Помидоры, лук, морковь

     Эпизодические встречи вдруг как-то сошли на нет. Стас поступил в училище, которое располагалось где-то на краю города. Выловить его стало также сложно, как и Олега. У Шурика сложилась своя кампания из одноклассников. Обрёл нового друга и Костик. На этот раз дружбе сопутствовала любовь к экстравагантным, но безобидным выходкам. В принципе они давно знали друг о друге, живя практически в одном дворе. А тут ещё произошло объединение их классов в один, что всегда бывает при переходе из 8-го в 9-й класс. Из парней нового класса только Эд жил на Лесенке. К тому же немало поспособствовал их знакомству Шурик, хорошо знавший Эда и живший в соседнем с ним подъезде.
     Костику понравился его тонкий, ироничный ум и безответственность на грани безалаберности. Когда он заходил за Эдом перед школой, тот неизменно встречал его в трусах и вечно жующим какой-нибудь пирожок. С одной стороны Костика это забавляло, а с другой – раздражало. Приходилось париться в прихожей, дожидаясь пока он соберётся. А потом ещё выслушивать нравоучения в школе от учителей за вечные опоздания.
     Но они как-то сразу легко сдружились и стали понимать друг друга, буквально, с полуслова и полувзгляда. Теперь, если перед Костиком вставал вопрос к кому пойти, он прежде всего отправлялся к Эду. Они никогда никому не навязывались, а тем более друг другу.
     Они вместе заходили в новым одноклассникам Костика, которых он до этого, можно сказать, не знал. При этом Эд всячески пытался подшучивать над ним, задавая двусмысленные вопросики и хитро посмеиваясь в кулачок. Если звали попить чайку, никогда не отказывался, тем самым снова ставя Костика в неловкое положение. Ел же как малое дитя – по чуть-чуть, капризно и придирчиво. При этом постоянно шмыгал носом, что вошло у него уже, видимо, в привычку с детства.
     У Эда также были свои старые дружбаны, разбежавшиеся по училищам, и которых иногда встречал Костик у него дома по вечерам. Тех друзей он явно не интересовал. Да и зачем? Они и Эда-то видели не часто. Хорошо ещё, что здоровались при встрече, иногда протягивая руку…

     И вот, как это случалось каждый сентябрь, после двух недель учёбы учащихся всех школ, кроме начальных и выпускных классов, организованно, автобусами решили отправить на уборку забытого богом урожая помидоров. Ученики не были против прокатиться на природу. Заодно привезти часть собранного урожая домой в качестве оплаты своего труда. Да и вечно занятые учителя получали шанс сделать хоть какие-то припасы на зиму.
     Денёк с утра выдался прелестнейший. Солнце купалось в золоте опадающей листвы. У школы стоял непрекращающийся гул от учеников, собравшихся и ожидающих приезда автобусов. Через дорогу до магазина то и дело из младших классов шныряли за мороженым. Из-за долгого ожидания некоторые начинали жевать конфеты запивая чаем из термосов, заготовленных для поездки. Бренчала пара гитар и пиликало множество магнитофонов. Практически все учителя дожидались выезда в учительской, а у входа в школу насмерть стояли техничка с военруком. Так что туалет приходилось искать за школой.

