всю неделю между гастролями проводил в его студии, музицируя вместе со Светловым, Колесом и Шеппером.Для меня это был фан, которому я не придавал значения, но количество совместных записей росло.
    В 1985 г. и по лето 1987, Колесо активно участвовало в экспериментах и покладисто признавало и поддерживало авторитет идеолога свободного процесса музицирования, всё более убедительно приобретавшего форму П-я на квартире у великого комбинатора и реформатора музыкологических амбиций, господина Шеппера.Колесо тихонько мечтал о моём участии в этом неумолимо прогессирующем доброкачественном новообразовании, иногда ненавязчиво рассказывая и показывая, впечатлявшие его живое воображение и неуёмный, изголодавшийся интеллект, необработанные и нелицеприятные выбросы совместно добытых бурений сырой породы в недрах Поползновенческих шурфов.Но всё-таки не ему удалось привлечь моё внимание к этой новой форме музыкальных взаимоотношений, хотя его постоянное вращение в моём присутствии и в цикле художественно-литературно-музыкального жанра, безусловно положило на весы моего интереса к новозарождавшемуся явлению, скромный миллиграм чистого самородка.
    По-моему расклад сил и положение дел на культурологическом фронте Рижского инвайронмента на период весны 1987 г. нам теперь стали более понятны.Конечно я не описываю всего, да и не ставлю себе таких задач.
    Можем прямо сказать, что в свете сегодняшнего застоя, жизнь Риги бурлила и кипела именно с точки зрения подъёма андерграунд культуры, но центры реализации уже стали смещаться в сторону Северной Столицы и процесс этот был неизбежен.

    В развитии структуры Поползновения произошло несколько главных событий, которые определили расстановку сил внутри проекта и ускорили становление на ноги, благодаря цепочке совпавших интересов каждого из членов будущего Триалога - 1.После крупно-масштабного всесоюзного Рок-Фестиваля Тарту-87, где я выступил в двух группах сразу("Радар", группа "А"), ставших лауреатами этого фестиваля, мне наконец дали месячный отпуск.
    2.Шеппер разошёлся со своей женой Тамарой и студия Поползновения переехала в отдельную квартиру, где-то в районе улицы Таллинас и Кришны Барона.
    3.Нашлись люди, пожелавшие спонсировать проект.
    Теперь цель была определена - это запись первой пластинки Поползновения, формирование нового стиля и концепции, которая прояснила и очертила бы сферу нашей будущей деятельности и распределила баланс сил, направленных на решение сверхзадачи. Вот именно сврехзадача и не была поставлена или не могла быть поставлена, потому что не существовало договора, т.е. Триалога и, уносясь мыслью вперёд сообщаю, что к моменту, когда я на два месяца позже приоткрыл сверхзадачу, интересы членов троицы кардинально отличались, как в известной китайской басне им.Крылова.
    Быстро совместными усилиями оборудовав студию Поползновения, мы стали почти ежедневно там собираться и музицируя, накапливать необходимый материал для пластинки.В процессе этих бдений, в которых участвовали будущий Триалог и альянс двух басистов, братьев Пиджаковых, которых я вам чуть позже опишу, и стал формироваться весь комплекс законоложной информации будущей формации.

    Как вы наверно заметили, я часто придумываю новые слова.Например слово - законоложный для меня означает сочетание двух корней 1.закон, 2. логос.По значению близко к слову закономерный, но по динамике более активный, что-то из области действий, которые, с одной стороны правильные, а с другой оговорённые. То есть мы совершали действия сознательные и сформированные заранее. Почему это важно, да потому что обычно репетиции проходят молчаливо и мучительно длящиеся длинные куски совместных музтурбаций никто не прерывает, пока они сами не умрут. Так репетируют непрофессионалы всегда. На таких репетициях все выматываются и устают, а коэффициент полезного действия очень маленький.Профессионалы вообще стараются как можно меньше репетировать и по-возможности как можно больше обсуждают вопросы связанные с постановкой и формой, оттачивая темы и сложные унисоны.
    По вечерам мы обычно собирались вместе и старались записывать всё музыкально-образовательное, что игралось и пелось, а днями мы с Шеппером обсуждали многочисленные вопросы по организации материала, где в основном бурная фантазия Поползновенческого идеолога возносила его над миром и бросала в горячие точки неисследованных психологий, разных социальных структур и явлений. Мы убедились, что Поползновение - это мировой процесс и интернационализм был ему не чужд.Было прослушано много сказок, китайской, японской, русской классической музыки, гамелан, шаманы, тувинское пение.Обсуждались всевозможные варианты театрализации концертов и костюмированных шоу.Иногда просто велись и записывались диалоги.Можно с уверенностью сказать, что основной упор был на фиксацию любыми способами всего, что из нас исходило вербально, музыкально или эмоционально.Атмосфера эксперимента присутствовала в каждом моменте Поползновенческого импульса.

    Ты знаешь, самое удивительное, что при максимальной востребованности и огромной популярности группы "РАДАР" на всей территории бывшего Совка практически очень мало сохранилось материалов, во-первых о певце Яке Йоала, которого я хорошо знаю лично и, во-вторых о самой группе, которая буквально объехала всю страну и многократно выступала практически во всех крупнейших "солянках", фестивалях, радио и телепередачах. Одна из причин - отсутствие интернета в то время, другая - это то что эфир и информация стали очень дорогим удовольствием.
    Запись я выложу уже в следущем посте и кое-что напишу. Для подробных мемуаров к сожалению не хватает времени, но на все вопросы буду отвечать с пристрастием.


Рецензии