Дворцы Петербурга. 43. Дворец Безбородко

   Дворец Безбородко - дворец  русского классицизма. Создавался на века , насовсем!
Построен в 1780-1790-е годы, архитектор Джакомо Кваренги. Ныне - Почтамтская ул., 7.
   Здание, которое сегодня занимает Центральный музей связи им. А.С. Попова,
является памятником архитектуры последней четверти XVIII века.
Оно было построено для видного государственного деятеля времен Екатерины II Александра Андреевича Безбородко – уникального для того времени человека.
   В 1781 году А.А. Безбородко приобрел в Адмиралтейской части города два участка со строениями.
Один из домов принадлежал Курскому Знаменскому монастырю Петербурга,
другой находился во владении наследников Афанасия Яковлевича Топоркова,
танцовщика Императорского двора Санкт-Петербурга.
    Безбородко объединил дома и создал дворец, сравнительно скромный по внешнему облику,
 но великолепно отделанный внутри – подобен необыкновенному лику!
   В 1829 году здание приобретено Почтовым ведомством.
В 1870-х годах фасады дворца были преобразованы в характере Ренессанса,
значительно изменившую первоначальный облик.
От старой композиции сохранились центральный портик из 4 гранитных колонн
и размещение оконных проёмов, изменивших у дворца внешний лик.
   Во дворце была создана галерея, разместившаяся в западном флигеле.
Устройство галереи повлекло за собой другие переделки в здании, в северном флигеле
появился аванзал,
а в западном, кроме галереи, - танцевальный зал.
Поменяли облик и парадные комнаты восточной половины дома:
Парадная спальня, Красная гостиная,
обыкновенная спальня, Голубая гостиная.
    В письме к Николаю Львову от 9 февраля 1798 года Безбородко писал:
«В здешнем моём доме вы найдете много нового, например,
бывшая спальня обита по теперешней моде красным бархатом», - он подмечал, -
«и в нише имеет бюст императорский, а на двух сторонах двери,
два их величества портреты. Голубая гостиная… превратилась в голубую бархатную, ...» -
и ему веришь (!),
описание подобно звучаю сонетов, 
«Спальня превосходная, вмещающая 16 Вернетов»
(имеются в виду картины французского художника XVIII века Клода Верне).
   Завершающим аккордом в истории строительства стало возведение в 1797, 1798 и 1799 году -
Большого Парадного зала.   
Безбородко скончался в том же 1799 году.
  У дома появился новый хозяин - младший брат Александра Андреевича Илья Андреевич Безбородко,
к тому времени граф, сенатор, член Госсовета, продолжатель дела семьи Безбородко.
 Уже с 1809 года часть дома стали сдавать внаём – 
 здесь в своё время жили министры А.Б. Куракин, А.С. Шишков, О.П. Козодавлев,
А.Н. Голицын – в этом же дворце эти фамилии узнаём.
  3 июня 1815 года умер Илья Андреевич Безбородко и особняк перешел его вдове
Анне Ивановне Безбородко.
В 1824 году дом по наследству переходил А.Г. и Г.Г. Кушелевым, а таже княгине
К.И. Лобановой-Ростовской  (в девичестве Безбородко).
В 1825 году наследники решили продать дом Безбородко Почтовому департаменту -
за 400 тысяч рублей – весь дом.
Когда главноначальствующий над почтовым департаментом А.Н. Голицын
доложил об этом императору Александру I, тот велел - «торговать» дом.
«Сторговались» стороны лишь в 1829 году,
остановившись на 350 тысячах рублей, сторговав  50 тысяч рублей казне в угоду.
   В связи с покупкой здания была изменена отделка всех интерьеров в 1829 году –
на устроение дома потратили 81034 рублей 32 копеек с перестройкой здания в 1837 году.
  По проекту Кавоса был переделан Угловой зал, располагавшийся между Аванзалом
и бывшей Картинной галереей, на его месте была устроена лестница с достаточной шириной.
На 1870 год пришлись дальнейшие переделки фасадов и интерьеров.
До конца двадцатого века отделка фасадов оставалась  почти неизменной.
 Музей народной связи был переведен в помещения дома 7 по Почтамтской улице в 1924 году.
дворец, признанный памятником архитектуры,  перешёл под охрану государства в 1935 году.
Музею был возвращен государственный статус и бюджетное финансирование в 2001 году.
Была завершена реконструкция здания и создана первая очередь новой экспозиции в 2003 году.
    Здание имеет великолепный портик.   Его четыре дорические колонны
высечены из отличающегося пятнистым узором серого гранита-рапакиви,
Антаблимент*  портика выполнен из белого мрамора, за исключением фриза,
сделанного из того же серого рапакиви.
   Колонны были сильно повреждены во время блокады Ленинграда осколками снарядов –
и утратили полировку; стоят, как память о стойкости защитников Ленинграда, уже много годов. 

  Санкт-Петербург был столицей Российской империи – столицей великих творцов!
Он и ныне остался городом великих учёных и верных России удальцов.
Именно поэтому в столице было построено очень немало особняков, в том числе дворцов.
Эти дворцы являются настоящим архитектурным украшением города –
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков, … -
Шедевры архитектуры, покоряющие всех и  всегда!
   На центральных улицах Петербурга и на берегах прекрасного залива
Дворцы были созданы великими мастерами весьма прозорливо –
Во дворцах жили представители царской фамилии довольно счастливо,
Они знали, что от величия дворцов  Россия выглядит в мире величественно и весьма красиво!
_______
* Антаблемент (фр. entablement, итал. Intavolatura - «настилка, надстолье, что-то положенное на стол», «положенное плоско»; лат.  tabulа - стол, доска, плита - одна из трёх основных частей архитектурного ордера, а именно система горизонтального перекрытия, опирающегося на колонну, пилон, стену. Все части ордеров классической архитектуры, основные и мелкие, имеют триадное деление: постамент ( стереобат), несущая часть (колонна) и несомая (антаблемент). Колонна делится на три части: база, фуст, капитель.
Антаблемент также делится на три части (снизу вверх): архитрав, фриз, карниз. Антаблементом правильно называть только горизонтальный тип перекрытия. Арку, свод, купол рассматривают отдельно.
В эпоху итальянского Возрождения архитектор Джакомо Бароцио да Виньола в сочинении «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562) канонизировал систему пропорций, определив высоту антаблемента древнегреческих ордеров в одну четверть высоты колонны (всё вместе без пьедестала составляет пять частей). Такой ордер стали называть неполным. Соотношения частей полного древнеримского ордера (с пьедесталом), по Виньоле, составляет: 4 (пьедестал), 12 (колонна) и 3 (антаблемент). 


Рецензии