     «Ой, не стану я набирать с собой кучу жратвы… - прикидывал в уме Костик. – Всё равно половину выброшу, наверняка. Главное, взять побольше чаю и хлеба, чтобы на поле со свежими помидорчиками пожевать. Да, соль не забыть!..»
     Эдуард был как всегда не готов. Мама набивала ему полную сумку всякой снеди. Он же ходил по комнате в трусах и рубашке с бутербродом и кружкой чая.
- Давай быстрее! – подгонял его Костик, стоя в прихожей и отказываясь наотрез пройти в комнату, чтобы хотя бы посмотреть телевизор, пока Эд соберётся.
- Куда торопиться? – неспеша пережёвывал Эд свой бутерброд. – Пока автобусы приедут …
- Если они уже не приехали, - перебил его Костик.
     Эд ушёл на кухню и вернулся уже с пирожками.
- Держи.
- А с чем они?
- С … - Эд захихикал, размахивая руками как глухонемой. – Мам! С чем пирожки?
- С картошкой и яблоками, - вышла мама из кухни, вытирая руки о полотенце. – Ты из какой чашки брал?
- А, - отмахнулся Эд. – Ешь, короче… Мам, иди! Я всё понял!
     Вдруг глаза его округлились, и он стал медленно рассматривать содержимое сумки.
А когда мама опять скрылась на кухне, стал прятать часть содержимого за обувную полку.
- Эдик, - вдруг вернулась мама, - возьми с собой ещё пару сеток. Вдруг не на помидоры, а на лук поедете?
- Э… - поморщился Эд, улыбаясь и хитро поглядывая на Костика.
- А что, разве нельзя? – растерялась мама. – Костя, ты разве с собой ничего не взял для помидоров?
- Так… - неопределённо пожал плечами Костик.
- Вот видишь! – обрадовался Эд. – Иди же, мам! Иди, не мешай одеваться.
- Ну, как хочешь, - и мама снова ушла на кухню.
- Давай уже быстрее! – вздохнул Костик. – Времени нет!
     По дороге в школу они встретили возвращающихся налегке одноклассниц.
- Вы это куда? Обарзели, что ли? – удивился Эд.
- Куда надо! Иди своей дорогой! – заулыбались те в ответ.
- Культурные люди вообще-то сперва здороваются, - парировал Эд.
- Автобусы ещё не приехали? – спросил Костик.
- Нет ещё…
- Так, вы не едете, чё ли? – закричал им уже вслед Эд.
- Нет, не едем, - съязвили дружно они в ответ.
- Забыли что-нибудь, вот и бегут обратно, - отмахнулся Костик.

     После церемонии приветствия протянутой руки каждому знакомому они задницами взгромоздились на кирпичный забор, окружавший школьный двор. С высоты Костик в толпе заметил Шурика. Но слезать, чтобы дойти до него, было лень. А докричаться – бесполезно.
- Торт, иди сюда! – заорал Эд.
- Чего тебе? – подошёл вечно улыбающийся Торт с Прыщом.
- А тебя, Прыщ, никто не звал, - стал давиться смехом Эд.
- Что? – замахнулся было на него кулачком Прыщ, но тут же взял обеими руками Торта под руку. – Пойдём, Миша.
- Да, иди ты, - отмахнулся от него Торт.
     Эд от смеха чуть не свалился с ограды.
- Ах, ты так? – возмутился Прыщ и окончательно повис у него на руке.
- Чего тебе? – переспросил опять Торт Эда уже не обращая внимания на спутника.
- Это тебя в субботу чуть не поймали с флаконом на дискотеке?
- Меня, - расплылся в улыбке Торт.
- Ну и дурак! – опять съязвил Эд.
- Что? – Торт возмущённо схватил Эда за ноги.
- Миша! Миша! – ухватился руками за ограду Эд. – Это шутка! Что, дурак, шуток не понимаешь?
- Опять?
- Всё! Всё! Это шутка!.. А кто с тобой был?
- Ты их всё равно не знаешь.
- Кот был?
- Ну, если только Кота…
- А кто вас хотел поймать?
- А кто у нас всех ловит? – вопросом на вопрос ответил Торт.
- Эта? – неопределённо кивнул Эд.
- Она самая.
- А кроме неё?
- Я их, прям, разглядывал… Совсем, что ли?
- Видеть-то должен был!
- Я не сам их заметил. Меня предупредили! Понимать надо!..

     Долгие часы безделья окончательно отбили и без того еле тлевший настрой поработать на благо родины. За это время не раз проходил слушок, что автобусов сегодня не будет. «Давно бы уже по домам отпустили! Чего тянут кота за хвост?» - возмущались многие из учеников. Наконец-то на школьное крыльцо вышла директриса и сообщила всем, что автобусы будут в течение получаса, что они уже в пути, чтобы не расходились. «Интересно, когда же мы поедем обратно? Ночью, что ли? – прикидывал в уме Костик. – Если часам к 12-ти только выедем отсюда… Чем они там себе думают?..»
     Солнце уже настолько стало припекать, что многие разделись до рубашек. Те, что жили поблизости, неспеша возвращались из дому.
     Наконец-то подъехали автобусы. Но, как оказалось, не все. Два сломались накануне и остались на ремонте в гараже. Ещё один отправили в другое место… Народ ломанулся было в открывшиеся двери, так как все хотели ехать сидя. Но вовремя подоспевшие учителя не без труда повыгоняли всех пробравшихся в салон обратно на свободу. Начался делёж автобусов на высшем уровне.
- Сейчас набьют каждый, что ни дыхнуть, ни пукнуть! – печально констатировал Костик.
     Рассаживать по автобусам начали сперва младшие классы. В конечном итоге на оба старших класса и нескольких семиклассников остался всего один старенький ЛиАЗ.
- Может, не поедем? – засомневался Костик и отошёл в сторонку.
- Подождём, пока лезть уже некуда станет, - согласился Эд.
     Первые автобусы уже тронулись в путь, возглавляемые гаишниками.
- Эдик! Костя! – закричал им из форточки классный руководитель. – Чего стоите? Быстрее заходите в автобус!
- Куда? – безнадёжно развёл руками Костик.
     Человек десять осталось за бортом. Двери еле-еле закрылись. Костик с Эдом, ехидно усмехаясь, дружно принялись махать ручками на прощание. Но тут подъехал ещё один совершенно пустой автобус в помощь остальным, которые уже дали дёру!
- Чёрт… - выругался Костик. – Попали-таки… Ладно. Зато поедем как белые люди!
     До самого помидорного поля ехали под бдительным присмотром военрука, так и не догнав своей колонны. Вместо этого чуть не присоединились к чужой.

