644. Хуторская чертовщина. Не было б печали...

          Начало весенних работ лучше время для сельского труженика, когда душа и тело желают приложит все свои силы и возможности к кормилице матушке земле, отдохнувшей за зимней период, чтоб в скором времени с надеждой и верой произвести нужные сельскохозяйственные работы.
            Чтобы не происходило вокруг, а крестьянин занят заботой, понимая, что земля требует к себе хозяйского подхода.
            Как с ней обойдёшься, так она и отплатит урожаем.
      Хуторской крестьянин чуток к происходящим событиям, отголоски которых долетают до этого степного края, но не особо вникая в суть дела, продолжают суетиться, как и в прежние времена.
         Чувствовалась напряженность в обществе, проявлялось недовольство, а как быть довольным, когда тебя прижимают со всех сторон, да и война довольно затянулась, не обещая ближайшей победы, было от чего запечалиться.
             А тут в самом начале весны, как гром среди ясного неба, прилетела весть, что   царь отрёкся от престола.
          Полнейшее замешательство, не понятное хуторскому крестьянину, который не имел представления, как же быть ему теперь без царя – батюшки.
      Как вот теперь жить и чего делать?
      Куда бечь и кого слушать?
      Полнейший беспорядок, от которого ничего хорошего ждать не приходится.
         Получается странная картина подобная той, как отец отрекается от своих не смышлёных детей.
          Полнейшая неразбериха в умах, от которой просто руки опускаются, а на дворе весна, которая не будет ждать, когда соизволите раскачаться приступить к работам.
            Да какие там могут быть работы, когда ни чего не понятно.
       Встал пень пеньком на перекрёстке и не знаешь в какую сторону поехать, свернуть налево или направо, а может поехать прямо?
         Здесь совет бы дельный услышать, так кто ж его даст, когда один орёт, давай сюда заворачивай, другой ему вторит, что не будь дураком, поворачивай в другую сторону.
         А третий вообще кричит, бросай всё и айда с нами правду искать.
           А где она эта правда, где её искать и в каком она месте зарыта?
       Все вокруг словно по ослепли, вроде имеют глаза, а ничего не видят, кружат на месте, топчутся, как в темноте, не зная куда пойти и где выход.

          Пожилое хуторское население привыкшее жить по - старинке, осуждали, что царь не проявив твёрдости характера и жёсткости руки, так легко отрёкся от престола.
          А всё по тому, что окружил себя ненадёжными людьми, вот они в трудную минуту и отвернулись от него.
        В какой – то мере старики были правы, коль сел править народом, то правь так, чтоб побаивались все без исключения, с самого низа и до самого верха, а быть для всех хорошим, до хорошего не доведёт.
       Те хуторяне, что были по моложе, поговаривали меж собой, да какой из него царь, когда в собственном доме разобраться не может, коль следует навести порядок, то и жинку разок поколотить будет не грех.
         Всякое болтали, кто – то имел надежду, что вскоре всё изменится в лучшую сторону и крестьянину дадут свободу.
        В смысле того, чтоб свободно распоряжаться землёй.
         Другие почёсывая свои затылки вторили, ну скажем, получишь надел, какой пожелаешь и что с ним делать, когда не имеешь тягловой силы.
        Какой прок от неё, даже скажем удалось её кое как вспахать, а где взять семенной материал?
         Вот и получается туда дай, сюда отдай, а в итоге выйдет, что остался при голом заде, так какого лешего себя изводить трудом, если из всей этой затеи получишь шиш, ладно бы с маслом, а то так, только понюхать.
         Хуторское крестьянство, что те заросли камыша, подует ветер надежд с этой стороны, поклонимся согласно временному поветрию, стоит перемениться направлению дуновения  и уже склонились в другую сторону.
     А всё почему?
      Так ведь есть желание и надежды на лучшую долю, а вдруг с приходом новой власти, крестьянин заживёт сытно и радостно.
     Скажите, кто от такого откажется, последний дурак и тот сообразит, что от хорошей жизни нужно не бежать, а идти ей на встречу.
       Да уж, задали не разрешимую задачку, с какой стороны к ней не пойди, сколько решений не решай, а суммарная производная  у всех разная и с единым ответом не сходится.
         Сколько бы не говорили, о чём только не болтали, а своё крестьянское дело  приходится делать, не позаботишься о себе родимом, ни кто другой о тебе не позаботиться.
         Хочешь иметь свой кусок хлеба, то будь добр впахивать, да так впахивать, чтоб жили звенели струнами натянутыми, да обливался потом, что под тем проливным дождём.

