Маленькие нескучные истории. часть восьмая

   17 октября 2014 года. В Нескучном Саду царит кленово-золотая осень. На высохшей траве россыпь кленовых листьев, и как чудно на этом золотом коврике смотрится белка в серебристой зимней шубке. Олень отдыхает на подстилке из кленовых листьев, а на его роге кокетливо покачивается подсвеченный солнцем золотой листочек! В полдень пошёл первый робкий снежок. И в тот же момент раздался далёкий бой часов, оповещавших об этом знаменательном событии.

   В липовой аллее, ведущей в глубину парка, ещё издали заметно оживление: синицы летают вокруг дупла и среди них изредка мелькают серо-голубые пёрышки поползня. Сервирую ладонь и медленно приближаюсь к высокой липе с дуплом, служащим центром внимания пернатой компании. Кто-то из посетителей уже насыпал в дупло щедрой рукой семечки. Синицы лакомятся угощением, а поползень деловито относит семечки на вершину соседней липы: он делает запасы на зиму! Выставляю ладонь с мелкими орешками прямо перед дуплом-кормушкой, и тут же на ладонь садится любопытная лазоревка. Гостья быстро соображает, что крошево из миндальных орешков вкуснее пережаренных семечек и принимается за новое угощение.

   К дуплу подлетает поползень и внимательно смотрит со ствола на мой «банкетный столик». Затем он решительно перелетает на ладонь, оглядывает орешки и, не спеша, перебирает клювом угощение. Поползень уносит приглянувшийся орешек в свою кладовку, а я с нетерпением жду его возвращения. Что-то подсказывает мне, что единственным визитом пернатый остроклювый гость сегодня не ограничится. Он так пристально разглядывал сервированную ладонь, что, наверняка сделал для себя далеко идущие выводы! И я не ошибся: через пару минут поползень вернулся за новой порцией угощения! Он прилетел сразу на ладонь, забыв о спрятанных в дупле запасах. И в самом деле: за семечками нужно забираться внутрь дупла, а это не всегда безопасно. А на ладони вся панорама вокруг, «как на ладони», и меню более изысканное.

   21 октября. Спешу на знакомую аллею, ещё не подозревая, что этот день запомнится мне, как «День Поползня»! Серо-голубой красавец и две миниатюрные лазоревки попеременно садятся на «банкетный столик», расхватывая угощение. В какой-то момент, словно в калейдоскопе, складывается красочная комбинация: поползень в паре с лазоревкой! Это мои «пернатые самоцветы»: как сияют их пёрышки на фоне золотисто-жёлтых ковров из опавших листьев! В этот день поползень прилетал ко мне 14 раз!

   Совершив на ладонь очередную посадку, поползень, склонив головку, бочком рассматривает угощение, выбирая подходящий орешек. С добычей в клюве он улетает не сразу, а сидит несколько мгновений в глубокой задумчивости. А иногда решает немного подкрепиться: своим тонким изящным клювиком он склёвывает мелкие крошки и делает это так осторожно, что прикосновения его клюва почти не ощущаются. А если и ощущаются, то, как приятные покалывания. Поползень в течение часа пополнял свои запасы, а его подружки-синицы угощались прямо на ладони, игнорируя дупло со всеми его «ароматными» семечками.

   29 октября. Такое впечатление, что в парк вернулось «бабье лето». Правда, всего на один день, но во второй половине осени такое событие можно отнести к разряду праздников. Сажусь на скамейку у знаменитого дупла, греюсь на солнышке и поджидаю своих пернатых друзей. А дупло по всем приметам непозволительно пустует. Весь запас пропитания сосредоточен в моей сумке. Оценив критическую ситуацию, накрываю «столик» и терпеливо жду посетителей. На стволе липы появляется поползень, присматривается к накрытому «столику» и решительно занимает «тёплое местечко»! Через минуту появляется его остроклювый приятель и тоже нацеливается на сервированную ладонь. В этот день два поползня поочерёдно берут корм с ладони!
А у меня в запаснике приготовлен фундук для белок. Прогуливаюсь по аллее, держа лакомство на ладони. На ветке появляется пушистая красавица и с недоумением разглядывает мою удаляющуюся ладонь. Через секунду белка отправляется за мной в погоню и ловким прыжком оказывается на моём плече! Привычным путём она перебирается на ладонь и принимается за любимый орешек. Достаю фотокамеру, чтобы запечатлеть знаменательное событие. А белка на этот раз решает похвастаться своим пушистым хвостиком. Она всем своим видом хочет сказать: «Ну и как вам мой хвостик? Нравится? Ну что ж, любуйтесь, а я пока пообедаю»! Её зубки тонко поскрипывают, дробя ореховую скорлупку, а хвостик старательно позирует перед объективом.