     Единственным неудобством поездки оказалось место высадки. Предстояла непростая задача отыскать своих среди бескрайних полей помидор. Пока шли, пробираясь через толпы суетящихся учащихся, Костик встретил своего бывшего классного руководителя. Ему было лет 30. Он в прошлом учебном году появился в их школе и ему доверили возглавить 8-й класс, в котором числился Костик. Новый классный быстро нашёл общий язык с классом. И не через родителей, как это водится, а своими методами. У него было одно золотое правило: если сбегаешь с уроков, предупреди его лично, чтобы он смог тебя прикрыть.
     Они подошли, поздоровались и присели передохнуть, чтобы решить в каком направлении двигаться дальше. Вокруг симпатичного молодого преподавателя толпились рослые старшеклассницы, хихикая и задавая двусмысленные вопросики, пытаясь флиртовать.
- Скажи моим парням, - вдруг прошептал Костику на ухо классный, - что я сейчас отойду в сторону, а они пусть не жалеют помидор на… - он кивнул на девчат. – Я в долгу не останусь.
     Беспощадный обстрел был весьма зрелищным, с визгами и бесполезными угрозами. Но цель была достигнута, девчата разбежались.

     Когда они наконец-то отыскали свой класс, все уже были в поле.
- Вы почему не сели в автобус? – набросился на них классный, сидя возле стопок пустых ящиков с блокнотом и карандашом в руках.
- Куда? – удивился Эд.
- На крышу, разве что… - поддержал его Костик.
- Ничего не знаю. Должны были первыми забраться в автобус!
- Первыми пропускают девочек, - буркнул Эд.
- А вы им должны были помочь! – не унимался классный. – Берите скорее ящики и становитесь на крайние рядки. Так и идите по одному ряду, никуда не бегайте! А не то поставят завтра на это же поле собирать то, что сегодня пропустите. Норму тогда не сможете выполнить.
- А сколько надо собрать? – удивился Эд.
- По тридцать ящиков каждому!
- Тридцать? – замер в изумлении Костик.
- А что? Пока вы прохлаждались неизвестно где, многие уже по 3-4 ящика собрали за 15 минут!
     Эд доплёлся до своего рядка помидор, бросил ящик и уселся на него.
- Давай! В жизни всегда есть место подвигу! – рассмеялся Костик.
- Дай-ка я в Прыща брошу, - сорвал с куста Эд огромный красный помидор.
- Классный заметит! Не рискуй! – стал отговаривать его Костик.
- Кружится возле баб, гадёныш прыщавый! Лапшу им вешает, а они ему собирать помогают…
     Стоило классному отвернуться, принимая ящики с урожаем от передовиков с поля, как тут же начиналась перестрелка помидорами среди парней. А классный, в свою очередь, каждые пять минут объявлял передовиков и подгонял отстающих.
     Неподалёку очень удачно оказались стопки колхозных ящиков с помидорами. Видимо, их ещё не успели вывезти с поля. Славик с двумя одноклассницами каким-то невероятным трюком перетащил часть в междурядье, и теперь они мирно сидели себе в кустах и покуривали.
     После обеденного перерыва классный объявил, что помидоры надо рассортировать на красные, бурые и зелёные. Приходила представитель местного колхоза и распорядилась на этот счёт.
- Кто собрал меньше 20 ящиков идут в поле собирать дальше. Остальные все на сортировку, - нашёл выход из ситуации классный.
     С десяток неудачников отправились в поле добирать норму.
- Умрём, но не сдадимся! – рассмеялся Костик. – Не тридцать! Уже легче…

