День знаний

1 сентября в нашей стране отмечается день знаний, который открывает собой начало нового учебного года. Дети идут в школу, в другие детские и учебные учреждения. В этом году, конечно, системе образования пришлось нелегко, и обретение знаний оказалось не такой уж простой задачей. Зато люди начали ценить простые и ранее легкодоступные вещи.

Человек начинает учиться с самого своего рождения – он познает мир, познает себя в этом мире, познает высшую суть бытия. Школа земная является только одним из этапов этого обучения. Как поется в старой песне: «Спасибо, что конца урокам нет». Вся наша жизнь – это школа. И кроме школьных дневников, у нас есть более важные дневники, где ангелы под руководством Бога ставят нам оценки за все наши пройденные уроки, за все экзамены, которые мы проходим на Земле, за качество наших мыслей, чувств, желаний, поступков, качество нашей души.

Дух мира сего ныне пытается отобрать наших детей у Бога – его соблазн повсюду, он стал привычным, люди перестали считать его проявление чем-то опасным. Такого воздействия, какое есть сейчас – никогда не было раньше, оно просто повально, старается проникнуть всюду. 

Сегодня школа и другие детские учреждения построены на основе мира, на его законах. В школах, в большинстве своем, не разрешено проводить уроки по Закону Божьему, дабы не дай Бог, не обидеть тех, кто придерживается иной веры или не верит вовсе. Зато преподают многое другое, что противно Божьему Закону и, при том, никто не боится оскорбить чувства истинно верующих людей. Мы отдаем своих детей в школу, заведомо понимая то, что они попадают в среду, полную опасностей для их незрелой души. Мир пестрит сейчас информацией насилия, жестокости, разврата, многих других грехов, которые легко подхватываются несовершенными людьми. Кроме того, наблюдается повальная интернетозависимость, зависимость от смартфонов, электронных игр. Все это не может не сказаться на сознании детей. В то же время, в условиях экономического кризиса родители большую часть времени заняты добыванием денег. Институт воспитания детей в вере был успешно разрушен октябрьской революцией. Новый – пока не сумел выстроится. И если в годы атеизма люди в нашей стране, пусть лишенные знаний о Боге, но хотя бы были укрыты от «тлетворного влияния запада», то сейчас вирус всеядности, вседозволенности, развращенности – охватил и постсоветские страны. Если раньше, чтобы уберечь детей от подобной информации нужно было просто выключить телевизор, то сейчас источников стало так много, что можно через любой смартфон набраться всего, что надо и что не надо.

Мы понимаем, что это все знаки приближения конца мира, о чем сказано:

«Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд.1:17-19);

 «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2Тим.3:1-5).

Как в этих сложных условиях не потерять души наших детей? Пожалуй, эта задача является одной из самых значимых на Земле. Потому что противник Бога, прежде всего, старается обольстить новое поколение – тех, кто не утвердился в вере, кто не стал достаточно духовно взрослым, чтобы противостоять ему.

Кроме того, дети на определенном этапе, в большинстве своем тяготят к подобным себе по возрасту, учатся у них, копируют их поведение, перенимают то, чем те живут. И у большей части их – есть сильное желание быть принятым в коллективе, из-за чего часто оставляется то, чему учили родители, и оставляется то, к чему стремиться сама душа – лишь бы понравиться своим сверстникам. 

При всем этом, достаточно редко можно встретить гармоничные семьи. Есть немалый процент неполных семей, где детей воспитывают, в основном, мамы и бабушки. Разрываясь между работой и домом, мамы, чаще всего, не имеют необходимого времени на воспитание детей. Да и в полных семьях картина не лучше – дети, предоставленные самим себе, или целый день сидят в телевизоре и интернете, или гуляют на улице. Потому, так выходит, что дух мира имеет очень большое воздействие на души детей. И ему мы не противопоставляем почти ничего.

