Моя родословная. Владимир

    Невозможно писать о ком-то из семьи
    в отрыве от истории родителей и страны.

   

    Дегтярь Владимир Тимофеевич, 01.03.1926 - 26.11. 2000

    Дегтярь (Немилостивая) Татьяна Григорьевна, 15.08.1929- 26.01.2020 - жена
    
    Дегтярь Александр Владимирович 17.04.1953 г. - сын

    Дегтярь Сергей Владимирович 01.01.1958 г. - сын

    Дегтярь Наталья Владимировна 25.01.1959 г. - 30.09. 1988 г.- дочь

    Он был самый старший, Владимир,
первый из семи детей, родившихся в браке нашего деда Тимофея и бабушки Анастасии.  И информации о том, каким он был, у меня было не так много. Помог Сергей Владимирович Дегтярь, сын Владимира, у которого нашёлся целый архив различных документов и справок, которые и помогли мне в работе над этой главой.

    Брак моего деда с бабушкой был зарегистрирован 7 февраля 1923 года в городе Куйбышевке Восточной Амурской области .
Однако, когда я обращаюсь к Википедии, то читаю:

    Белогорск — город (с 1926) в России, административный центр Белогорского района Амурской области.
Население 67,8 тыс. чел. (2008).
Город расположен на реке Томь (приток Зеи), в 108 км от Благовещенска.
Первое поселение на месте города — село Александровское, основано в 1860 году переселенцами из Пермской области — семьями крестьян Путиловых, Третьяковых, Могильниковых. В 1926 оно и находящаяся неподалёку железнодорожная станция Бочкарёво на Транссибирской магистрали (основанная в 1913) были преобразованы в город Александровск-на-Томи. В 1931 город был переименован в Краснопартизанск, затем в 1936 получил название Куйбышевка-Восточная, и, наконец в 1957 своё нынешнее название Белогорск.

     Впрочем, это кажущееся несовпадение. Свидетельство о браке, на которое я смотрю, выдано повторно в 1951 году, когда данный населённый пункт именно так и назывался.
     7 февраля 1923 года, согласно этому документу девятнадцатилетний Тимофей женится на двадцатидвухлетней  девице Анастасии.  Для меня является загадкой этот брак. Что могло подвигнуть молодого, красивого,  высокого парня жениться на слегка перезрелой с точки зрения общества тех лет девице. Брак по залёту?! Нет! Первый сын Владимир родится лишь спустя три года от заключения брака молодыми людьми в Белогорске, так на тот момент будет называться этот городок.
     Очень хочется мне верить, что это была любовь!

     «Отдельная история с днём рождения Владимира Тимофеевича, - рассказывает его сын Сергей. 
     По бумагам  он рождён первого марта 1926 года.
Но он всегда утверждал что родился 29 февраля.
Заковыка в том, что високосные года - 1924 и 1928, а никак не 1926.
Откуда такая уверенность,  не понятно. Единственное, что могло быть - как раз примерно в те годы в СССР были эксперименты с календарём.

   Семья проживёт в этом месте примерно четыре года. Малышу будет лишь год с небольшим, когда они снимутся с места и окажутся на прииске Ларинский.
Добывали на том прииске золото.  Не в поиск ли возможностей, намыть золота и обеспечить себе и семье достойное будушее, погнал парня двадцати трёх лет с беременной на тот момент вторым ребёнком женой и маленьким сыном на очень перспективный, судя по сведениям из Википедии, прииск?!

   Очень интересна сама по себе Историческая справка о прииске, которую прислала мне Марина Макарова:

   «Прииск был основан ещё до советской власти в 1907 году под названием Ларинский, современное название Большой Невер с 1934 г.

   Это был один  из первых посёлков в Сковородинском районе на месте нынешнего посёлка Большой Невер. О жизни посёлка золотодобытчиков Ларинский, названного по фамилии золотопромышленника Ларина и расположенного при почтовой станции на реке Большой Невер, в те времена шла слава как о разгульной столице приисковиков.

