Воспоминание о Египте. Продолжение

     Утром нас познакомили с местным гидом -- молодой женщиной по имени Доха. «Или Даша, -- сказала она, -- так меня называли в Москве», и пояснила, что четыре года училась в Первом медицинском институте. Врачебный диплом она почему-то не получила, но русский язык выучила и бойко им пользовалась, хотя и не без проблем с падежными окончаниями. Внешность её показалась мне типичной, причём не арабской, а именно египетской. Разница стала особенно заметна, когда мы приехали на выставку --- продажу парфюмерии. Визит этот был, по-видимому, коммерческим. В большом зале, наполненном ароматами выставленных на продажу духов и масел, высокая арабка, этакая «Мариам-кушачница» из «Тысячи и одной ночи», угощала нас знаменитым чаем «Кардамом». Когда она подошла с подносом, уставленным пиалами, я разглядел в тени низко надвинутого хиджаба мраморную белизну кожи, крупный нос и яркие чёрные глаза в тени густых ресниц на лице «подобном обрезку луны в четырнадцатую ночь». Доха была из другой, гораздо более древней сказки, а уж наше домашнее имя Даша было ей и вовсе ни к чему.

     Она включила микрофон и начала свой рассказ: «Пта -- главный бог, творец древнего Египта обитал в Мемфисе. Остальные божества и люди подчинялись ему.
Мемфис, первая столица Египта, был построен в XXXI веке до н. э. легендарным фараоном Менесом, объединившим страну...».

     Сегодня Мемфис -- бедный посёлок в 10 милях южнее Каира. На ведущей к нему пыльной дороге то и дело встречались повозки, запряжённые осликами или волами. Давно разрушен храм бога Пта, и ничего не осталось от былого величия. Запомнились только роскошные пальмы, резко контрастирующие с окружающей бедностью. Но рядом находится плато Саккара, и ступенчатая пирамида Джосера второго фараона 3-ей династии (2630-2611 до н. э.). Это старейшее на земле свободно стоящее каменное сооружение обессмертило имя его создателя Имхотепа архитектора и визиря фараона. Обычные надгробья египтян мастабы представляли собой прямоугольные кирпичные возвышения с плоским верхом и наклонными боковыми сторонами. Имхотеп соорудил «лестницу на небо», ступенчатую башню с базой 120 на 107 м и высотой 60 м из шести, поставленных одна на другую, постепенно уменьшающихся мастаб.

     Мавзолей с мумией Ленина на Красной площади далёкий отзвук пирамиды Джосера. Впрочем, и слово «мавзолей» достаточно древнее. Оно произошло от имени короля Мосолуса, надгробный памятник которому в Галикарнасе, в Малой Азии, считался одним из «семи чудес света». Но первое и единственное, уцелевшее до наших дней «чудо» античного мира -- великая пирамида Хеопса. Шесть других «чудес» висячие сады Вавилона (VI век до н. э.), статуя Зевса в Олимпии (V век до н. э.), храм Артемиды в Эфесе и упомянутое надгробье Мосолуса (IV век до н. э.), Родосский колосс и маяк в Александрии (III век до н. э.) давно исчезли с лица земли. А пирамиды фараонов 4-й династии: Хеопса, его сына Хефрена и внука Микерина (XVI-XV века до н. э.) стоят и поражают наше воображение, хотя они на две тысячи лет старше.

     Объясняется это отчасти тем, что пирамидальная форма одна из наиболее устойчивых в условиях земного притяжения. Углы наклона рёбер египетских пирамид близки к углам естественного откоса, который свободно падающий грунт образует с горизонтальной плоскостью. (Вспомните, например, похожие на пирамиды конические терриконы пустой породы в Донбассе.). Долговечность пирамид — это результат поразительного инженерного искусства древних строителей. 2 300 000 тщательно пригнанных каменных блоков весом от 2 до 15 тонн так уложены в тело пирамиды Хеопса, что стороны её квадратного основания при длине 228 м, различаются менее чем на 20 см, а минимальное отклонение углов наклона граней обеспечило практически идеальное заострение пирамиды на высоте 147 м. До сих пор неясно, как это было сделано в то время, когда не только не было строительных машин и геодезических приборов, но люди еще не знали железа и колеса.

     Каждое произведение искусства следует рассматривать с некоторого оптимального расстояния, наиболее полно раскрывающего его эстетику и смысл. К пирамидам не нужно близко подходить. Стоя у подножья этих рукотворных гор, видишь разрушительные следы времени: сглаженные углы, эрозию и осыпи камней. Только на вершине пирамиды Хефрена сохранились остатки облицовки. Кроме того, отвлекает от главного обычная туристическая суета: фото на память, торговля сувенирами, катание на верблюдах и т. п.