Мы уже говорили о том, что, не имея опыта религиозного воспитания детей, потому что сами пришли к вере во взрослом возрасте, родители пытаются дать детям познание о Боге таким же способом как это произошло у них самих. Но восприятие детей иное, они воспринимают не слова, но больше понимают язык чувств, образов, понятных им, они воспринимают действия, в которых у них есть своя роль. Дети больше сканируют состояние родителей, чем то, что они им говорят. И, прежде всего, познание мира Божественного должно идти через общность с родителями, морали тут бессильны – здесь нужна дружба, совместные действия. Нам необходимо передать детям любовь к Богу, как к самому ценному в мире. Молитва, разговоры о Боге, просмотр фильмов, чтение книг – должны быть одеты в ореол торжественности, радости, ожидания, тайны, праздника. «Ты знаешь Кто Самый-Самый сильный, Самый большой, Самый любящий? – Это наш Бог! Он дал нам тебя, и Он тебя защищает, Он всегда с тобой – слышит тебя и видит. Он очень хочет, чтобы ты стал хорошим мальчиком (девочкой)», «Давай мы с тобой вместе обратимся к Боженьке и расскажем Ему о том, как мы Его сильно любим!»,  - так родители могут обращаться к своему малышу, как только он что-то начинает понимать. И это соответствующая интонация, которая покажет ребенку то, как это хорошо и важно. Но нередко родители сами расставляют приоритеты в пользу мира. Так, если ребенок плохо ест – родители приложат все усилия, чтобы показать ему как важно съесть то, что ему дали. Когда ребенок болеет – будут делать всё, чтобы он принял лекарство и спокойно отнесся к врачу, который будет делать укол. Когда ребенок идет в школу – родители сделают все, чтобы одеть, обуть и будут рассказывать, как важно учиться, будут ругать за плохие оценки и т.д. Но когда речь заходит о молитве, о Боге – тут все обстоит иначе. Когда наши дети приходят на воскресную школу и им рассказывают о Христе, о каких-то библейских событиях, то крайне мало тех родителей, которые к этому относятся хотя бы так же серьезно, как к занятиям в школе. Которые после сядут с детьми, включат фильмы на эту тему, почитают еще что-то дополнительно, настроят ребенка на диалог, чтобы у него появился настоящий интерес, и тема была освоена. Когда все вместе садятся за стол и старший в семье говорит: «Давайте поблагодарим нашего Бога за все, что Он дает! За то, что Он нас любит, что помогает нам, за то, что мы вместе!».

Детям более старшего возраста, конечно, нужно подавать все иначе. Божий Закон им нужно объяснять на примерах их жизненных ситуаций, чтобы они понимали почему то и то плохо и опасно, а это и это – правильно и хорошо. Нужно обращаться к их совести, спрашивать – хотели ли бы они, чтобы с ними так поступили.

Конечно, каждый ребенок индивидуален. Одному скажут – и он послушно пойдет и сделает, другой – противится всему новому. Один – открыт и легко входит в общение, для другого подойти и познакомиться – огромный стресс. У каждой души есть свои наработки и есть свои слабые места. Родители, к которым приходит душа имеют особые ключи, которыми мало кто пользуется. Это ключи открывают душу к взаимообщению и к воздействию на нее. Но чаще этим воздействием родители пользуются для своих целей – чтобы контролировать волю ребенка, потому что чувствуют свое бессилие добиться от него того, чего они хотят.

Каждый родитель должен быть психологом, чтобы суметь увидеть душу своего ребенка и помочь ему выровняться и справиться со своими проблемами, помочь утвердиться ему на Земле как духовному существу.

Родители, как известно, связаны с детьми родовыми узами. Поскольку каждый род отягощен своими проблемами и болезнями, то с одной стороны, эти узы дают возможность оказать очень серьезную помощь, а с другой – создают большое напряжение, которое сильно блокирует проявление хороших добрых отношений, из-за наслоения негатива. К этому добавляется еще и негативные отношения между родителями. Там где у матери есть серьезная обида на мужа – на ребенка идет разрушительное влияние этой обиды, ведь он является общим плодом отца и матери. Здесь возникает два пути развития этой обиды. Или, глядя на ребенка, женщина чувствует досаду и раздражение, потому что он ей напоминает его отца, который принес боль, и потому часто срывается на нем, будто через него пытаясь досадить его отцу. Или, не найдя гармонии с отцом ребенка, женщина переносит всю свою любовь, свои надежды на ребенка, пытаясь воплотить в нем свое счастье. И первое, и второе – это страсть, которая несет много искажений и разрушений.

Самые глубокие обиды, удары, страхи возникают в детстве, когда формируется психика малыша. Сначала родители представляются ему целым миром, идеальным, без которого невозможно прожить. И он им полностью открыт, полностью доверяет. Потому, когда возникают аномальные ситуации и от родителей идет удар – то он оставляет глубокий след. Человек может уже и не помнить об этих ситуациях, но они живут в его подсознании и отравляют жизнь.