   Проглотив гостинец, белка набивает рот оставшимися орешками. Её щёки раздуваются, превращая свою хозяйку в пузатый ёлочный шарик. Один орешек выскакивает на ладонь, и белка безуспешно пытается вернуть его в переполненный гостинцами рот. Затем она покидает «банкетный столик», посылая оставшемуся орешку взгляд, полный глубокого сожаления. Спрыгнув на землю, белка прячет свои трофеи под опавшей листвой, а я знаю, что она не забыла об оставленном на ладони орешке: она ещё вернётся за ним, нужно только подождать. Ещё раз убеждаюсь, что я успел изучить нравы обитающих в Нескучном Саду белок: моя пушистая гостья вновь догоняет меня посреди липовой аллеи! Как и в первый раз, она взлетает ко мне на плечо, перебирается на ладонь и с ликующим видом приватизирует оставшийся там орешек!

   Мои запасы заканчиваются в этот день с быстротой молнии! Ощупывая карманы, обнаруживаю там горсть «мелочи»: серебряные монеты. От нечего делать решаю их пересчитать, разложив на ладони. И тут же на ладонь присаживается большая синица и принимается исследовать мои «несметные сокровища». Она постукивает по монеткам клювом, пробует их на вкус, но быстро убеждается в их полной бесполезности. «Не всё золото, что блестит»,– решает синица и разочарованно улетает. А я продолжаю эксперимент. Прохаживаюсь по аллее, держа монетки на вытянутой руке. Вскоре на ладонь пикирует большая синица и с недоумением рассматривает необычное «угощение». Монетки слегка поблёскивают, а синица, склонив головку (совсем как поползень) следит за ними одним глазком. «Это несъедобно»,– рассуждает синичка, но все же не покидает гостеприимную ладонь. В её поведении нет ничего необычного: синицы нередко прилетают на ладонь не ради угощения, а просто так – посидеть. Особенно в холодное время года, пока рука моя не успела ещё окончательно окоченеть…

   2 декабря. Есть в Нескучном Саду знаменитый «звенящий куст», о котором я уже рассказывал в одной из предыдущих историй. В его кроне обитает десятка три воробьёв, и об их присутствии ещё издали возвещает звонкий перелив колокольчиков. Громкий щебет разносится на весь парк, и пройти мимо такого весёлого сборища просто невозможно. Предлагаю воробьям ладонь, «до краёв» наполненную хлебными крошками: нужно обедать культурно – за «столиком», а не подбирать крошки с земли! Я впервые решаюсь на этот эксперимент, и тут начинаются настоящие чудеса! «Звенящий куст», наконец, расхрабрился: компания воробьёв окружает «банкетный столик», и один, самый смелый воробушек, решительно садится на ладонь! Его собратья настойчиво парят вокруг и по их необычному поведению видно, что они тоже готовы занять места за «банкетным столиком». Только им не хватает смелости. С их стороны требуется решимость, а с моей – терпение: вот маленький рецепт приручения пернатых приятелей!

   Стою с протянутой ладонью, а воробьям на помощь приходит юркая лазоревка. Лазоревка смело садится на ладонь: для неё это дело привычное! А воробьи с завистью посматривают с веток жасмина на спокойно пирующую лазоревку. И вот за первым воробушком на ладонь осмеливается взлететь его пернатый собрат. Обнаружив, что ничего страшного не происходит, он обращает своё внимание на хлебные крошки. К нему присоединяется новый гость, и через пару минут начинается представление под названием «суета вокруг ладони»! Осмелевшие воробьи атакуют «банкетный столик», радуясь возможности утолить не на шутку разыгравшийся аппетит. Они в беспорядке садятся на ладонь, толкаются, ссорятся из-за крошки хлеба, но постепенно в их рядах начинается нечто похожее на самоорганизацию. Я терпеливо одариваю гостей всё новой и новой добавкой, а гости уже садятся на ладонь по очереди, а не всем скопом, как это наблюдалось ещё минут десять назад. Дисциплина созрела в их рядах сама собой. Пока один воробей берёт хлебную крошку, другие спокойно сидят на ветке, а потом друг за другом забирают свою порцию и отправляются на ближайшую ветку обедать.

   Два года я угощаю воробьёв, обитающих на этом кусте. Вот сколько времени понадобилось моим пернатым приятелям, чтобы не только привыкнуть к моей персоне, но и перенять «правила хорошего тона» у более общительных и компанейских синиц! А «правила хорошего тона» требуют, чтобы трапеза протекала не на пыльной земле, а на тёплой человеческой ладони! Культура поведения (по примеру синиц) вошла, наконец, и в воробьиный быт.

