Часовые испанской короны...

 
 Родимыми пятнами давно ушедшей эпохи, разбросаны вдоль Калифорнийского побережья, католические миссии, основанные более двухсот лет тому назад, под патронажем некогда могучей Испанской империи.

Испанская монархия хотела закрепиться в Калифорнии до того, как это сделают русские, обосновавшиеся в  форте Росс, но почему-то не принимавшие никаких попыток колонизировать Калифорнию.

Видя такое дело, король Испании Карлос III издаёт указ о строительстве постоянных поселений на целинных землях Нового света,
в районе Альта Калифорния.

Исполнителем сего назначили не какого-то  бравого конквистадора, а уважаемого в тех краях францисканского священника Джаниперо Серра, который к тому времени уже семнадцать лет прожил в Мексике, обращая  аборигенов в христианскую веру.

В 1769 году, на побережье Мексики высаживается экспедиционный корпус испанского исследователя Гаспара де Портола.

Первостепенная задача экспедиции - глубокая разведка сопредельной территории на предмет выбора мест для строительства форпостов и постоянных поселений.

Конечная цель - прокладка стратегической дороги El Camino Real из Мексики в Северную Калифорнию.

Пятьдесят четыре года потребовалось испанцам, чтобы проложить Королевскую дорогу и построить двадцать одно постоянное поселение которые назывались коротким словом - миссия.

Шло время.

Годы сливались в столетия.

Междоусобные войны, революционные бунты  и землетрясения не обошли стороной         и хлипкие строения католических миссий.

К концу девятнадцатого века от многих из них остались только поросшие бурьяном развалины.
 
                НО!

Канули в вечность смутные времена, и у неравнодушных к истории своей страны американцев дошли руки, и до скромных строений о которых напоминали  руины,   вдоль Королевской дороги.
 
Сегодня, многие из них восстановлены, проводят службы и воскресные мессы для прихожан, а в свободное время открыты для посетителей, число которых, с каждым годом заметно увеличивается.

         А, как это всё, начиналось?

Кто первым из европейцев, увидел теперешнюю Калифорнию?

Кто и где построил первую миссию, а кто и где последнюю?

Чтобы во всём этом разобраться, давайте отправимся в далекое прошлое, не нарушая дозволенную в Калифорнии скорость.

Через два часа, отъехав 130 миль от Сан-Франциско, и оставив позади два столетия, остановимся на  старой испанской плазе, где расположена красавица миссия Сан Жуан Батиста - основанная в 1797 году.

Над плазой  возвышается одна, из самых грациозных  церквей сохранившейся до наших времён, купол которой венчали девять колоколов, из оставшихся трёх.

Больше двухсот лет, простояла она, окружённая буйно цветущим садом, где царит эклектика запахов и растений, где старые перечные деревья мирно соседствуют с нежными розами и жасмином, а колючие груши, охраняют покой горной лаванды, и молодых, ещё не созревших олив.

Вдоволь налюбовавшись весенним буйством природы, зайдём в помещение храма.

Внутри прохладно и очень тихо.

Привыкнув, к  полной тишине, так  непривычной для городского жителя  начинаешь ощущать, как сквозь тонкие стены доносится эхо истории:

ржание лошадей и скрип кожаных седел, звон колоколов и заунывное пение индейцев, запах пожарищ и свист кнута, топот копыт и лязганье доспехов наёмных легионеров.

Шел 1542 год, португальский отряд, отражал очередную атаку местных индейцев…

  Вот так, или примерно так, всё и начиналось.

                Хроника событий:

XVI век, 1542 год. 

Португальский мореплаватель, Хуан Родригес Кабрило первым из европейцев увидел первозданную красоту загадочной земли, которая теперь называется Калифорния.

1542 год.

Сэр Френсис Дрейк, бывший пират, а ныне адмирал флота ее величества, оценив стратегическое значение Калифорнии, как военно-морской базы, объявляет эту землю собственностью королевы Англии Елизаветы I.

XVII век, 1602 год.

Испанец Себастьян Визкаино, активно ведет исследование Калифорнийского побережья и прилегающих территорий.

В том же году, Калифорния становится очередной, заморской провинцией Испании, которой Империя безраздельно владеет до 1768 года.

XVIII век, 1768 год.

Английский король Чарльз, опасаясь притязаний других стран на Калифорнию, отдает приказ о ее колонизации.

1769 год.
 
Король Испании Карлос III, направляет экспедиционный корпус Каспара де Портолы, для защиты своих южных территорий в Новом Свете.