Конечно, нередко в детстве даже и получая познания о Боге, ребенок может после разочароваться во всем этом – когда идеальный мир родителей становится обычным, где видны изъяны, несоответствия дел словам, когда учат одному, а делают другое и т.д. До семи лет, как мы уже говорили раньше – ребенок находится в так называемом ангельском коконе, а семь лет – он выходит в мир. «Просто ангелочек» - говорят о малышах. Ореол невинности, чистоты, простоты – помогает детям войти в мир. Около 13 лет ребенок уже делает самый важный свой выбор – что для него будет самым важным, станет целью и смыслом всех путей – это будет мир горний или мир земной. Путь от 6-7 лет до 13 – очень важный. Здесь особо надо приложить все силы, чтобы ребенок сумел выбрать правильный путь. Когда человек прыгает в воду – нередко это может пройти не так уж гладко – он может нахлебаться воды или вообще захлебнуться, может удариться о воду и что-то себе сломать. Может оказаться, что он не сможет вынырнуть вообще. Входя в мирское море, душа тоже может получить травму. Если рядом с ней есть родители, имеющие сильный духовный стержень – они могут ей помочь. Но нередко не только не помогают, но и отягощают этот переход. Особо это бывает, когда в семье разлад. Например, бабушка обижена на маму ребенка или наоборот, и каждая тянет одеяло в свою сторону, выставляя вторую сторону перед ребенком в негативном свете. «Будешь неряхой, как твоя мать» - говорит сгоряча бабушка, а мама категорически запрещает с бабушкой видеться, чтобы та не влияла негативно. И ребенок мечется между двух огней. Бывает люди и проклинают друг друга, не в силах удержать злость и обиду. Но известно, что проклятие матери разрушает до основания. Их проклятия попадают в ребенка, который связан родовыми узами с ними.

Входя в мир, ребенок встречается со множеством ситуаций, которые бывает не так просто понять и взрослому – несправедливость, предательство, деспотизм, уничижение, жестокость и прочее. Нередко дети закрываются в себе, не рассказывая родителям о своих переживаниях. Когда родители слишком много требуют – и ребенок боится, что он не оправдывает их надежд, или он не верит, что его вообще поймут, или он такой сам по себе и ему трудно открыться. Когда у родителей у самих множество подобных проблем – конечно, им будет сложно чем-то помочь в этом.

Сейчас участились случаи жестокости среди детей. И если ребенок оказался тем, кого гонят и травят, утверждая в этом свою самость, то здесь надо очень постараться, чтобы поступить правильно. Один родитель нравоучительно скажет: «Это твоя судьба – проходи сам свои испытания!» - при том даже не дав совета, не поддержав, не укрепив. Другой родитель пойдет в школу и всех отметелит, не подумав о том, как ребенку там учиться дальше. Как правильно поступить в каждой ситуации – это очень сложный вопрос, и нередко он требует включения всех своих сил.

Для того, чтобы понять своего ребенка – нужно понять себя. Чтобы не просто в ужасе орать на него – «Не делай этого – а то будет плохо! Иди молись и кайся, куда ты уже влез! Я запрещаю тебе общаться с этим мальчиком – ты после него приходишь сам не свой!» Понятно беспокойство родителей, когда хочется выдернуть своего ребенка как из огня, чтобы с ним все было хорошо. Но такие методы не помогают, а напротив того – выхолащивают доверие и вызывают сопротивление. Все же мы хотим жить и действовать не по ветхому завету, а по новому – по тому пути, который открыл Христос.

Есть родители, которые понимают Божью любовь в том, что стараются оградить своих детей от неприятных ситуаций, боятся громко крикнуть, и тем более, отшлепать. «Не хочу, чтоб у него было как у меня в детстве» - говорит родитель. Но без должной строгости невозможно научить ребенка жизни, он не сможет раскрыть свои качества, потому что они укрепляются в борьбе. Парник здесь крайне опасен, он расслабляет духовные мышцы и притупляет сопротивляемость организма вирусам и физическим, и духовным. Другие родители излишне проявляются строгость, считая, что только так можно воспитать настоящего человека. Но невозможно жить в напряжении – так только появляется фанатизм, страх и различные фобии.

Иногда рождается ребенок поздний в семье и его буквально возводят на престол, восхищаясь им во всем. Пусть даже он и будет семи пядей во лбу – очень опасно возвеличивание – оно сразу вызывает атаку темных сил, ибо так ребенка возводят в кумиры. Потом не нужно удивляться, когда он вырастет махровым эгоистом – ведь его не научили жертвовать чем-то ради других.

Некоторые родители, желая видеть своих детей счастливыми, дают им все, что те хотят. Чтобы одежка была не хуже других, а лучше, и игрушки и обстановочка. Но мы уже говорили о том, что раньше в богатых семьях поступали мудро – не давая детям считать, что они уже заслужили то положение в обществе и материальные блага, которые есть в семье. Их старались отдать в пансионы, в кадетские училища, чтобы там они научились смирению, послушанию, милосердию – научились ценить то, что имеют. И лишь когда те духовно становились крепче – посвящали их в высшие слои общества и давали управлять капиталом. Богатые семьи всегда выделяли какие-то суммы для помощи малоимущим и старались делать так, чтобы в этом участвовали дети, чтобы они отдавали тоже что-то свое – какие-то игрушки, одежку, еду.

