От идей к проектам, достойным реализации

От идей, достойных распространения, к проектам, достойным реализации

 
Аннотация. Представлен проект развития существующих на сегодня TEDx-мероприятий, включающий создание банков идей и организацию социальных контактов между авторами перспективных идей и их потенциальными практическими реализаторами.
 
 
Недавнее знакомство с идеей TED- и TEDx-конференций стало для меня толчком к тому, чтобы вернуться на новом уровне к тем идеям, которые мы с товарищами обсуждали неоднократно и, которые, в частности, были изложены ранее в статье «Проблема утраты и программа восстановления личной и коллективной субъектности» [1].
 
Сформулирую суть проблемы. Человек, у которого рождается интересная и перспективная идея, зачастую не имеет возможности её реализовать из-за атомизированности общества и отсутствия необходимых социальных связей. Да, существуют ценные и реально работающие механизмы типа венчурных фондов, бизнес-ангелов, а для некоммерческих проектов – множества государственных и частных грантов. Эти инструменты работают и имеют свою ценность. Но все они ориентированы только на тот случай, когда автор идеи является актуальным или потенциальным предпринимателем и готов сам организовывать реализацию своего проекта. То есть фонд или частный инвестор готовы инвестировать в проект средства или даже иногда поддержать проект безвозмездно, но вся организационная работа от создания бизнес-плана и формирования команды до конечной реализации ложится на автора идеи. Между тем, далеко не все люди, способные рождать интересные и действительно перспективные идеи, обладают при этом одновременно организационными способностями вообще и способностями к предпринимательству в частности. В результате многие идеи, достойные воплощения, умирают, даже не доросши до стадии бизнес-плана. В худшем случае они не реализуются вообще, в лучшем – могут реализоваться когда-то потом совершенно другими людьми и безо всякого участия изначального автора идеи.
 
Итак, сформулируем цель: насущно необходимо формирование информационной, коммуникативной и социальной среды, позволяющей эффективно связывать между собой авторов интересных и перспективных идей и организаторов-практиков (как предпринимателей-бизнесменов, так и менеджеров некоммерческих проектов).
 
Работа американского фонда TED (technology, entertainment, design) и, прежде всего, организуемые им одноимённые регулярные конференции, безусловно, очень перспективны в качестве информационной площадки, в рамках которой «идеи, которые стоит распространять» (ideas worth spreading), по крайней мере, по мнению организаторов конференций, могут быть озвучены в популярной форме выступления (доклада, короткой лекции, «TED Talk») и представлены как непосредственно участникам конференции, среди которых присутствуют влиятельные предприниматели и социальные менеджеры, так и всему миру в виде широко распространяемых видеозаписей, переводимых группами энтузиастов на многие языки. Проект, безусловно, полезный, перспективный и заслуживающий всяческой похвалы и поддержки, однако в данном случае нас интересуют не столько его несомненные достоинства, сколько те ограничения и недостатки, которые требуют дальнейшего развития и расширения проекта. На мой взгляд, проект имеет три основных недостатка.
 
Первый состоит в его американоцентричности и малодоступности для авторов идей, живущих не в США, неанглоязычных и не имеющих достаточных социальных связей и известности. Эта проблема на сегодня уже отчасти преодолена и решена возможностью организации TEDx-конференций, являющихся независимыми мероприятиями, проводимыми по лицензии TED по всему миру. Хотя, учитывая несопоставимый информационный вес и эффект основной TED-конференции и локальных TEDx, было бы, на мой взгляд, важно работать над развитием связывающего их социального лифта, то есть над механизмами поддержки выдвижения наиболее интересных идей и проектов, озвученных в рамках локальных TEDx, на уровень «большой» TED.
 