   Удобное географическое расположение привлекало сюда массу народа. Одни появлялись здесь ненадолго, отправляясь затем на север добывать золото, другие поселились здесь, чтобы иметь возможность неплохого заработка. Выходившие из тайги приискатели и «вольные старатели» проматывали заработанное в местных трактирчиках, шинках, заезжих банях, проигрывали в карты и прогуливали с местными красавицами.

    Здесь можно было прокутить и промотать всё, что было добыто нелёгким трудом за лето. Контрабандная водка из Маньчжурии лилась рекой, и в пьяном кураже покупалось только самое дорогое и лучшее. На ноги вместо дырявых лаптей золотоискатели наматывали дорогой бархат, а в грязь расстилали “штуки сукна, чтобы пройти сухой ногой”. Кстати, хозяин золотопромышленной компании Ларин контролировал не только добычу золота, но и снабжение и перевозку товаров и продуктов.»

   Можно себе представить в каких условиях и как нелегко было жить на этом прииске молодой женщине с двумя детьми: одним почти двухлетним мальчиком и новорождённой девочкой.

   Интересно, что во время нахождения на прииске, дети в семье не рождались. Третий ребёнок был рождён лишь через шесть лет после рождения Веры. Умела ли бабушка регулировать подобные вещи, или природа сама позаботилась о щадящем периоде для молодой женщины, нам неизвестно. Вряд ли несколько лет действовал принцип «недопущения» деда, но факт остаётся фактом.

   Сколько лет семья прожила на прииске, сегодня никто не может сказать. Фактом является лишь то, что третий сын Тимофея и Анастасии родится лишь 30 октября 1933 года в городе Благовещенске. Но жили ли они там? По версии моей двоюродной сестры Марины Макаровой, бабушка могла родить где-нибудь в дороге, на телеге, вблизи города Благовещенск, а возможно семья направлялась в город для того, чтобы реализовать намытое Тимофеем золото.

   Именно в это время что-то случилось с рукой деда Тимофея. Она стала слабеть и сохнуть. Возможно, он повредил её во время старательских работ, или это была какая-то потасовка среди старателей, но факт остаётся фактом, рука слабела и сохла.

   В воспоминаниях моих родственников звучит, что дед Тимофей после революции «тянул радио в село Кумара», и, согласно архивной справки он работает до 1938 года начальником райконторы связи в этом же населённом пункте.

   Там же, в селе Кумара, 05.04.1937 года родится четвёртый ребёнок в семье, сын Виталий. 

      А уже 22 июня 1938 года деда арестовывают по обвинению в участии бело-казачьей повстанческой организации. Постановлением тройки УНКВД
По ДВК(?) от 15 октября 1938 года он осуждён по статье 58-2 и 58-ll  УК РСФСР.

    Постановлением Управления
ГБ УНКВД Амурской области от 4 апреля 1939 года следственное дело по  обвинению Дегтярь Т.В. производством прекращено, мера пресечения отменена, из-под стражи освобождён.

   Срок содержания под стражей составил с 22.06.1938 г. по 04.04. 1939 года.

   Дегтярь Тимофей Васильевич по данному делу реабилитирован.

   Данная справка выдана Федеральной службой контрразведки Российской Федерации в лице Начальника Управления по Амурской области Плигина  В.Г.

    Сергей так говорит об этом периоде:
«В истории с дедом Тимофеем есть один момент,  который меня заинтересовал.
В справке написано, что его арестовали по обвинению в участии в белоказачьем движении.
    Вроде, ничего особенного, но это на первый взгляд.
Дело в том, что общество в начале века в стране было сословным. Казаки составляли отдельное сословие. И никого стороннего в свои сословия не пускали. Поэтому,  в белоказачьем движении безотносительно того,  было оно на самом деле или выдумано в НКВД, никто, кроме казаков, не должен был быть.
И чего же тогда? Дед был из казаков?

    В начале советской власти были советы крестьянских, рабочих и казачьих депутатов. Потом казаков подвергли гонениям и практически по всей стране извели. На ДВ казаков было много,  часть, конечно,  ушла в загранку, но должно было много остаться. Раз в 1937 году ещё можно было на них повесить антисоветчину, значит они не все исчезли.
    Поскольку казаком стало быть не модно и опасно для здоровья, думаю, что они просто постарались забыть свою родословную и стали просто русскими.
Но это мои домыслы,  конечно.»