Корпус, ускоренным маршем прошёл от Мексики до Сан Диего, где и было основано первое постоянное поселение в Калифорнии.

В той же экспедиции, принимали участие два францисканских священника - отец Джаниперо Серра и Фернан Ласюэн, которые 

  по о праву считаются признанными лидерами францисканского движения и основателями Калифорнии.

Именно они - отец Джаниперо Серра и отец Фернан Ласюэн, а затем их ученики и последователи, основали  21 миссию и проложили дорогу El Camino Real, от Сан-Диего до Сономы, протяжённостью 550 миль, тем самым заложив основы цивилизации на американском континенте.
 
16 июля 1769 года, отцы - Серра, Палу и Парон вблизи устья реки Сан-Диего собственноручно вырыли яму глубинной два метра и установили  огромный деревянный крест.

Так была заложена, а затем построена первая в Калифорнии миссия  Сан Диего де Алкала, которую в 1779 освятил отец Джаниперо.

А всего, он успел построить ещё восемь миссий, включая миссию Сан-Франциско де Азис, возведённую на холмистой местности, недалеко от залива Голден Гейт.

Кстати, местность для постройки миссии должна была отвечать трём критериям:

- миссия должна была располагаться вблизи большого поселения аборигенов;

- обязательное наличие источника питьевой воды и плодородных земель для развития земледелия и скотоводства;

- и третий (не столь важный): миссия должна находиться недалеко от океана, так как водным путем, в Америку, доставлялись товары, строительные материалы, мебель, одежда и оружие.

На архитектуре миссий, конца XVIII-начала XIX веков, отразились три фактора:

- непритязательные вкусы францисканских монахов,

- ограниченное количество строительных материалов,

- и невысокое качество труда, аборигенов Калифорнии.

Существовало три, типовых проекта миссионерских церквей.

Первый, включал в себя культовое помещение и центральный холл.

Второй, более сложный, включал храм, центральный холл и колокольную башню.

Третий проект, согласно сегодняшней лексике, считался навороченным.

Две колокольные башни, святилище, центральный холл, и другие помещения, где проживали монахи, солдаты, обслуга, и крещёные аборигены, работавшие на плантациях, и строительстве. 

Стены здания возводились из камня и глиняных кирпичей, высушенных на солнце, затем они штукатурились изнутри и снаружи, а потом красились белой известью.

Венчалось это строение соломенной крышей.

Типичная украинская мазанка, в строительстве которой, я принял посильное участие, в далекие послевоенные годы, когда мы отдыхали на Украине, в маленьком приморском  городке.

Детской лопаткой, я черпал из огромной ямы дурно пахнущую смесь, и усердно пытался помочь взрослым дядям и тётям набивать ею  деревянные формы.

Затем брикеты сушились на солнце, также как и двести лет назад в богом забытой Калифорнии, а после просушки, весьма  отдаленно  напоминали кирпичи.

И, наверное, где-то на Украине, всё ещё стоят эти мазанки, под соломенными крышами, а вот все Калифорнийские миссии, уже 200 лет красуются ярко-красной черепицей, сегодня уже ставшей легендой. 

В 1790 году, миссия Сан Луис Обиспо де Толоза, стала первой, крыша которой была покрыта черепицей.

Сделано это было, отнюдь не из эстетических соображений отцов-основателей (хотя это, безусловно, улучшило внешний вид убогих строений), а из чисто практических.

Соломенные крыши, были самым уязвимым местом при отражении нападений воинствующих индейцев, которые поджигали их выпущенными из лука, горящими стрелами.

Шли годы.

Строились миссии, прокладывалась королевская дорога, через девственные земли Калифорнии.

Прошло тринадцать лет, со дня прибытия отца Джаниперо и возведения первой миссии.

В 1782 году, он заканчивает постройку миссии Сан Буенавентура, недалеко от сегодняшнего Лос-Анджелеса, ставшей его последним детищем.

Истощённый, больной туберкулёзом, отец Джаниперо уезжает в Кармел и поселяется в миссии, которую он построил в 1770 году, со временем, ставшей его резиденцией и штаб-квартирой францисканского движения.

Умер отец Джаниперо в 1784 году.

Отец Франциско Палу, исполнил последний обряд и похоронил маленького падре под алтарем церкви Сан Карлос Борромеро дел Рио Кармело, рядом с могилой его ученика, и соратника отца Хуана Креспи.

