Миннесота. ч. 4 Лонгфелло и Вельскопф-Генрих

http://proza.ru/2020/09/05/392


Нетрадиционной медициной я, можно сказать, интересовалась с детства. Сестра моего деда была врачом-гомеопатом и нам по наследству перешли ее книги, в частности "Органон врачебного искусства" Ганемана. Моя мама начала их изучать и стала приверженцем нетрадиционной медицины, не только гомеопатии, но лечения травами и камнями. Вместе с ней я собирала и сушила лечебные травы, училась распознавать камни - благо у отца-геолога была большая коллекция образцов минералов, а книги двоюродной бабушки читала как художественную литературу, невзирая на "яти".


Поэтому, когда появилась возможность бесплатно поучиться на магистерской программе нетрадиционной медицины в университете Св. Екатерины, я с удовольствием пошла учиться на шестом десятке. Бесплатно - потому что там я работала секретарем факультета и преподавателем. Помимо прочих предметов, мы изучали и народные практики лечения, в частности шаманистские, которые до сих пор используются индейцами. Посещая резервации, я пыталась найти контакт с целителями, и всегда встречала вежливый, но твердый отказ. Я не понимала почему и в конце концов  я получила ответ в резервации Милль Лакс: "Белые отняли у нас земли, образ жизни, теперь пытаются отнять наши традиции и секреты наших целителей. Это опасно. Шаманами не становятся, шаманами рождаются." Я не собиралась становится шаманом или использовать шаманские практики. Мне интересно, чем схожа или различна народная медицина разных культур.


Кто из моего поколения не восхищался "Сыновьями Большой Медведицы" - фильмом, или если очень повезло, книгой?! С детства помню описание лечения отца Шонки:"Он завернул отца в шкуру бизона, а мать в это время успела сбегать к потельне и положить в горящий рядом костер большие камни. Когда они достаточно накалились, она снесла их в потельню — маленький круглый шатер на изогнутых жердях — и вместе с сыном перетащила туда же больного Белого Бизона. Они посадили его поудобнее, плотно закрыли полог, и женщина начала лить воду на раскаленные камни. Палатка наполнилась паром, и скоро тело Белого Бизона покрылось потом. Тогда его вытащили к ручью и окунули в холодную воду — это был обычный способ лечения ревматизма и лихорадки. " 


Тогда я думала - это же как наша парилка. Но на самом деле это не так. Писательница Вельскопф-Генрих правильно описала то, что здесь называется "sweat lodge" (дословно хижина для пота, парилка) и процесс, но упустила самое главное: в лечении  должен участвовать целитель - иногда это шаман, но не обязательно. Индейцы  рассматривают посещение парилки не как гигиеническую, а как религиозную церемонию и только тот, кто знает соответствующий язык, песни, традиции и правила безопасности, может ею руководить. Иначе, церемония в лучшем случае не будет целительной, а в худшем кончится трагически: известно несколько смертельных исходов церемоний, проводившихся самозваными шаманами.


Оджибвеи Миннесоты верят, что все сущее имеет четыре части: сутки состоят из утра, дня, вечера, и ночи, каждая из которых тоже имеет четыре части; дерево состоит из корней, ветвей, ствола и листьев; и человеческое тело состоит из четырех частей: рук, ног, туловища и головы.  Так же, как в Творении все взаимосвязано, но имеет разные роли, наш разум, тело, дух и эмоции являются частью священного круга жизни и взаимосвязаны. Когда один из них выходит из равновесия, это влияет на другие и человек заболевает.  Поэтому лечение одной части невозможно - необходимо  восстановление баланса разума, тела, духа и эмоций. 

      И, построив в чаще леса,
      Близ вигвама Гайаваты,
      Свой приют - Вигвам Священный,
      Важно, медленно и молча
      Все пошли за Гайаватой,
      Взяв с собой мешки и сумки, -
      Кожи выдр, бобров и рысей,
      Где хранились корни, травы,
      Исцелявшие недуги.
    ...
      Там его поили зельем,
      Наколдованным настоем
      Из корней и трав целебных:
      Нама-Вэск - зеленой мяты
      И Вэбино-Вэск - сурепки,
      Там над ним забили в бубны
      И запели заклинанья,
      Гимн таинственный запели:

      "Вот я сам, я сам с тобою,
      Я, Седой Орел могучий!
      Собирайтесь ж внимайте,
      Белоперые вороны!
      Гулкий гром мне помогает,
      Дух незримый помогает,
      Слышу всюду их призывы,
      Голоса их слышу в небе!
      Брат мой! Встань, исполнись силы,
      Исцелись, о Гайавата!"

