О доброй душе замолвим мы слово

               
      Клавдия Петровна – добрейший души человек,  всегда рада  гостям. У нее постоянно соседи, из отдаленных районов  города приезжают дальние родственники, один раз в год из Испании ее навещают дочки с мужьями и детьми.  Добрая, гостеприимная хозяйка  невысокого роста, почти без   морщин на  моложавом лице, с глазами,   не утратившими  прежнего блеска, жительница Саратова.  С раннего  детства  приучена к труду, поэтому  в свои восемьдесят  лет со свойственной ей    энергией   не прекращает заниматься многочисленными  делами.  Некоторые, решаемые ею проблемы,  под силу лишь молодому человеку!   
         Клава родилась накануне войны в Оренбургской области. Голодным  было ее детство. В послевоенные годы, с двенадцати лет  с  другими детьми и подростками  постоянно участвовала  во многих  сельскохозяйственных работах своего колхоза. Ей  особо запомнилась уборка  зерновых. В тот год урожай выдался обильный, а рабочих рук как всегда не хватало, поэтому для уборочной привлекли старых и небольших детей.  Когда маленькая  девочка забиралась и усаживалась в пустую повозку,   из-за  своего  роста она не видела дороги, да и ее никто не мог увидеть, но как только  загружали телегу  пшеницей, она радостно усаживалась  на зерно, и прекрасно видела  все   вокруг себя.   Бригадир напутствовал   ее в дорогу очень просто: давал  в руки прут и велел время от времени  погонять им волов со словами: «Цоб цобе!» Девочка не знала дороги, а трудолюбивые быки шли уверенно, и  ни разу не подводили  маленькую  хозяйку.         Она загружалась у комбайна, и целым  обозом  везли  зерно на ток, не смотрели на жару и зной. Взрослые с подростками  выгружали пшеницу   для просушки и очистки, а они  возвращались к комбайнам.  Иногда волы, чтобы напиться воды, сворачивали с проселочной дороги к реке,  этим  пользовались  малолетние труженики, которые  на время забывали о серьезном  задании, начинали плескаться в воде,  обливали  ею друг друга.  Неожиданно кто – то из них  вспоминал, что  слишком заигрались, тогда мгновенно вскакивали, смахивали с разгоряченных тел брызги, вновь оказывались в своих телегах,  начинали погонять быков на ток кнутами, но   на разгрузку опаздывали, от бригадира  получали заслуженный нагоняй, всем становилось  стыдно, каждый  давал обещание на игры больше не отвлекаться. И слово свое они держали. В  конце года на ее трудодни мама получала дополнительное  зерно, так необходимое для пропитания, оно становилось  гордостью девочки. 
         Давно это было, кажется, вчера была  война и послевоенная разруха.  Давно выросла, в мирное  время,  работала не покладая рук на различных предприятиях.     Пенсионерка  живет в  центре  Саратова  недалеко от берега Волги в  небольшом частном  доме, требующем ремонта, но его откладывает из-за множества     проблем, возникающих у детей и внуков.  Одним  требуется поменять окна,  другим не хватает денег на текущие расходы, много времени занимает присмотр за квартирами дочерей и внуков, которые живут далеко.
         Умелый  кулинар, радушная хозяйка встречает гостей, которых   накормит, напоит  душистым чаем из самовара,  выслушает,  посочувствует чужим проблемам,  поделится своими.
       Дворик ее дома небольшой, но  уютный. Она любовно ухаживает за придомовой территорией,  в теплое время года  все утопает в    цветах,   хорошим урожаем радуют огурцы,  помидоры и другие овощи, по садовой дорожке  нельзя  равнодушно пройти мимо кустов боярышника, жасмина, смородины или малины.
       Клавдия - верующий человек, по выходным дням  посещает церковные  службы в храме.  В остальные дни недели, не смотря на то, что несколько лет назад  перенесла инфаркт и теперь  часто  при ходьбе подводят ноги,    на большие расстояния отправляется с палочкой для опоры и небольшой коляской, в которой    привозит с рынка  разнообразные продукты.
         Ее любимые  дочки Таня и Люба два десятка лет живут  с мужьями, детьми и внуками в Испании.  Когда Клавдия была  моложе,   приезжала к ним в гости, там отмечали ее семидесятилетний юбилей, но годы неумолимо бегут вперед и напоминают о себе. Теперь  часто общаются  по телефону, она радуется тому, что  в дни очередного отпуска на несколько дней они приезжают к ней, дружно живут на берегу Средиземного моря,   успешны в работе, к ним уважительно относятся испанцы.   
        Клавдия Петровна не смотрит на  возраст, продолжается радоваться жизни, периодически подлечится и продолжает заниматься своими делами, ведь  закалка и жизненный ритм, которые она  получила  в  далеком детстве,    сохранились в ней  по сегодняшний день.   


Рецензии