     Отойдём на полкилометра к Великому Сфинксу. В 2500-х годах до н. э. известняковая скала на восточном краю плато была превращена в семидесятиметровую скульптуру, фигуру лежащего льва с человеческой головой высотой 20 м под царским головным убором немесом. Боги в египетской мифологии обычно имели человеческое обличье, иногда их изображали в виде людей с головами животных: быка, барана, сокола и т. д. Сфинкс же символизировал царскую власть. Великий Сфинкс с лицом царствовавшего тогда фараона Хефрена охранял вход в строившийся некрополь. Он уцелел до наших дней потому, что больше тысячи лет был засыпан песком. Лишь во времена 18-й династии будущий фараон Менхепрур (1401-1391 до н. э.) его восстановил. На стеле, поставленной при восстановлении, написано, что, ещё будучи принцем, Менхепрур увидел во сне Сфинкса, который обещал ему трон в обмен на возврат из забвения. Как видно, сделка состоялась.

     Грандиозная панорама пирамид за спиной Великого Сфинкса кроме естественного восхищения вызывает и много вопросов. Для чего они строились? Что подвигло людей на этот поистине «египетский» труд? История с восстановлением Сфинкса в XV веке до н. э. более или менее понятна, но что же двигало его создателями, жившими десятью веками ранее? Греческий историк Геродот (V век до н. э.) писал, что Хеопс, египтяне звали его Хуфу (2551-2528 до н.э.), посылал свою дочь служить в бордель, когда ему не хватало средств на строительство. Можно себе представить каково было бремя этого строительства для народа? Так во имя чего же?

     Перечитав всё, что удалось найти, я не получил убедительного ответа на этот вопрос, но пришёл к выводу, что строительство пирамид было крайним проявлением неприятия смерти человеческим сознанием. Не желая смириться с краткостью земного существования, люди во все времена утешались надеждой на загробную жизнь. Не случайно от Древнего царства до Греко-Римского периода в Египте так популярен был культ Озириса, бога загробного мира. Египтяне мумифицировали тела, наполняли могилы предметами быта, атрибутами власти, продуктами питания. Человеческий разум восставал против очевидности смерти. И гигантские размеры пирамид фараонов 4-й династии стали своеобразной мерой этого неприятия.

     Гиза --- западный пригород Каира живёт под сенью пирамид. Как задник огромной сцены, они нависают над городом. Но и с противоположной окраины Каира видны их треугольные силуэты, поднимающиеся из дымки на горизонте. Высокий холм на востоке мусульманской части города султан Саладин в XII веке превратил в крепость, цитадель правителей страны. В XIX веке на этом холме построили большую, отделанную алебастром мечеть Мохаммеда Али. Отсюда открывается широкая панорама Каира с минаретами, небоскрёбами, дворцами и трущобами.

     Спустившись из цитадели, мы долго ехали вдоль невысокой ограды старого мусульманского кладбища. Доха рассказывала: «В старинных склепах этого «города мёртвых» теперь живёт миллион человек. Жильё в Каире стоит дорого, и его не хватает. Но вы не думайте, что здесь живут одни бродяги. В некоторых склепах площадью 100-120 квадратных метров есть и ковры, и телевизоры, и видики. И добавила с детской непосредственностью, --- я однажды была там в гостях и насчитала на руках хозяйки 24 золотых браслета. А у меня есть всего одно колечко от бабушки». Тем временем за кладбищенским забором тянулись и тянулись бесконечные улицы серых склепов с мечетями на перекрёстках.
 
     Контраст между бедностью и богатством в Египте виден повсюду. Удручающее впечатление осталось от посещения Александрии, четырёхмиллионного города на берегу Средиземного моря. Проехав по его пятнадцатикилометровой набережной, я успел заметить лишь несколько достойно сохранённых сооружений: великолепный дворец короля Фарука за металлической сеткой (теперь это одна из резиденций президента), здание превращённого в казино королевского гарема в приморском парке и бетонный форт, построенный на островке Фарос вместо разрушенного маяка, одного из «семи чудес света». Почти всё остальное в архитектурном ансамбле, повторяющем изгиб берега знаменитой бухты: сотни многоэтажных домов, дворцов, вилл покрыто трещинами, осыпается, разрушается. Доха объяснила это воздействием высокой влажности и морской соли. Александрия со времен Птолемеев была центром эллинской, иудейской и христианской культуры, славилась своей уникальной библиотекой. В XIX и в начале XX века она оставалась процветающим космополитическим городом, и, несмотря на «высокую влажность», её замечательная набережная наверняка не выглядела так жалко.

     Недалеко от Александрии, в городке Росетта, был найден «Росетский камень». В 1799 году наполеоновские солдаты нашли базальтовую плиту времён Птолемея V (205-181 до н. э.), с одним и тем же текстом, написанным по-гречески и египетскими иероглифами. Эта находка позволила Шампольону в 1831 году дешифровать идеографическую письменность древних египтян. Стало доступным содержание многочисленных текстов на камнях и папирусах.
                (Окончание следует)


Рецензии