И сегодня, бок обок, лежат эти двое под алтарём одной из самых красивых церквей, построенной из камня, всего несколько лет спустя, после смерти отца Джаниперо, на месте старой и неказистой часовни.

Преемник Джаниперо Серра, отец Фармин Франциско де Ласюэн, заложил ещё девять миссий.

Последняя из них Сан Луис Рей де Франсия, расположенная между Сан Диего и Лос-Анжелосом, была построена в 1797 году.

Чтобы прокормить местных рабочих и испанских солдат, миссии разводили, и откармливали десятки тысяч голов крупного рогатого скота, свиней, овец, выращивали пшеницу, бобы, ячмень, кукурузу, сделав первый шаг к развитию  сельскохозяйственного производства на территории Америки.

Но, за трудами праведными, отцы-монахи не забывали о главном своём предназначении - от имени испанской короны и с помощью креста, обращать американских индейцев в христианскую веру.

Порой, обряд крещения проходили 50-70 человек в день.

Однако все попытки приобщить туземцев к цивилизации, не давали ощутимых результатов.

Тысячи крещёных индейцев пришли в лоно церкви, тысячи других сопротивлялись до последнего, отстаивая свою независимость, свою веру.

И всё же, миссионеры преуспели в другом:  вокруг их миссий, зарождалось  первое поколение постоянных жителей Калифорнии.

Это было началом цивилизации, в которой мы, живем сегодня.

Но, за трудами праведными, что-то упустили отцы-францисканцы - раз уже и в Америке, отнюдь не бродит, прячась по углам, а вызывающе вальяжно фланирует, призрак исламизма, по главным её авеню.   
            
                Хроника событий:

  XIX век, 1810 год.

Новая Испания, порвала с испанской монархией и стала называться Мексиканской Республикой.

1822 год.

Мексика, объявила о своей полной независимости от Испании.

1823 год.

Монахи отстранены от руководства миссий, а принадлежащие им земли и всё имущество были переданы мексиканским солдатам, и поселенцам.

До боли, знакомый нам сценарий:

о том, что было дальше, может ответить любой из нас, даже никогда не интересовавшийся историей Мексики.

Многие миссии были превращены в амбары, свинарники, коровники и хранилища сена.

Рушились стены, падала с крыш черепица, зимние ветры свистели там, где некогда молились святые отцы, учились дети, жили и работали люди.

Вскоре, на всём пути от Сан Диего до Сономы, зияли руины миссионерских церквей, бывших аванпостов, некогда могущественной Испанской империи.

1846 год.

Началась война, между Соединёнными Штатами Америки и Мексикой, за обладание Калифорнией.

1848 год.

Калифорния становится частью Соединённых Штатов.

1859 год.

Президент США, Джеймс Букэнэн, подписал письмо о возвращении собственности, принадлежавшей миссиям.

1863 год. 

Президент США, Авраам Линкольн вернул все земли принадлежавшие миссиям в лоно католической церкви.

                Хроника событий:

XX век, 1915 год.

Редкие и неудачные попытки реставрации, оставшихся руин.

Увлечение реставрацией на дилетантском уровне, привело к простой замене традиционных элементов архитектуры и строительных материалов, на более простые элементы, и материалы.

Так, например:

изразцовые полы в Сан Луис Обиспо, были заменены деревянными, а ручной работы росписи сводов и балконов, в миссии Санта Инес, заменили обычной побелкой.

1930 год.

Впервые, реставрационные работы начали проводиться на уровне штата Калифорния.

Крупнейшая реставрационная фирма Civilian Conservation Corp. получила наряд на восстановление миссии Ла Пурисима Консепшон.

Работы велись на профессиональном уровне и широко освещались в прессе.

Вскоре архитекторы, писатели, артисты, фотографы, историки и туристы начали проявлять интерес к посещению миссий, которые были, и будут неотъемлемой частью американской истории.

1940 год.

Газетный магнат Вильям Рандольф Хэрст, пожертвовал 50 тысяч долларов на реставрацию миссионерских церквей. Фонд Хэрста, проделал большую работу по поиску раритетного колокола, исчезнувшего из миссии Сан Антонио де Падуа.

Поиск завершился успехом: Осгула, так называли колокол, вернулся на свое прежнее место.

1941-1945 годы.

Вторая мировая война.

Реставрационные работы были приостановлены на всех уровнях.


1988 год.

Римская католическая церковь, учитывая заслуги отца Джаниперо Серра, причислила его к лику святых.

Но это решение было довольно спорным, так как он и другие священники были осуждены за применение подневольного труда, и бесчеловечное обращение с местным населением.