Вторая точка ограниченности состоит в том, что успех продвижения идеи как на уровне большой TED, так и на уровне локальных TEDx-конференций очень во многом зависит от ораторского мастерства и актёрских способностей выступающего. Между тем, ораторские, а, тем более, актёрские таланты редко сочетаются с талантом генерации по-настоящему перспективных и прорывных идей. Очевидно, что это совершенно никак не связанные и потому редко сочетающиеся индивидуальные способности. В результате возникает очевидный конфликт между целью найти и представить для реализации наиболее интересные и перспективные идеи и жанром пусть и интеллектуального, но всё же развлекательного по существу шоу, диктующего свои собственные требования. Проблема отчасти решается организацией на базе TED и TEDx предварительного обучения будущих выступающих основам ораторского мастерства и помощью организаторов в подготовке доклада. Тем не менее, на мой взгляд, это не решает всей полноты проблемы. Хорошим решением было бы качественное расширение формата представления идей, достойных распространения, за рамки, собственно, одной только организации конференций, например, путём создания на базе тех же мероприятий банка идей, представленных не только в форме выступлений, но и в форме статей или письменно сформулированных тезисов, которые бы получали в рамках мероприятия информационную поддержку как в интернете, так и в форме издания соответствующих сборников.
 
Наконец, третья ограниченность состоит в том, что дело оканчивается представлением идеи в форме доклада. Это, без сомнения, очень важный шаг в выстраивании коммуникации между автором идеи и практическим организатором, но он явно и очевидно недостаточен для эффективной реализации идей. На мой взгляд, важно выстроить систему социальной поддержки перспективной идеи на всех стадиях, включая не только публичное её представление и публикацию, но также и экспертную оценку идеи, её компетентное обсуждение, конструктивную критику, развитие и дополнение; формирование социального сообщества людей, заинтересованных в её реализации и готовых её информационно продвигать, привлекая к ней внимание общества, СМИ, коммерческих, некоммерческих и государственных структур; организацию прямых контактов между авторами идей и потенциально заинтересованными организаторами; поддержку защиты авторских прав на идею, права автора на участие в реализации своей идеи и справедливое вознаграждение в случае её коммерческого или некоммерческого успеха; наконец, поддержка собственно реализации проекта, включая привлечение необходимых специалистов, а также частного венчурного капитала и \ или грантов. Из всех этих задач на сегодня, насколько мне удалось понять, TED реализует только две: публичное представление проекта в порядке выступления на конференции и, отчасти, привлечение венчурного капитала в рамках «The Audacious Project».
 
Перейдём к тому, что можно было бы сделать для дальнейшего развития проекта.
 
На мой взгляд, имеет смысл сформировать сетевую площадку (например, на базе одной из уже существующих русскоязычных групп TEDx в социальных сетях, но не обязательно: можно и с нуля или на базе какого-то другого сообщества), работающую по следующему алгоритму.
 
1. Любой желающий может представить свою идею в установленном формате. Скажем, к примеру, в форме связного текста (тезисов, статьи, эссе) на 3-5 страниц текста с кратким резюме из двух-трёх коротких предложений. Предлагаемые идеи могут при этом сортироваться по рубрикам. Например, их можно сразу разделить на три принципиальные категории: идеи, не являющиеся проектами и не требующие организации (например, научные идеи, изложение личного опыта, морально-этические и эстетические идеи и т.п.); глобальные проекты, предполагающие большое количество участников, значительные ресурсы и долгий путь реализации (типа «как достичь радикального увеличения продолжительности жизни?» или «как нам реорганизовать интернет, чтобы он перестал быть помойкой и стал универсальной базой данных?»); и локальные мини-проекты (типа «пишу приключенческие рассказы (ссылка), ищу заинтересованного издателя» или «есть идея организации экопоселения (ссылка), ищу единомышленников»).
 
2. Администрация сообщества проводит первичную минимальную экспертизу и, если предложенная идея не содержит в себе ничего противозаконного, явно аморального, не является бессодержательным белым шумом или банальщиной вроде предложения торговать петрушкой на рынке или поиска партнёра для организации автомойки, то презентует её на своей площадке в соответствующей рубрике.
 