     Домой возвращались с песнями. Перепели всех Чебурашек с Пугачёвой.
- Завтра к 9-ти, не опаздывать! – заорал проснувшийся классный, когда автобус подкатил к школе.
     Эд с Костиком вышли налегке на Бродвей. На свежем воздухе сразу полегчало, и дрёма улетучилась. Чуть погодя их догнал Шурик с огромной сеткой бурелых помидор. Эд стал приставать к нему, чтобы он поделился с ним.
- Сам не мог что ли набрать? – возмутился Шурик.
- Что, для друга жалко, буржуй недорезанный? – наседал на него Эд с ехидной улыбочкой.
- Лучше помоги донести, - пыхтел Шурик.
- Ну, нахал! Пару помидорчиков жалко, а сам требует, чтобы ему помогли!
- Ну и что? – удивился Шурик. – Ты не пацан, чё ли?
     Эд с Костиком переглянулись.
- Тащи-тащи, - похлопал Эд Шурика по плечу. – Своя ноша не тянет! Вот что значит быть хозяйственным мужиком!
     Во дворе у подъезда Шурика подозрительно толпился народ. Что-то серое в пыли и крови лежало у бордюра.
- Мам, - заметил в толпе и позвал свою мать Эд. – Что случилось?
- Людка упала.
- Какая Людка?
- Тётя Люда с 4-го этажа. Спускалась от тёти Лизы. Наверное, спотыкнулась на ступеньках и головой в окно… У них же нет решётки на окне между этажами… И головой об козырёк… подъездный… Аж мозги вылетели…
- Давно?
- Минут двадцать, как скорая увезла.
- Это её Лизка толкнула, - шептались набежавшие старушки. - Пили вместе… Та у неё водку и забрала. Разругались… Лидка её и толкнула со ступенек… Внучка жалко… Один остался. А родители где же? Уехали куда-то… Кто ж за ним теперича приглядит? Он же маленький совсем ещё… 4-й годик пошёл…
- Недавно восьмилетнему пацану полголовы срезало, - вдруг вспомнил Костик. – Ехал в троллейбусе на переднем сидении у входа. На Спартановке, на мосту стоял этот… броневик, который асфальт подметает и моет. Троллейбус не смог его объехать, врезался. Что-то там, говорят, куда-то поехало и… как сидел он, так полбашки ему и снесло. Был бы чуть пониже, ничего бы ему не было… А у водителя – ни царапинки!

     На следующий день их отвезли на уборку лука. Костик на сей раз захватил с собой фотоаппарат. Вокруг класса носился колхозный бригадир и кричал:
- Сетки все пересчитаны! С собой не увозить! Она каждая по два рубля!
- Эта рвань по два рублика? – удивлялись все вокруг.
- Собирать только сухой лук! – продолжал орать бригадир.
- А чем он отличается от мокрого? – рассмеялись в толпе.
- Объясняю! У него нет листочков! И вот такой сухой кончик! – демонстрировал он луковицу в вытянутых над головой руках. – Надо собрать будет девочкам по 20 сеток, а мальчикам – по 25!
- Что?.. – начали возмущаться парни. – Это же хамство!
- Дискриминация! – заорал Торт.
- Им наоборот надо большую давать норму, - бурчал Славик. – Им не привыкать ползать-то…
     Бригадир убежал инструктировать других, а классный пытался успокоить разбушевавшихся подопечных. Опять пришлось ползать на карачках. Только на этот раз собирали парами в одну сетку. Один держал её открытой, другой забрасывал в неё лук. По-другому не получалось. О том, чтобы сортировать лук на сухой и мокрый, никто и не думал.
     Эд каждый раз долго копался в сетках, выбирая самые на его взгляд маленькие. Заодно, хитро улыбаясь, раздавал девчатам самые большие. Те же в ответ были несказанно благодарны за столь чуткое внимание, мило улыбаясь в ответ. Костик же в это время удерживал два урожайных рядка.
- Чего так долго? – поднялся Костик навстречу Эду.
- Все сетки большие! – сокрушался Эд.
- Делов-то… Оторви дно и перевяжи снова, она и уменьшится!
- Точняк! Где мой нож?
- Осторожно! Заметят же! – Костик прикрыл его собой