   А что же было с Анастасией и четырьмя детьми в это время?
Конечно же,  ничего хорошего.
И опять слово Сергею, которому рассказывала мама про это вынужденное путешествие в Красноярский край.

    «Я так  думаю про реабилитацию деда : не успели довести дело, пришел Берия и начал процесс свёртывания репрессий. Огульно всех не выпускали, по каждому нужно было решение, вот пока очередь дошла, он и сидел.

    Потому что Берию на это и ставили - прекратить массовый террор. Он пересажал прежнее руководство НКВД, и начал процесс реабилитации тех, кто был явно посажен просто по доносам.

    Семье же было дано предписание покинуть насиженное место.
    Мне рассказывали так:

   «Им дали несколько дней на подготовку, забили то ли свинью, то ли телку, засолили ведро мяса и на этом мясе ехали.
Есть его уже к концу поездки не могли, но это решило проблему питания.
Якобы, для выезда им предлагали на выбор несколько мест. Критерий, похоже, был прост - определенная удаленность от места жительства.»

    Надо сказать, что Анастасия на этот момент была беременна пятым ребёнком.
 В рассказе Сергея звучит фраза - «водный путь». Но какой сложный путь проделала семья на самом деле, мы уже никогда не узнаем.

    Одно точно, пятый ребёнок - это моя мама Людмила, родилась в с. Ужур,
Ужурского района, Красноярского края.
Мне мама рассказывала, что бабушка Анастасия, чтобы прокормить детей, бралась за любую работу: кому постирать, кому хату побелить...

    После реабилитации дед приехал в Ужур и забрал жену и уже пятерых детей. Но в Кумары они уже не вернутся, а осядут в Шимановске, где через два года родится дочь Надежда в апреле 1941 года.

    22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
Наш дед из-за сухорукости воевать не мог. Он, один из немногих оставшихся мужчин отвечал за  связь в районе, за что впоследствии за труд получил главную награду в то время - орден Ленина за трудовые заслуги.
    Но вернёмся к первенцу семьи, Владимиру.
   
    После окончания школы, по справкам, это семь класс по одним справкам, по другим - восемь классов, в 1942 году Владимир работает на станции Ерофей Павлович Амурской области , Сковородинского района плотником в вагоноремонтном депо. С начала 1943 года и по 1945 год мастером токарной группы на Авторемонтном заводе в городе Свободном, Амурской области. В 1945 году Владимира призывают на службу в армию. 
Служил рядовым, но после ряда переподготовок и получения образования получил звание младшего лейтенанта.Во время службы география местонахождения Владимира несколько раз менялась. Судя по анкете кандидата в члены КПСС, он почти год служит в Хабаровске рядовым в Опергруппе штаба ДВ округа.
Через 10 месяцев оказывается в 44-том дорожностроительном батальоне в селе Исаевка.  Мне в этом месте хочется спросить: « Стройбат?! За что?! Бурная молодость?! И, наконец, он попадает в Южно-Сахалинск, где служит в 22-ом Отдельном Ордена Красной Звезды полку связи.

    Вернувшись с Армии Владимир поступает в Областную Школу связи в городе Благовещенске. А затем работает вначале механиком, а впоследствии начальником радиоузла в Шимановский конторе связи.
 
    ...Ни у кого из родных не сохранилось фотографий деда и бабушки в молодости.
Была ли моя бабушка красавицей? Я не могу сказать. Иногда,старательно вглядываясь В черты её лица на этом единственном фото их с дедом, сделанное вместе со старшими детьми Владимиром и Верой и их избранниками, Таней Немилостевой  и Васей Макаровым, я думаю: да! Была! Бабушка Анастасия на этом фото, ещё достаточно молодая, ей около 48 лет, по сегодняшним меркам женщина, 
но родившая к тому времени уже семерых детей, сидит в центре, между дочерью  Верой и невесткой Татьяной, сложив на колени натруженные руки. У неё прямая спина, но уставшее лицо, и лишь её глаза живут своей особой жизнью, показывая строгость и силу.

