Александр Лукашенко. Ассоциации с Сальвадором Алье

Александр Лукашенко. Ассоциации с Сальвадором Альенде? Движение к художественному образу Шарикова? Культурологическая гипотеза.


После появления Александра Лукашенко в центре Минска с автоматом Калашникова некоторые комментаторы размышляли – не желал ли он быть похожим на Сальвадора Альенде?

В этой связи мы вспомнили книгу Иосифа Лаврецкого «Сальвадор Альенде».

Применительно к современности мне показались интересными несколько эпизодов.

Процитируем несколько примеров.

«Однако 27 июня [1973] переворота не произошло. Вместо него было совершено провокационное покушение на главнокомандующего армией генерала Пратса. За его машиной была устроена погоня. Пратс был вынужден выстрелом из пистолета остановить один из автомобилей, который пытался перекрыть ему дорогу. В автомобиле сидела некая Алехандрина Кокс, аристократка, известная своими фашистскими симпатиями. Она заявила, что всего лишь «показала язык» главнокомандующему. Тут же оказались реакционные журналисты из газет и телевидения, запечатлевшие эту сцену. Генерала окружила толпа провокаторов. Его подняли на смех. Кто-то проколол шины его автомобиля. Под улюлюканье «граждан» главнокомандующий покинул «поле боя», как сообщала враждебная правительству печать, в такси…
Возмущенный этой провокацией, генерал Пратс немедленно подал заявление об отставке.»

«Кольцо вокруг Пратса смыкается. 21 августа правые силы организуют новую демонстрацию нескольких сот женщин перед резиденцией министра обороны. Они его грубо оскорбляют и требуют, чтобы он покинул ряды армии.” После различных событий министр обороны Пратс подал в отставку.

В книге Иосифа Лаврецкого я не нашел прямого упоминания о марше пустых кастрюль. «… с наступлением темноты в более богатых районах Сантьяго женщины и дети выходили на балконы своих квартир и в сады своих домов, чтобы греметь кастрюлями. Также 1 декабря 1971 года в центре чилийской столицы группа женщин прошла маршем и била кастрюлями в знак протеста против правительства. Марш тиражировался в разных городах страны и неоднократно повторялся…» (Википедия). Видимо, для Иосифа Лаврецкого-Григулевича, человека, хотя и атеистических (предположительно) убеждений, но длительное время прожившего в среде католической культуры, это были неприятные эпизоды из истории правления Сальвадора Альенде… Сальвадор Альенде пытался противопоставить обращение к «чилийской матери» маршам пустым кастрюль …

Вообще, католическая культура содержит труднообъяснимый элемент – неписанный кодекс правил взаимоотношений между мужчинами и женщинами. При определенных обстоятельствах имя мужчины, вольно или невольно перешедшего некую грань в этих взаимоотношениях, покрывает бесчестье, позор.

В общем, многое разделяет Сальвадора Альенде и Александра Лукашенко…

Иное положение с отношением к женщинам – в православной культуре, в пост-советской культуре.

Еще Михаил Булгаков описывал постепенный отказ от такого понятия как «честь» в ситуации, складывающейся после 1917 года…

Тем не менее, в современной культуре пост-советских стран принято соблюдать некий свод правил, некий декорум, принято говорить приятные слова в адрес женщин, гордиться празднованием 8 Марта… (Вспомним славословия, ввязанные с этим праздником… А выразил ли кто-нибудь осуждение в связи с попытками разгона демонстраций мирных  белорусский женщин, в связи с иными сомнительными политическими акциями в адрес белорусских женщин?...).

Тем интереснее наблюдать за событиями в Белоруссии. Некоторые высказывания Александра Лукашенко в адрес женщин в предвыборный и выборный периоды... История с Марией Колесниковой («ЛУКАШЕНКО: Да, флейтистка. Ну она, наверное, не бывшая, подыгрывает немного. Хотя, будучи здесь — вряд ли. Ну, господь с ней. » [Интервью от 8 сентября 2020 года] - Все-таки до наиболее сомнительных, позорных ситуаций дело не дошло. «Старый пограничник» когда-то носил погоны и являлся офицером…).

Но сегодня, 12 сентября 2020 г., после очередной попытки разогнать мирную демонстрацию мирных белорусских женщин, я пытался найти какую-то культурную аналогию этим действиям. Долгое время у меня ничего не получалось.

Единственное, что я после долгих усилий вспомнил, – это образ Полиграфа Полиграфовича Шарикова из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова… [бездомному псу Шарику были пересажены семенники и гипофиз недавно умершего человека — вместо «милейшего пса» появился хулиган, пьяница, дебошир и душитель котов Полиграф Полиграфович Шариков (Википедия)]


12 сентября 2020 г. 19:53


Рецензии