Джуди и Панч, 2019
Фильм «Джуди и Панч» я ждала с конца 2018. Мне нравилось всё: и фотки со съёмочной площадки, и декорации, и костюмы, и кастинг. Не терпелось на большом экране заценить очень интересное прочтение истории кукол-персонажей уличных представлений, очеловеченных в данном проекте.
Но я была б не я, если бы не моргнула, и, открыв глаза, попала уже в 2020. Оказалось, что вожделенное кинцо, вышедшее в 2019, уже давным-давно шатается по Сети, меня дожидается. А я за всеми этими коронами, «Великими» и прочим говном замоталась и напрочь забыла про «Джуди и Панча».
О сюжете
Сюжетец на первый взгляд незатейливый, если не знать историю главных героев.
Вообще-то, Панч и Джуди – куклы, герои популярных в былые века уличных представлений и дальние родичи Пьеро, Арлекино, Коломбины и прочей петрушки. *Да, кстати, наш Петрушка тоже им родня.* Так вот, сюжет представлений с участием кукол Панча и жены его Джуди не отличался изысками, сводясь к мордобою на все лады на радость непритязательной публике. Со временем даже появилось несколько традиционных сюжетов, согласно которым Панч убивает жену, потом мочит констебля, а потом даёт тумаков самому дьяволу. *Уличные представления – они такие.*
Режиссёр и сценарист фильма Мирра Фолкс «оживила» Джуди и Панча, превратив их супружескую чету кукловодов, воспитывающих маленькую дочь, и зарабатывающих на жизнь ночными кукольными шоу.
Временные рамки – примерно середина девятнадцатого века. В маленьком городке Приморске *в оригинале Seaside* проходит кукольное шоу «Легендарного Профессора Панча», где властвует, собсна, сам Панч *Дэймон Херриман*, а на подпевках – его супруга Джуди *Миа Васиковска*, которая *ясное дело!* гораздо способнее него, когда речь заходит об управлении марионетками. Но Панч этого замечать не хочет, эксплуатируя свою добрую, талантливую, покладистую и умную жёнушку.
Чтобы окончательно подсветить нимб над башкой Джуди, Фолкс делает Панча алкашом и мудилой с раздутыми амбициями, мечтающим влюбить в себя целый мир посредством кукловодческого дарования. А Джуди только вздыхает и просит Панча не бухать, ибо он рискует уже церрознуться от своей привычки. И живут-то они, бл*ть, в поместье, принадлежащем Джуди, чьи родители умерли, оставив дочь на попечение пожилых слуг. А те вот не углядели, и она выскочила за кукольника Панча, помоталась с ним по свету да вернулась. С Панчем, дочкой и без денег.
Но, как бы ни старалась Фолкс выставить Джуди святой, мне она скорее показалась больной на голову, потому что в один прекрасный день Джуд оставляет Панча с маленькой дочкой, чтобы пойти в театр и намарафетить кукол для грядущего выступления. *Оставить маленького ребёнка с матёрым алкашом, склонным к приступам агрессии – по десятибальной системе это твёрдая, сука, двадцатка!* Стоит ли говорить, что Панч в роли няньки сплоховал и в погоне за собакой, утянувшей его завтрак, выронил дочь из окна второго этажа поместья. Потом он её нахер сжёг, а пришедшую Джуди излупил тростью да выбросил в лесу. Вину за двойное убийство этот хлыщ повесил на полумаразматических слуг.
Но выясняется, что Джуди не умерла: её заметили и взяли к себе лесные ведьмы – отщепенцы, свалившие из города до того, как местные собрали хвороста по их душу. Оклемавшись и вспомнив, что натворил Панч, Джуди собирается мстить…
Плюсы
Как это всегда бывает в фильмах с дерьмовым сценарием, у «Джуди и Панча» просто золотые художники по костюмам, свету, звуку и реквизиту. Эти преподобные трудяги забацали сочную картинку прокуренного кабака, где за пыльным занавесом дожидаются своего часа убогие куклы, ретушируемые такими же хозяевами-нищебродами. Они сделали натуральные чумазые хлебальники полудиких крестьян, приходящих в экстаз от марионеточного махача на спектакле или – от казни ведьм на виселицах, напоминающих театральные подмостки; убожество обнищавшего поместья Джуди; скрипы и шорохи в темноте - всё передано очень круто и осмысленно.
Проект задумывался как сплошная театральщина: местами актёры намеренно переигрывают *не говоря уж о массовке*, у каждого персонажа есть своё амплуа: герой, злодей, безвинная жертва и т.д. Кроме того, сюжет фильма адаптирован под нашу действительность: Джуди – смышлёная помощница у придурковатой неблагодарной «звезды», вместо которой на самом деле звездят другие. Жители города – бескультурное быдло, боящееся тех, кто не похож на них. Женщин не замечают или прилюдно оскорбляют, бьют, унижают и даже убивают. Большая часть населения спивается на задворках убогого трактира, про цивилизацию, культурный досуг и какую-никакую работу зная только по слухам. Ну, прямо-таки современнее не придумаешь.
Миа Васиковска в роли Джуди *и в любой другой* вызывает у меня приступ неконтролируемого умиления: она всегда ходит с одним и тем же лицом. Подобной мимикой отличалась староста нашей университетской группы – это когда ты осознаёшь своё умственное превосходство, смотришь на царящий вокруг беспредел, но, понимая, что один этот мир изменить не можешь, скорбно взираешь на всё это без малейшей доли энтузиазма.