   3 декабря. Беру с собой фотокамеру, чтобы запечатлеть «воробьиное шоу». Но по дороге к «звенящему кусту» меня останавливает проголодавшаяся белка. Откуда она узнала, что у меня в кармане имеется запас орехов? Кладу угощение на ладонь, а белка настигает меня решительным прыжком и мгновенно оказывается на моём плече! Перебежав на «столик», гостья немедленно приступает к трапезе: только шелуха разлетается во все стороны под аккомпанемент лёгкого скрипа её острых зубов! Покончив с первым орешком, белка отправляет второй гостинец за щёку и спрыгивает на снег. А её место тут же занимает её пушистая приятельница. Новая гостья принимается за угощение! А на ветке липы, нацеливаясь на «банкетный столик», уже восседает третья белка и готовится к очередному акробатическому этюду. В течение десяти минут в моей лесной столовой угощались три белки, поочерёдно «взлетая» на сервированную ладонь! Когда все орехи закончились, последняя из посетительниц заинтересовалась моим, блестевшим на солнце кольцом. Прихватив кольцо зубками, она попыталась извлечь блестящий предмет из моего пальца. Я терпеливо ждал, что будет дальше, а белка, повозившись с неподдающимся «артефактом», нехотя спрыгнула с «банкетного столика» и отправилась восвояси.

   Пришло время вернуться к моим воробушкам: «звенящий куст» давал о себе знать заливистыми колокольчиками. Я приготовил фотокамеру, сервировал ладонь и с замирающим сердцем направился к весёлой компании. Повторится ли вчерашняя «вакханалия»? А вдруг воробьи, заметив новый предмет (фотокамеру), не решатся атаковать «банкетный столик»? Медленно подхожу к «звенящему кусту», и куст многозначительно замолкает. В полной тишине замираю с протянутой ладонью. Примолкшие воробушки давно меня заметили и находятся в напряжённом ожидании. Наверняка они заметили и направленную на них фотокамеру... Ждём «у моря погоды», с любопытством поглядывая друг на друга. И как в прошлый раз, пример подала случайно пролетавшая лазоревка. Жёлто-голубая птичка атаковала ладонь и без всяких церемоний принялась лакомиться, справедливо решив, что спешить ей некуда.
Среди воробьёв пробежала лёгкая волна оживления: «она же всё угощение уничтожит, а нам что останется?» И вот, осмелевший от праведного негодования воробушек, решительно присоединяется к пирующей лазоревке! За ним следуют его проголодавшиеся приятели, и вчерашняя мизансцена повторяется во всех деталях! На этот раз воробьи садятся на ладонь парами и тройками, а вот и полный квартет пернатых друзей собрался на гостеприимной ладони! Остальные воробушки шумно летают вокруг «столика», а я не перестаю щёлкать затвором. На лёгком морозце зябнут пальцы и отказываются нажимать на пусковую кнопку. И сама камера от долгого пребывания на влажном холодном воздухе начинает капризничать…

   10 декабря начался долгожданный снегопад, и в Нескучный Сад наконец-то пришла настоящая зима! Ветви лип украсились серебристыми шалями, пуховыми платками и накидками из белой парчи. Парк на глазах преобразился: вместо чернеющих на ветру стволов вокруг раскинулись декорации зимней сказки. На белые скатерти пока не тронутых снегов изредка падали снежные хлопья: это белки то тут, то там прыгали с ветки на ветку! Если встать на полянке и осмотреться, можно одновременно заметить не менее десяти одетых в зимние шубки красавиц! Белки ищут под снегом свои ореховые запасы и ожидают сердобольных посетителей с «бездонными» мешками вкусного угощения.

   Одним из таких посетителей оказался и я в чудесный день 12 декабря. Обслужив воробьиный куст, я направился на лужайку у трёхствольного дуба. А синицы начали слетаться ко мне ещё по дороге, в белоснежных аллеях парка. На лужайку я пришёл в окружении весело перекликающейся синичьей компании, требующей немедленно накрыть обеденный стол! В кормушке красовалась горка пережаренных семечек, но синицы летали вокруг меня в ожидании «настоящего» пиршества! Их ожидания оправдались, когда я выложил на ладонь угощение: рассыпчатое печенье и крошки от калорийной булочки. Неспешная прогулка по заснеженным аллеям и кормление с руки пернатых приятелей – вот настоящая зимняя Сказка!


Рецензии