    В отличии от бабушки, у деда очень холёное и, я бы сказала, красивое лицо.

    Но кто несомненно очень красив и счастлив на этом фото, то это Владимир. Фото сделано примерно в 1949 году. Владимир уже отслужил в армии. Перед ним на стуле сидит его молодая жена Танечка, в девичестве Немилостева.
Таня по национальности украинка, родилась в селе Мощёнка Городнянского района Черниговской обл. Работала на почте кассиром.

   У Тани, как и у многих людей в то время,  непростая судьба.
Со слов мамы Сергей вспоминает, как семья его мамы попала в Амурскую область:
«Знаю о том, как мой дед по материнской линии попал в Шимановск с Украины.
   
   Местная голытьба пообещала его раскулачить.
И, несмотря на прямой запрет на это из района (ходил жаловался, типа по критерияим в кулаки не подходит), деревенские комиссары сказали, что район им не указ и от своих намерений не отступили. Тогда дед воспользовался тогдашней программой по переселению на дальний восток, продал имущество, получил подъемные и поехал с семьёй. В Шимановске отстроил дом, обзавёлся хозяйством. Матери тогда было около 5 лет. Выходит, примерно это был 1934 год.»

   Владимир и Таня познакомились и поженились в Шимановске, где и жили в то время семья Дегтярь и семья Немилостевых.

   Красивый, жизнерадостный, высокий парень не мог не полюбиться Татьяне. Кроме того, после войны мужчин в  стране катастрофически не хватало.  Так хотелось бы мне видеть изначально историю их семьи.

    Но общаясь  с внучкой Оксаной за пару лет до своей смерти Таня скажет:
    «После войны как было? Кто первый посватался, за того и пошёл. Владимир приходил несколько раз на почту, провожал домой...»
    Любовь и уважение придут позже.
 
    В 1949 году дед Тимофей получает направление на работу в город Благовещенск. Это явно повышение по службе, потому как он работает заместителем начальника Благовещенского Управления связи. Сын Владимир с женой,  как и  Вася с Верой Макаровы остаются в Шимановске жить в большом родительском доме.

    Антонина Тимофеевна вспоминает:
«Мне было шесть лет, когда отец получил направление на работу в город Благовещенск. Помню, что до железнодорожного вокзала вещи и нас, маленьких, везли на телеге, а потом мы ехали в почтовом вагоне вместе с посылками. Поездка продлилась несколько часов»

    Сегодня, сопоставив эти факты, допускаю, что фотография со старшими детьми была сделана перед отъездом в Благовещенск.

    Владимир работает на радиоузле в Шимановске, с 1950 года он старший техник радиоузла.

    17 апреля 1953 года у Владимира и Тани рождается сын Александр, а ещё в этом же году их молодая семья перебирается жить и работать в город Благовещенск. Этому предшествует назначение Владимира И.О. Инженера по ведомственным радиоузлам Амурской области. Думаю, здесь не обошлось без руки деда.

 Семья Владимира живёт в маленьком домике,  стоящего внутри одного двора, где дом родителей был побольше  и смотрел окнами на улицу Максима Горького. Вместе с родителями живут Евгений, Виталий, Люся, Надя и младшая Тоня.

    Владимир в своей трудовой деятельности повторяет путь отца, он растёт и повышает свой профессиональный уровень. Сергей только на днях, во время написания мной этой главы, находит в своих архивах справку о поступлении отца во Всесоюзный Заочный Техникум связи в Москве. Она датирована июнем 1952 года.
До  нахождения этой справки он всегда считал, что отец учился в техникуме связи, вот только в каком? По его воспоминаниям, отец иногда уезжал в Ташкент, по-видимому на сдачу сессий и экзаменов. Помнит, что была выпускная фотография, подтверждающая обучение в Ташкенте.
Сегодня же оказалось, что в Ташкенте были курсы повышения квалификации. А сам заочный техникум был в городе Москва.
Благодаря этой учёбе, уже 3 января 1953 года Владимира назначают на должность инженера по ведомственным радиоузлам Амурского ДРТС.