Бывает у нас ребенку дают лучший кусок еды, а маме не достается ничего. Или ребенок сидит, а мама или другие взрослые стоят. «Ну это же ребеночек, пусть ему будет лучшее». Но это большая ошибка. Ребенка надо учить с детства думать не только о себе. Если не научить детей уважать других, уважать старших – они не будут уважать и тебя. Если не научить любить больше всего на свете – Бога, они не смогут выстроить в жизни ничего стоящего, ибо оно будет построено на песке, о котором говорил Христос в притче.

Понимая, что школьная программа построена на мирских основах, родители должны интересоваться тем, что изучает ребенок. Чтобы сразу, пока он не впитал неправильных понятий – привить ему правильные. 

Очень важно выстраивать традиции в семье. Например, воскресный день. К нему надо готовиться с ожиданием, в течение недели спрашивая ребенка – что он хочет в этот раз принести Богу, о чем рассказать, что он собрал в своем сердце. Нужно вместе выбрать нарядную одежду, уже с вечера говорить о завтрашнем дне, готовиться к нему, отложить просмотр телевизора, занятие интернетом, включить нашу музыку, потанцевать. После службы можно пойти в парк, если хорошая погода, обсуждая то, что произошло – какой была встреча с Богом, что он почувствовал, и рассказывать самим о своих чувствах. Дома включить хороший фильм, почитать какие-то интересные рассказы, почитать детскую Библию, что-то нарисовать. В конце дня подвести итоги всего удивительного, что произошло. Если ребенок противится этому – постараться увлечь его, но не заставлять, перемежать духовные занятия с тем, что он любит делать – построить домик, полепить пластилином, поиграть ит.д.

Хорошо, когда есть возможность общения между нашими детьми. Здесь родители могут сообща придумать какую-то программу, интересную игру, викторину, инсценировку известных библейских рассказов или сценки, в которых нужно правильно решить ситуацию.

И, конечно, просить ангелов воспитания, просить ангелов-хранителей и своих и своих детей, чтобы те подсказывали, помогали правильно направить душу малыша, помогли вовремя увидеть злое растение, чтобы оно не дало рост.

Беспокойство и страх – это то, что блокирует возможность услышать то, как правильно решить ситуацию с детьми. Страх притягивает негатив и ослепляет. Потому очень важно – доверить детей Богу, ангельской иерархии, а не трястись за них каждый момент. Очень важно то, с кем ребенок дружит. Но мы должны понимать, что если мы видим, что от кого-то из друзей идет плохое влияние – бесполезно запрещать общаться с ним. Нужно найти мудрое решение, чтобы это произошло более естественно. А иногда нам только кажется, что друзья наших детей неисправимы. Возможно, если сблизиться с ними – мы увидим, что в них есть много хорошего. И порой помогает перевести их общение в присутствие родителей. Например, вместе куда-то пойти, чтобы увидеть, чем дышит этот друг и, возможно, направить их общение в нужное русло.

Еще родители должны быть целителями, чтобы вовремя увидеть нарушение энергетики у своих чад и помочь ее восстановить. Кто как не они должны оказать энергетическую помощь! Дети чаще не замечают, как их структуры искажает внешнее воздействие, как на голове появляются шлемы, на ушах – пробки, на шее кто-то сидит, а на спине и ногах – висит. Они просто начинают капризничать, у них портится настроение и т.д. Следом может начаться болезнь. Очень важно и увидеть нарушения, помочь их исправить и объяснить детям на их уровне – причины происходящего, научить их вести себя так, чтобы не попадать в подобные ловушки.

Что бы ни происходило с нашими детьми, мы должны помнить, что в основе всего лежит любовь. Истинная любовь – всегда имеет своей целью благо для души. Это может быть и душевное тепло, отогревающее холод души, а может и строгое ограничение, помогающее взять себя в руки и найти силы преодоления проблем, смирить себя и научиться выйти из состояния зацикленности на себе. Никто заранее не сможет сказать – какой метод подойдет – это бесконечное творчество, помогающее взрастить новый Божий народ. И здесь не может быть понятия «мои дети» и «чужие». У нас все дети – «свои», потому что они – Божьи! Это один из важных показателей духовного состояния человека – раскрыто ли в нем качество духовной любви ко всем, а не только к тому, что он считает своим. Сейчас в последние времена наши дети должны стать особенно сильными, потому что иначе они не смогут пройти то, что ждет впереди всех живущих.


Рецензии