Путевые заметки. Катынь

 Международный   мемориал  жертвам  политических репрессий «Катынь»...

Через века, через года… помните о тех, кто уже не придет никогда… И  мы помним…

Но вот что странно, коротка оказывается наша память… забываем    об этом, когда  добираемся до вершин власти.

И  неважно, какой   национальности человек, в какой стране живет, забывают  все о   людях, которые подняли    на этот пьедестал.

Может быть,  в глубине души  и осталась эта  признательность  и  любовь к ним. Но очень хочется удержаться, прославиться,  оставить свой след в истории,  перестроить жизнь людей так, как  видишь ее сам.  Появляется такая мания величия.  И никто не задумывается, как будут    вспоминать потомки   добром или злом…   история рассудит.  Главное  память.

 В тебе просыпается  хищник. Ты  матерый  волк стаи, готовый убивать всех, кто стоит на твоем пути, кто мешает осуществить то, что  задумал, идти к своей цели.   И  неважно, что  с кем-то был единомышленником  раньше.   Сейчас  Ваши стаи разные.

Но  ты хитрее ,  не убиваешь сам и не хочешь этого делать,  ты генератор идей.   Взмахнул рукой, грозно посмотрел  и этого достаточно. Даже и рычать не надо.   Вокруг тебя тепло устроились   шакалы, которые бросаются на  инакомыслящую жертву  и рвут ее на части. Тут уже не важен счет жертвам. Одна или миллионы. Кровь рождает новую кровь.

Ведь во все времена было  да и есть  сейчас, что легче устранить, чем вести переговоры, объяснять, доказывать.  Нет  ни одного  века, и нет  ни одной страны, в которой бы не происходили эти  кровавые  битвы   со своим народом, или с народами  других стран.  Никто не помнит имена этих  палачей-шакалов,  эти  войны и репрессии  в истории называют по имени правителей стран.  Наполеон,  Гитлер,  Джордж Вашингтон,  Мао  Цзедун  и  т.д., можно перечислять бесконечно. В каждой стране мира  был  такой  диктатор.

Был и  у нас.  Сталин.  Память про него двойственная, с одной стороны его помнят, как  защитника русского народа и нашей страны от  немецко-фашистских  захватчиков, с другой, как палача своего народа.
 
И  наш путь лежит   к  международному   мемориалу   жертвам политических репрессий, который  открылся  20 апреля после  масштабной реконструкции.   Это  символ общей трагической истории российского и польского народов. Мемориал расположен в 20 километрах от центра Смоленска. Между поселками Гнездово и  Катынь.
 
Долгое время ошибочно считалось, что здесь были расстреляны только поляки, и значит, это только их скорбь. Новые исторические исследования перевернули эти представления.  В  этой   «долине смерти»   в безымянных могилах  2 сотни   захоронений,     больше 8 000   советских людей  (жертв Сталинских репрессий  1920—1930-х годов) ,  4 500  польских офицеров   (заключённых  Козельского лагеря)   и 500 человек советских военнопленных, расстрелянных немецкими оккупационными войсками.
 
 В СССР  заговорили об этом  месте в 1978 году,  как о захоронении  только польских офицеров, расстрелянных гитлеровцами  в 1941 году.  Место обнесли кирпичной изгородью,  и было поставлено  две стелы.

Прошло  пять лет,  и  вспомнили о расстрелянных гитлеровцами советских  военнопленных в этом месте,  установили памятный знак.

Мы любим пятилетки, и после окончания следующей  это место   было освящено  и установлен деревянный православный крест, а через год деревянный католический (после посещения могил президентом  Польши Войцехом  Ярузельским).

Приступили к исследованию могил польские эксперты,  нашли  неизвестные  захоронения своих людей, а также захоронения наших советских людей.

После этого   к  работам приступили представители общества «Мемориал». 
19 октября 1996 года было издано правительственное постановление за подписью Виктора Черномырдина «О создании мемориальных комплексов советских и польских граждан — жертв тоталитарных репрессий в Катыни (Смоленская область) .
 