    В этой же должности Владимир работает с отцом Тимофеем Васильевичем в Управлении связи, где сам Тимофей Васильевич работает в должности заместителя начальника этого управления и имеет свой кабинет( по воспоминаниям Антонины, которой доводилось бывать у отца на работе).

    С маленьким Сашей всё свободное от учёбы время «водятся» Надя и Тоня. Тоне уже двенадцать лет, а Наде четырнадцать.

    Евгений учится в речном училище, Виталий заканчивает школу.

     В 1957 году дед Тимофей получает новое направление на работу в Управление связи города Курган, Курганской области. Это Зауралье.

    Семья опять пакует вещи, младших детей на несколько дней отправляют в Шимановск пожить у Веры, чтобы не «мешались под ногами», - так вспоминает Антонина.

    Возможно, что именно в этот момент Владимир решил остаться в родных местах, а возможно, что он раньше получает направление и уезжает работать начальником местного почтамта в посёлок городского типа Бурея, где в новогоднюю ночь 1958 года Танечка рожает второго сына, которого назовут Сергеем. А ещё через год дочь Наталью.

   Трудно сказать, что подвигло в 1963 году семью Владимира    переехать из посёлка городского типа Бурея с населением немногим больше, чем четыре тысячи человек в  гораздо большее село Екатеринославка,(количество жителей девять тысяч человек), где Владимир и закончит свою карьеру в должности  главного инженера районного узла связи.  В селе Екатеринославка и проживут они с Таней всю жизнь.

   Одним из воспоминаний старшего сына Владимира Александра является момент, когда после окончания школы он заявил родителям, что решил поступать в лётное военное училище:
   « Мама упала в обморок, а отец пожал мне руку и сказал:
   - Молодец, сынок!»

   Владимир Тимофеевич был очень хорошо знаком с военкомом, они часто взаимодействовали на различных мероприятиях, где Владимир обеспечивал связь.
Прихватив поллитра для лучшего взаимопонимания, он пошёл к военкому общаться.

   В итоге, когда Александр пришёл в военкомат за направление в училище,
военком почмокал языком и сказал:
   - Не-а, ты не поступишь! Не пройдёшь!
   - Почему? - удивился Саша.
   - Дак, у тебя вон двойка по физкультуре была, и здоровье опять же... зуб вон болел! Нет, точно не поступишь!

   Саша хотел уйти, но у военкома был свой план по направлению молодых ребят в военные училища и он не мог допустить, чтобы парень просто ушёл.

     - Есть у меня для тебя один институт! Туда точно поступишь, я договорюсь!

   На самом -то деле никто ни о чём не договаривался, но так Александр попал учиться в Высшее Военное Краснодарское Училище, которое закончил военным инженером по эксплуатации средств связи, после чего был отправлен для дальнейшего прохождения службы на Байконур.
   
    Сегодня Сергей так говорит об отце:

    «По характеру он был, как мне кажется, добрым, может поэтому,  да и в силу не высокого образования в большие начальники не вышел.
Достаточно жизнерадостен, во всех компаниях и вечеринках был центральной фигурой.
Любил горькую, иногда употреблял излишне, но в запои не уходил и зависимостью не страдал. Возможно,  работа требовала.

    Член КПСС, а после развала страны - КПРФ.
По выходу на пенсию возглавлял районную организацию.
Имелись ораторские способности, часто писал заметки на злобу дня в различные газеты и отдельным личностям.
Например, Зюганову с критикой.
На пенсии был неизменным участником местного районного хора.»

(Продолжение следует)

P.S. На фото вверху слева направо: Владимир Дегтярь, старший сын Тимофея Васильевича и Анастасии Антоновны, сам Тимофей Васильевич Дегтярь, Василий Макаров - зять Тимофея Васильевича и муж его старшей дочери Веры.
Внизу: Татьяна Немилостивая (Дегтярь) - супруга Владимира, Анастасия Антоновна Данько (Дегтярь) - супруга Тимофея Васильевича и мама Владимира и Веры, Вера Дегтярь (Макарова) - старшая дочь Тимофея и Анастасии и супруга Василия Макарова.


Рецензии