            Взбудоражил царь своим добровольным отказом народ, что тот медведь пасеку, пошумели, погудели, да и принялись за свою привычную работу селяне.
           Обещать вам на обещают, да кто только делать будет, как поговаривали на мельницах, языком трепать это тебе не мешки ворочать.
           Говорунов развелось, что тех ворон в округе, каждый каркает на свой лад, им иногда вторят своим стрекотом сороки, птичий гам хорош, только тогда, когда есть гармония созвучия.
          А вот когда усядется ворона на ближайшее дерево и давай каркать во всё горло, если бы по делу, то ещё терпимо, а то так чтоб обозначить свою значимость, быстро надоедает такое однообразие, так и хочется зашвырнуть в неё камнем.
           Но самое обидное, что народ подобен тем овцам, которые без всякого понимания, готовы следовать за бородатым козлом, доверяя тому, что он подлинно знает, куда вести отару.
         А на проверку получается, что он такая же бестолочь, только изображает из себя умного и начитанного интеллигента.
          Таким интеллигентам сразу следует давать по рогам, чтоб понимали, кого и куда вести в нужном направлении.
          Знаем таких, которые заведут сначала в болото, а уж потом думают, как из него выбираться.
          Не надо хуторскому народу и таких завлекателей в лучшую жизнь, которые говорят только заумные речи.
            Из подобных речей кроме словесной пурги ни чего вразумительного и не понять, а надо, чтоб всё коротко и ясно было.
          Если говорить, так по простецкому, чтоб каждое сказанное слово дошло до умов каждого.
           Коль даётся обещание, что земля крестьянам, так пусть это будет так.
          А то знаем мы таких умников, подобьют на худое дело ради собственной выгоды, а когда придёт время отвечать, так они шмыг в кусты, только и видели.
         Вот потом и отдувайся за таких, подставляй собственную шкуру.
    А когда начнут палить из пушек, разбираться не будут, кто больше виновен, а кто нет, а кто вообще по своей дурости оказался здесь, так ради собственного любопытства и интереса припёрся, вдруг всем дарма раздавать будут, а он в это время на лавке дрых.

             Хуторской крестьянин приучен за многие годы к полному послушанию ( отдельные личности трогать не будем, они всегда были и есть), ему нужна конкретная поставленная задача, чтоб от сюда и до сих, а инициатива это не его привилегия, начнёшь думать и рассуждать, так до такого додумаешься, что голова пойдёт кругом.
           А с больной головой многого не наработаешь, на той же пашне голова закружиться и свалишься в борозду, какой же тогда из тебя работник, так только одно название.
              Вон, Павел Григоренко, первый богатей на хуторе, рассуждает разумно, чем пустой болтовнёй заниматься, лучше заняться делами, вспаши землю, заделай посев, а тогда и рассуждай о великих переменах.
             Какие могут перемены, когда поелозил сохой по земле, всковырнул  её родимую на глубину ладони, да засеял жухлым зерном на половину с мякиной и доволен, справился с работой.
           Да хоть бы подумал, что из этого вырастит, дай бог, чтоб зерно хотя бы проросло, а уж об урожае и говорить нечего, четверть зерна рассыпал на каждую десятину, а собрал две, вот тебе и вся урожайность.
          Вот у него самого при хорошей агротехнике урожайность зерновых в три – четыре раза выше, а из этого следует, что он имеет хорошую прибыль.
       Так у этого  же  Григоренко, совсем иная ситуация.
        Если имеет плуг, то немецкий, если тягловая сила, так мощные полуардены, да и сам особо не напрягается, в самые ответственные моменты нанимает работников, тех же самых хуторян.
            Да и всё теперешнее богатство Павла, благодаря его папашке Александру Ивановичу, царство ему небесное, сообразительный  был старик, со всеми умел лад водить.
      Так уж устроен хуторской мужик, у которого на любую ситуацию имеется веское оправдание в свою пользу.
           Это его вечное бурчание, вот если бы у меня было, то и то, то тогда бы я.
         А что тогда бы, ещё бабушка надвое сказала, коль нет хозяйственной хватки, так  что ни дай всё прахом пойдёт, к уму ещё и смекалка нужна.
             Какая же выйдет выгода, когда у тебя полно и у всех тоже самое, уродила та же самая пшеница, а ей копеечная цена, труда вложена тьма тьмущая, да прибыль  самая ничтожная.
            Что ни говори, а крестьянский труд рискованное предприятие, с какой стороны не посмотри, везде ему препоны уготовлены.
         Капризная матушка природа, то и гляди какой фортель выкинет, то морозы пошлёт в бесснежную зиму, то засуху напустить, а то и того хуже, градобой устроит, саранчу или какие болезни устроит.
         Беда, она рядом с крестьянином ходит, чуть не углядел, и на тебе в убыток попал, ведь помощи неоткуда ждать, ни кто не войдёт в положение, что исхудала лошадёнка, хозяйство едва дышит, поесть толком нечего.
           А от бедного крестьянина  всё требуют:
                уплати за то, уплати за это, внеси недоимки, заплати налоги.
       Да много чего с него требуют, а вот чтоб помочь морально и материально, это как говорится, не в эти двери стучать следует.
            Так укажите, в какие именно, помогите разобраться, дайте возможность подняться и выбраться из нищеты, но нет, тут уж каждый сам за себя, иначе, где ж набраться носовых платков, чтоб всем бедолагам носы вытирать, для таких целей и рукав подойдёт.
            Да уж времечко беспокойное, того и гляди, что ещё хуже станет, в обещание лучшей жизни как – то не очень – то и вериться.
           Сколько уже было надежд и верований, что ещё немного, ещё чуть – чуть и наступит это самое время всеобщего благополучия, но что – то видно не сходится, получается наматываем круг за кругом, а продвижения вперёд как не было, так и нет.
          