В музее Миль Лакс есть экспозиция "Медицинские растения". Сурепки я там не видела, да ее и нет в оригинале "Песни о Гайявате" - там упомянут тысячелистник, который использовался в церемониях  лечения не как кровоостанавливающее и кровоочищающее средство, а как противолихорадочное - больной должен был вдыхать дым от сухих цветов.  Широко использовалась и полынь, не только для лечения людей, но и лошадей. Скабиоза, она же мелколепестник филадельфийский, растение похожее на ромашку с розовато-белыми лепестками, использовалось для лечения насморка, как в виде дыма, так  и в виде порошка, который надо было вдыхать. Использовалась и кора ивы - предтеча аспирина. В общем, индейская фармакопея не была слишком обширной, русская традиция знала больше лечебных трав.


Обязательной частью  лечебных ритуалов были песнопения и танцы. В музее выставлены традиционные музыкальные инструменты: бубны, украшенные символами, и погремушки. Важным, но редко используемым инструментом был  водяной  церемониальный барабан, сделанный  из выдолбленного ствола липы длиной 40 сантиметров. В нижний торец вставлен тонкий деревянный диск с заглушкой. Перед каждым использованием в барабан наливали несколько дюймов воды и натягивали на него влажную сильно дубленую шкуру оленя, а затем ставили у огня, чтобы кожа высохла и натянулась. Единственный духовой инструмент Оджибвеев это разновидность флейты, называемая «bibi'gwun». Похоже на Бибигон? Знал ли это слово Чуковский? Интересно, что на флейте молодые люди могли играть только во время ухаживания, а на праздниках и церемониях на ней играли целители и шаманы.  И сегодня в хосписах Миннесоты слышатся звуки индейской флейты: считается, что музыка Оджибве чрезвычайно полезна для больных  онкологическими и кардиологическими заболеваниями, помогая справиться с тревогой, беспокойством, страхом и болью. Выздоравливающим игра на индейской флейте  помогает тренировать легкие.

В эпидемию испанки в начале прошлого века в арсенале лечебных средств Оджибве появилась новая церемония исцеления,в  которой главную роль играли женщины.   Согласно легенде целителям нескольких кланов оджибве приснился один и тот же сон: танец четырех женщин в платьях с колокольчиками, который приносил исцеление.  В каждом сне также давались инструкции о том, как шить платья, какие песни сочетались с ними и как должен был исполняться танец.  В клане Миль Лакс у целителя была тяжело больна дочь и он немедленно воплотил свой сон в жизнь и девочка выздоровела. С тех пор танец в "звенящих платьях" непременная часть любого пау-вау — своего рода фестиваля на котором индейцы собираются чтобы танцевать, петь, и общаться.  Исторически "звенящие платья"   изготавливались из ткани однотонных, «здоровых» цветов - красного, зелено-желтого, черного и синего. Современные платья могут быть пестрыми.Каждое платье украшено колокольчиками на рукавах, сверху и одним, двумя или тремя рядами звенящих полос внизу. Колокольчики были сделаны из крышек банок жевательного табака, свернутых в конусы.  Перед танцем люди часто дают табак танцовщицам, чтобы они помолились за их здоровье или за здоровье людей, которые им небезразличны.Табак - одно из священных растений индейцев и такой подарок имеет ритуальное значение.


В заключение расскажу о пау-вау на той же резервации Миль Лакс. Праздник обычно проходит на третьей неделе августа и длится три дня - пятницу, субботу, воскресенье. Пускают всех и бесплатно, но для участия в танцах и состязаниях нужно быть одетым в традиционную одежду племени. Пау-вау начинается с большого выхода, с молитвы. У этого действа имеется сакральное происхождение, на многих пау-вау его запрещено фотографировать и снимать на видео. Затем начинаются танцы  в особом порядке: традиционные мужские танцы, мужской танец на траве, мужская импровизация, традиционные женские танцы, женский танец со звоном, женская прихоть импровизация. Затем начинаются игры, соревнования, конкурсы. Дети и подростки тоже получают свою долю веселья и восхищения - у них своя серия танцев.  Пау-вау может длиться от нескольких часов до трёх дней, а важнейшие пау-вау могут длиться и до недели.

http://proza.ru/2020/09/18/686

Иллюстрация:Пау-вау в Миль Лакс


Рецензии
Очень интересно. В походах я парился, как индейцы, таким же способом. А потом - в реку или озеро!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   12.09.2020 18:01     Заявить о нарушении
А мы в Литве снимали дом с банькой на берегу озера и из парилки в озеро - блаженство...

Елена Каллевиг   14.09.2020 08:28   Заявить о нарушении