Обращённый в христианство абориген, сразу же становился рабочей силой.

Отступничество и неприятие новой веры, жестоко наказывались.

Беглецов ловили и возвращали обратно.

Повторный побег наказывался поркой, или заковыванием в кандалы.

Десятки тысяч обращённых в христианство индейцев умерли от болезней, отчаяния, культурной несовместимости.

Их останки покоятся на всех миссионерских кладбищах Калифорнии.

В 1823 году, миссия Ла Пурисима, стала местом одного из самых длительных мятежей в истории миссий.

Мятеж начался после того, как абориген из Ла Пурсимы был подвергнут порке, солдатами из соседней миссии, Санта Инес.

Избиение, стало последней каплей долго зревшего недовольства.

Индейцы племени Шумаш подожгли здание миссии Санта Инес и устроили перестрелку в миссии Санта Барбара.

Два индейца были убиты, несколько испанских солдат ранены.

В Ла Пурисима бунтовщиков схватили и посадили, но через три недели, после кровопролитного сражения, они были освобождены вооружёнными отрядами местных индейцев.

Я понимаю, что подобные факты могут кого-то шокировать, но историю переписывать не принято.

1989-1998 годы.

Большинство миссий в той или иной степени восстановлены.   

Реставрационно-восстановительные работы ведутся и сегодня, но наиболее ярким примером полной реконструкции, является все та же миссия -  Ла Пурисима.

Построенная в 1787 году, Ла Пурисима была разрушена во время сильного землетрясения 1812 года.

Восстанавливать миссию не стали.

В 1813 году возвели новую миссию, всего в нескольких милях от руин старого прихода.

К 1823 году, вокруг миссии построили ещё десять зданий различного назначения, заложили огромный парк на 1900 акрах, посадили сады, возвели виадук и проложили новую систему водоснабжения.

Вероятно, Ла Пурисима, была не очень везучей, потому что в 1883 году, она снова лежала в руинах.

Вот свидетельство писательницы Хелен Джексон, которая в том же году посетила церковный городок:
«…ничего, ничего не осталось, кроме длинного глиняного здания, с вырванными дверями и упавшей крышей».

Только, зная о печальной судьбе миссии Ла Пурисима, можно по достоинству оценить работу профессионалов из корпорации Civilian Conservation, восстановившей во всех деталях миссию, десять зданий, мебель, парк и теперь уже исторический виадук.
 
XXI век, апрель 2010 года.

Город Санта Барбара.

Место скажем прямо, не совсем обычное.

Попадая в город, теряешь чувство ориентации.

Большинство городов на калифорнийском побережье, ориентированы на запад, лицом к океану, а широкие белые пляжи Санта           Барбары тянутся на юг и кажется, что солнце садится в неправильном месте.

Да и в самой атмосфере Санта Барбары витает, что-то загадочно-привлекательное.

И если не спеша, пройтись по центральной части города  создаётся впечатление,  словно перелистываешь страницы иллюстрированной книги по истории испанской Калифорнии.

Где под красными черепичными крышами, стоят здания из белого кирпича, где магазин Macy’s, вполне мог быть замком в Севилье, а здание городского суда - королевским дворцом (если бы король Фердинанд и королева Изабелла правили графством Санта-Барбара).

Гармония и качество архитектуры, существуют благодаря трепетному отношению жителей к историческому прошлому города (что в реальной жизни случается, увы, не всегда), изящной организации процесса нового строительства, строгому контролю над всем происходящим со стороны властей,  и как говорят жители Санта Барбары, божьему благословению.

И, наверное, это так.

Вот и я, в предчувствии чуда, не смог проехать мимо одного из самых красивых пляжей Южной Калифорнии, и хотя поджимало время, всё же остановился, чтобы полюбоваться  необычным закатом.

На моих глазах, багряное солнце, медленно опускалось в океанскую гладь и вдруг, совершенно неожиданно, и необъяснимо, изменился угол падения солнечного света, и я увидел, как в нежных, и еще теплых лучах догорающего заката, никого не стесняясь, купалась Королева, завораживая всех красотой, и изяществом форм.

Да, это была она - миссия Санта Барбара, королева всех миссионерских церквей, которую не тронуло время, природные катаклизмы и руки реставраторов-любителей. 
 
Восставшие из руин и пепла, снова стоят они, словно бессменные часовые Испании, где-то в глубине души, все ещё претендующей на Калифорнию, как и двести лет тому назад.


Рецензии