             А тут ещё инерция мышления подводит, всё новое принимается тяжело, иной раз и в штыки, для крестьянина пахать землю тракторами, подобно богохульству, это ж керосином всю землю загадишь, да и запах хлеба будет припахивать, что от той керосиновой лампы.
             Хлебушек он ручной труд любит, вот тогда и запах у него приятный и отменный вкус, а все эти машины от нечистого.

             А что же всё это время делал нечистый?
        А нечистый предавшись рассуждениям, пребывал в лёгкой депрессии, вот так подкузьмило ему, так подкузьмило, все его расчёты и надежды рухнули, что тот глиняный Колосс с подмоченной репутацией.
             По последним подсчётам и сведениям, поместье дало крен и течь финансовым расходам, что привело к резкому упаду благосостояния поместья.
          А у хуторского чёрта были большие виды на завладение этого поместья путём хитростных переплетений, с присвоением в личное пользование всего этого большого хозяйства.
            Но как видим, ситуация довольно плачевная, если сравнивать это с ещё недавними годами, когда прибыль ломилась  из всех углов крепкого поместья.
            На данное время, материальная часть ещё держалась на плаву, а вот поголовье скота, особенно овец сократилось в половину.
          Лошади вообще отдельная тема, пришлось схитрить и заключить договор на их поставку по определенным срокам.
         В срочном порядке распродались все скаковые лошади в ближайшую станицу, оставив только молодняк не старше одного года, всех выбракованных тягловых лошадей с небольшим подкупом тыловых снабженцев, отправили в армейские части.
           Вложенный многолетний труд в разведение лошадей не дал желаемого результата, трат вложено много, а вот прибыли оказались низкими.
        В следствии чего, Анна Владимировна решила не возобновлять конепроизводство, а со временем вообще его свести на нет.
          Коневодство довольно затратная статья с длительным периодом отдачи, это как производство марочного коньяка.
           Сначала следует заложить качественный виноградник, провозиться с ним не менее пяти лет, затем заняться виноделием и только после этого, из остатков виноматериала, сделать спиртовую выгонку, для которой потребуются дубовые бочки и не обычные, а из редкой породы дуба, произрастающего только  в определенном месте.
           Вот этот самый, винный спирт, разлитый по бочонкам, оставляется на многолетнюю выдержку.
             А теперь посчитайте, сколько потребуется времени, чтоб получить качественный коньяк, минимум как десятилетие.
           Вот и подумывал Злотазан, поглядывая в потолок, чтоб оборотная сторона доходного дела длилась не более года.
           В этом плане с овцами вроде как всё в порядке получается, не плохо бы заняться культурным земледелием, выращивая скажем, пшеницу, ячмень, овёс и другие культуры.
          Молочная продукция вроде бы тоже не плохая задумка, но требует большого количества кормов, а в засушливой степи, это довольно накладная статья.
           Если и держать поголовье, то не более сотни голов.
             Хуторской чёрт принимает решение, что следует увеличить количество пахотных земель, а с земель  сданных в аренду, следует брать не наличностью, а продукцией, хлебушек все кушают и каждый день, при этом не сколько раз за сутки.
           А в данный момент, цена на него ползёт только вверх в отличии от денег, которые обесцениваются с каждым днём.
         Все эти Злотазановские задумки хороши и правильны, остаётся открытым главный вопрос:
      Как ему следует поступить в ближайшее время?
        Временно отказаться от затеи стать управляющим поместьем, повременить до поры до времени или же вновь попытать счастья.
               Ведь назначенный двухлетний срок Анной Владимировной стремительно приближается.

10 – 12 сентябрь 2020г.


Рецензии