Торжественное открытие Мемориала «Катынь» состоялось 28 июля 2000 года,  как польского военного кладбища, а   русская  территория почти  20 лет благоустроенна не была.  И  вот,  наконец,  историческая справедливость восторжествовала.
   
Первое,  что бросается   в глаза  при подъезде  к мемориалу  и становится   жутко, это  мрачные, словно проросшие из  глубин  ада   и  парящие  в  воздухе,   громадные  и разорванные  пополам,   черные буквы,   половинка  одной из  которых алая, составляющих слово «Катынь».

Идешь через прозрачные  стеклянные  ворота,  соединяющие  два  кургана…  такая  хрупкая  грань, между прошлым и настоящим.

Аллея   за воротами  ведет  к первой ритуальной площадке,   к   памятной плите  500 советским военным, расстрелянным   гитлеровцами в  мае 1943.

Рядом музейная  реконструкция «Гулаг на колесах», товарный вагон в которых перевозили осужденных по 58 статье.

Дальше  проходит  аллея памяти, разделяющая территорию на две части: на одной  погребены  жители Смоленской области - жертвы политических репрессий,  на другой   военное  кладбище, где захоронены польские  военнопленные.

Польское  военное кладбище,   осталось без изменения, таким, как его сделали поляки, шесть братских могил захоронений польских офицеров  и две индивидуальные, с прахом генералов  Б. Богатыревича  и  М. Сморавиньского.  Католический крест, колокол, заглубленный в землю,   алтарь  со стеной памяти  с именными табличками погибших. Выложены  металлическими плитами расстрельные  ямы.  Вот такой   своеобразный храм под открытым небом.
 
Российскую часть Мемориала открывает десятиметровый православный крест – символ вечной памяти и покаяния. Бетонные дорожки ведут к 9-ти братским могилам. Периметр каждой из них обрамляют ограждения неправильной формы, подчеркивая тем самым, несправедливость и жестокость несвоевременной кончины покоящихся здесь людей.

Здесь расположен и  музей Российско-польских отношений.
               
Над  неисследованными участками земли  возведены деревянные  мостки, призванные оберегать покой  убиенных.

"Здесь кругом могилы, — рассказывает исполнительный директор Российского военно-исторического общества Владислав Кононов. — В прошлом году исследовали только точки фундамента, мостки на сваях — и вот на маленькой площади нашли останки 333 человек, а остальное еще предстоит изучать».

По всему Катынскому   лесу,  в этой  «Долине смерти»,  куда не бросишь взгляд,  проваленная земля…  ямы, ямы, ямы… в которых  цветут подснежники… эти нежные и хрупкие цветы,  говорящие нам о том, как  жизнь хрупка и коротка.  И  деревянные кресты,   поставленные родственниками.
 
По деревянным мосткам проходим мимо стены  скорби,  с именными табличками  расстрелянных людей, где одна и та же фамилия встречается  до 7  раз …   52%  из убитых  составляют  безвинно убиенные колхозники,  в большей части женщины, дети…

В центре  скульптурная экспозиция «Расстрел».
 
Какая тишина… Не слышно ни пения птиц, ни разговоров людей. Все идут тихо, наклонив голову вниз…

И вдруг, в этой тишине раздается глухой удар колокола… Идущий, как бы из под земли и пронизывающий насквозь… И тебя обдает холодом, от которого стучат зубы.  За что и зачем?

Во входном корпусе музей,  который не оставляет равнодушным ни одного человека.

Со слезами на глазах  зашли  в  мемориальный  комплекс  храм-памятник   Воскресения Христова,  возведенный рядом с комплексом. Поставили свечи за упокой безвинно убиенных людей.

 И одна только мысль сверлит   мозг… сколько нужно еще сделать, чтобы очиститься от грязи того режима, чтобы наши дети и внуки, помня этот позор ХХ века, никогда не допустили чего-либо подобного в своей жизни! Чтобы никто не позволил им жить в неизвестности, не зная своей истории!


Рецензии