3. Если представленная идея вызывает интерес, то вокруг неё самоорганизуется сообщество людей, заинтересованных в её реализации и воплощении. При этом не обязательно, например, автор рассказов находит сразу именно издателя. На него может выйти литературный агент, который возьмёт поиск и дальнейшие переговоры с издателем на себя, или, скажем, человек, имеющий опыт в организации краудфандинга. Более интересен случай глобальных проектов. Разумеется, маловероятно (хотя в принципе и возможно), что идея сразу же найдёт предпринимателя или социального менеджера, готового взяться за её реализацию. Но, как минимум, если идея интересна, то вокруг неё сложится группа поддержки, в которой могут оказаться и журналисты, и блогеры, и переводчики, таким образом идея получит мощный коллективный импульс к распространению, что, в свою очередь, с одной стороны, резко повысит шансы на то, что она будет услышана и найдёт своего реализатора-практика, а, с другой стороны, наглядно продемонстрирует этому самому потенциальному реализатору свою востребованность и наличие спроса. Ключевая задача данного этапа – кооперация вокруг общего проекта людей с разными природными способностями, эффективно дополняющих друг друга в команде (здесь могут быть полезны, в частности, типология Майерс – Бриггс и соционика). Скажем, если автор идеи  талантлив как изобретатель, но социально некоммуникабелен и не обладает организаторскими способностями, то для успешной реализации проекта ему необходима поддержка сначала сильного социального коммуникатора, способного идею эффектно представить, популяризовать и успешно распространить, а, затем организатора-практика с хорошими предпринимательскими способностями, способного её собственно воплотить. Поиск венчурного инвестора – это только следующий этап, на первом этапе автору идеи требуются не столько финансовые ресурсы, сколько информационные и организационные, которыми сам он зачастую не обладает – здесь-то ему и требуется основная помощь.
 
Если же представленная идея не вызывает интереса, то она отсеивается сама собой, при этом автор в любом случае всё-таки получает свой шанс и обратную связь.
 
На этом же этапе формирования вокруг изложенной идеи своего сообщества может происходить её всестороннее обсуждение, корректировка и редактирование. Не исключено, что в результате обсуждения, обмена мнениями и конструктивной критики идея будет существенно дополнена и улучшена или на её основе родятся другие идеи, достойные распространения и реализации.
 
4. Организаторы TEDx-конференций могут просматривать каталог представленных таким образом проектов и либо выбрать из них то, что им подходит под их уже готовую концепцию очередной конференции, либо даже специально организовать конференцию под те идеи, которые их заинтересуют и захватят. Таким образом может осуществляться связь между предлагаемым мной расширением формата представления идей и изначальным форматом TEDx-конференций. При этом наличие сформированных сообществ поддержки может позволить продвигать наиболее перспективные идеи и проекты на TEDx-конференции более высокого уровня вплоть до основной TED-конференции, а также осуществлять издание сборников материалов, организовывать на волонтёрских началах их перевод на английский и другие иностранные языки и иными способами содействовать их продвижению и распространению. Но даже то, что в итоге вообще не попадёт в TEDx-конференции, всё равно может получить поддержку со стороны возникающей вокруг проекта социальной самоорганизации, если, конечно, вызовет интерес и отклик.
 
Итак, подведу итог. Многочисленные бизнес-инкубаторы работают только с теми проектами, авторы которых сами обладают или думают, что обладают предпринимательскими талантами. Частые случаи, когда автор хорошей и реально перспективной идеи заведомо сам не может выступать в роли её практического реализатора, чаще всего имеют своим итогом гибель перспективной идеи либо её реализацию при полном забвении и игнорировании автора, его законных прав и интересов. Это проблема, которая явно требует организационного решения в форме успешно работающих банков идей и коммуникативных площадок, способных свести вместе автора и потенциального реализатора идеи, а также гарантировать их добросовестность. Конференции TED и TEDx – хороший шаг в этом направлении, но сам по себе он явно недостаточен и требует дальнейшего развития, один из вариантов которого представлен в настоящих тезисах.
 
 
[1] Строев С.А. Проблема утраты и программа восстановления личной и коллективной субъектности. // Репутациология. ISSN: 2071-9094. Январь-июнь 2019. Т. 12. № 1–2 (51–52). С. 56–72.


Рецензии