С таким выражением панна Васиковска играла и фэнтезийную Алису, и феминистку на минималках в «Багровом пике». Почти *я сказала ПОЧТИ!* такая же она в «Джуди и Панче». Справедливости ради следует заметить, что Миа худо-бедно прокачала своё актёрское дарование, принимая участие в театральных постановках. Но всё равно жизни в ней как не было, так и нет, и её Джуди вызывает у зрителя не сочувствие, а закатывание глаз и желание передать ей *нет, не топор!* документ о разводе, чтобы она уже открестилась от Панча и зачахла в своём усратом поместье.
За Панчем наблюдать интереснее, и я не знаю, в чём дело. Разумеется, не хочется сопереживать убийце, алкашу, обманщику и так далее. Но Панч не просто хитёр, а хитёр, как змей, ужасен в своём коварстве и беспощаден в жестокости. Он персонаж-максимум, готовый на всё, и тут похвалить хочется даже не режиссёра Фолкнер, а исполнителя роли - Дэймона Херримана. Играть харизматичных ублюдков у него получается очень хорошо! *Чарльз Мэнсон в Тарантиновском опусе чего стоит!* Джонни Деппу следует уже бросить дрязгаться в судах со своей лохудрой и идти сниматься, а то конкуренция, знаете ли, вещь нешуточная.
Забористая музычка скрашивает происходящий на экране беспредел. И, если бы не музыкальное сопровождение, то многие сцены, снятые о-очень натуралистично, вызывали бы чувство страха и гадливости, а не заинтересованности и удивления. Авторы сработали на совесть: когда Панч мудохает Джуди тростью с набалдашником, на заднем плане тренькает незатейливый мотивчик, говоря, что это, мол, всё театральное, намеренно сконцентрированное для соответствия жанру. Именно в такие мгновения лучше всего понимаешь, что перед тобой чёрная комедия с вызывающим оскалом сатирического юмора. Кто любит подобное жанровое своеобразие – милости прошу к просмотру.
Если вам понравился фильм Маттео Гарроне «Страшные сказки», о котором я уже высказывалась, и который почти как «Джуди и Панч» играет с фольклористикой, то вам определённо сюда. У этих проектов даже сходное по визуалке начало с долгими планами, тренькающей музыкой и общей атмосферой чего-то крикливо-гротескного на фоне псевдоисторических декораций.
В этом фильме нет персонажей-геев. Вдруг кому-то важно. Но я, честно, удивилась, почему Фолкнер ещё и эту злободневную тему сюда не ввинтила. Упущеньице-упущеньице.
Минусы
Критики так тепло приняли «Джуди и Панча», что усрались от радости, и отвалили на том же Rotten Tomatoes царские 77%. В то время как аудитория недоумённо чешет репу, выставляя всего лишь 56.
Это независимое кино, да ещё и австралийское, которое всегда отличалось своеобразием и неповторимой подачей. Но даже для независимого австралийского кино «Джуди и Панч» - невероятно затянутая муть, которая имела все шансы стать отличным фестивальным фильмом, но заместо этого просто нахапала в себя все популярные штампы и хайпожорные клише, превратившись в пёстрое херпоймичего.
Тут тебе и #MeeToo, и ущемление прав женщин, и ущемление прав тех, кто чем-то не похож на большинство. Идея, плоская как блин, подаётся пресно, топорно и безобразно, учитывая, на что изначально замахивался фильм.
Единственный хороший мужик в «Джуди и Панче» - констебль городка, который хорош только тем, что весь фильм вяло мычит, что, мол, не следует понапрасну чинить скорую расправу над слугами, что надо бы, может быть, провести допросец, али какие-другие юридические процедуры. Но бескультурное бородатое быдло кладёт на него болт и идёт строгать эшафот. И это уже не первый, сука, раз, когда, создавая образ сильнойнезависимойбабы, создатели лепят рядом угробищного мужика, которого зритель должен полюбить простапатамушта… *А по итогу глаз цепляет паскуда-Панч. Но, подозреваю, это из-за артиста.*
Итого
Вот вроде бы всё на месте: красивый антураж, нормальная *не хорошая, не плохая – средненькая* главная героиня, очешуенный в своём злодействе злодей. Да и идея понятна: не зарывай в землю свой талант, не прогибайся под чужую хотелку и не считай того, кто не похож на тебя *внешне и внутренне* плохим только потому, что он не такой, как ты.
Но вот эти извечные потуги современных режиссёрш объять необъятное и впихнуть невпихуемое делают из неплохой идеи безвкусную пёструю кашу, которая притягивает только здоровским визуалом, продуманными деталями мира, в котором живут главные герои.
Фильм «Джуди и Панч», задуманный как театральный аттракцион с остроактуальной моралью, у меня оставил ощущение кукольного спектакля, премьера которого так и не состоялась.
На великолепной сцене с прекрасными декорациями появляются марионетки, облачённые в отличные костюмы. И зритель, затаив дыхание, ожидает, что будет дальше… А дальше ничего, потому что кукловод, в данном случае режиссёр, просто не знает, что делать с таким сокровищем, как богатейшая история уличных представлений и возможность переплести их с современными реалиями жизни. Куклы замирают, безвольно повисая на нитях в неловком молчании. Свет гаснет, и театр погружается во тьму… *Какой классный образ получился, а!*
Раздел IMHO и развесёлые картинки из фильма по традиции в моём уютненьком ЖЖ блоге
https://galka-zheglova.livejournal.com/15737.html
Свидетельство о публикации №220091200003