- Почему так много шелухи? – отреагировал классный на их первую сетку с луком. – Посмотрите, как аккуратно собирают девочки!
- Это же девочки… - развёл руками Эд.
- Каждому своё, - добавил Костик.
- Давайте, чтобы следующий был лучше. И не такой маленький…
- Сетка такая попалась, - заулыбался Эд.
- Что, другой нет? Посмотри, сколько их лежит! Выбери побольше.
- Ещё чего, - растерялся Эд.
- И не стыдно? Вы же парни! Посмотри, какие девочки таскают, и какой вы принесли!
В следующий раз заставлю добирать!
- Козёл! – возмущался Эд, возвращаясь на поле.
     Вдруг он остановился и поднял вверх указательный палец. После этого Эд уверенно зашагал к девчатам и попытался заключить с ними сделку – они собирают, мы относим. Но те в ответ только улыбались и продолжали собирать лук.
- Сыпь! Хорош болтать! – подгонял его Костик.
     Эд, рассердившись на бестолковых соседок, не оценивших его гениальное предложение, со всего маха швырнул луковицу о землю.
- Как вы не можете понять своей явной выгоды? – осерчал он. – Совсем от рук отбились…
     Славик же успешно воспользовался идеей Эда. Только всё записал на себя. А когда начались разборки, убедил запутавшегося классного, что тот много раз обещал отметить, но, видимо, не отмечал. Поэтому так скверно и вышло.
     Когда решили устроить перерыв на обед, как-то резко похолодало, небо затянулось тучками, и заморосил дождик. Все бросились искать спасение в ближайшей лесопосадке.
     Вскоре с заправки вернулся автобус. Сидели в нём около часа. Травили анекдоты, перекидывались в картишки на заднем сидении (благо, на этот раз был шикарный ЛАЗ с мягкими креслами), обсыхали и тоскливо рассматривали размытые грязные поля.
- Если сейчас не уедем, - предупредил водитель, - придётся толкать автобус до города.
     Один неудачник съехал с насыпи и безутешно буксовал. Кучка несчастных пассажиров стояла под дождём в ожидании чуда. Попытались было вызволить автобус тросом, зацепив за другой. Ничего не вышло. Тогда рассадили пострадавших по другим автобусам, а бригадир на УАЗике умчался за трактором.
- Домой! В горячую ванну! – озвучил Костик мечту. – А потом упасть перед телеком и ничего не делать!

- Завтра к 9-ти! Возможно, будем учиться! Готовьте уроки! – провожал их классный воодушевляющей вестью.
- Завтра учиться?
- Лучше сразу повеситься!
- Уж в субботу могли бы дать отдохнуть!
- А я ничего не стану делать. Заболею!
- А что будет-то? Какие уроки?
- Алгебра, геометрия, история, физика и, кажется, физкультура… - читал в блокноте классный как можно громче.
- Когда готовиться? Ведь темно уже!
- Сейчас приду домой и спать завалюсь!
- В самом деле, когда?
- Буду проверять домашнюю работу, - продолжал радовать подопечных классный. – Особенно конспект новой теоремы!
     Ночью был мороз. Наутро Костик еле продрал глаза. Их всё же снова отправили на уборку урожая. Но это была уже подмороженная морковка. Было ужасно холодно. Ледяной ветер продувал насвозь! Никто не работал. Какие-то женщины грелись возле бочек, внутри которых пылали ветки. Они искренне, по-матерински жалели школьников, одетых не так тепло, как они сами.
     Поле с морковкой было перепахано. Но промёрзшая земля цепко держалась за морковь. Которая то и дело ломалась при попытке оторвать её от комьев земли. На изломе было видно, как замёрз сок. Откусишь кусочек и никакого вкуса, кроме холода на зубах.
     По всему день выдался неудачным. Попросили парней перекидать в машину две большие кучи ранее собранной морковки. Это всех немного согрело.
     Шофёр интересно прикуривал от спички, опустив её внутрь приоткрытого коробка с обратной стороны.
     Поболтались от огонька к огоньку и убрались восвояси. К понедельнику трое заболело. Костика стал мучить насморк. Так его с Эдом уровняла сама судьба…


Рецензии
Я тоже ездил в колхоз,деревня называлась Большие ПроходЫ...по-моему пололи что-то...романтика!👍👍👍👍

Вэривэлл   14.09.2020 22:30     Заявить о нарушении