Иван Иванович

На просторах России и в чужой стороне
Чувство Родины милой неизменно во мне,
Как частичка святого живого огня,
Как кровинушка мамы, родившей меня.

И. Тимченко.  "Светлая Родина»

    Мысли о вечном

    Постоянно возвращаюсь к теме «Народа Христа»..   Хочется понять, что это за люди такие - русский народ, в чем особенности менталитета  и духовного мира русских, в чем наша сила и в чем наша слабость.  Рудольф Штайнер в своих работах и лекциях много писал и говорил о России и русском народе. С этими мыслями можно познакомится в трудах этого гениального мыслителя и духовидца или обратившись к монографии философа-антропософа Г. Бондарева «Ожидающая культура». 
Штайнер пишет: «...начиная с IX, X века   в одной из областей цивилизованного мира была создана  возможность возникновения собственного Христова народа, который получил особую внутреннюю способность нести откровения Христа в будущие столетия». Потом он поясняет, что такие возможности появились на территории России и называет русских «народом Христа».  «...будущее Европы, - говорит Р. Штайнер, - имеет свой источник в русском народном духе...». Благодаря особым свойства нашей территории русские были награждены особым даром чувствования Всевышнего и познания Мистерии Голгофы (смысла распятия и Воскресения Христа). Чтобы было понятно, что русский народ нёс и что ему предстоит нести дальше, напомню: главным откровением Христа была, есть и пребудет вовеки спасительная христианская любовь...
Кто-то может обрадоваться такому дару и такому предназначению… Однако такое свойство русской души делает даже на бессознательном уровне несовместимыми по менталитету с  западно-европейскими народами, которые из-за необычных свойств нашего ума считают русских варварами, неспособными организовать свою жизнь по западным лекалам. Это приводило и будет приводить к огромным проблемам во взаимоотношениях с англосаксами, вплоть до войн.  Однако, немецкий философ   Ф. Ницше называл это присущее русским качество - на западе его именовали русским фатализмом - «Великим разумением» и предсказывал России и русским великую будущность.
Великая будущность может вдохновить любой народ, вдохновляет она и русских, но будучи неосознанным дар, о котором много говорил Штайнер, принёс величайшие несчастья русскому народу. Используя эту особенность менталитета  народа политики всех мастей постоянно пытаются манипулировать сознанием русского народа, что не раз приводило Россию к страшным бедам и неисчислимым кровопролитным  жертвам. Осознание же этой особенности русского менталитета дает возможность каждому прочувствовать, увидеть в себе эту черту и направить её в русло своего личного духовного развития. Р. Штайнер предлагает русским для этого конкретные рецепты.  Такой человек получает иммунитет от происков и манипуляций нечистоплотных и бессовестных вождей и руководителей. Такого человека увлечь ложными идеями и сбить с пути и Истине невозможно. В этом плане для думающего человека судьба, хождения по мукам и творческие искания нашего современника И.И. Тимченко представляет чрезвычайный интерес.
И у меня есть очерк с таким названием («Народ Христа»), где делается попытка осмыслить это судьбоносное постоянно в самых разнообразных формах присутствующее  в нашей жизни явление, но мне хотелось найти яркий живой пример такого человека. Но не так легко разглядеть Божественное начало и предназначение в человеке, занятом обычными делами, живущего обычной жизнью своих современников, еще сложнее увидеть такую предрасположенность в целом народе…  И самому в себе это очень сложно увидеть -  увидишь, как потом жить с этим - а со стороны разглядеть такое ещё труднее. И вот, такая встреча по велению судьбы состоялась и, как  водится, произошла она совершенно случайно… И у меня, наконец,  появилась редчайшая возможность рассказать о том, как чувствует, страдает, плутает и изливается душа талантливого русского человека.

Мой хороший приятель, М. И. Лапшин, вдруг около десяти лет назад после многолетнего перерыва появившийся снова в моей жизни и поставивший меня на литературный путь, сам поэт и писатель-публицист взялся составлять и редактировать Антологию современной публицистики. Автором двух статей, предложенных для публикации в Антологии, оказался Иван Иванович Тимченко («С высоты Мамаева кургана» и «Сбережение русской цивилизации»).  Лапшин,  зная направление моего ума и  литературные интересы, послал мне статьи с  сопроводительными словами о родстве наших душ… Современную публицистику мне читать не хотелось (не люблю спорить и слушать-видеть спорящих людей), но после нескольких сначала настойчивых, а потом сердитых напоминаний статьи прочитал... Меня очень заинтересовала-взволновала и темы статей и сердечность их тона, а больше всего  приведённое  в одной из них многозначительное четверостишие-признание: Мне  верится, что я познал природу//Сакральной Вечности и Божества// Вселенский разум под небесным сводом//Творит из мыслей формы вещества! (в таком формате оно было приведено в тексте статьи).

 Согласитесь, мало кто из современников, вышедших из советского атеистического прошлого,  может позволить себе такие заявления, разве только очень талантливый поэт с даром прозрения высших миров. Тем более, что мысль, высказанная в заключительной части четверостишия, соответствовала действительности и утверждениям духовной науки, изложенным в древних и современных теософских трактатах (потом выяснил, что Тимченко подобной литературой никогда не интересовался). Меня тоже  давно интересуют высокие материи, и я попросил телефон автора. Так состоялось моё знакомство с доктором биологических наук, писателем-публицистом и поэтом, человеком сложной и яркой судьбы Иваном Ивановичем Тимченко. По праву  трудной судьбы, отразившей все веяния того времени, его вполне можно было бы назвать героем советского и постсоветского времени, также как в своё время М.Ю. Лермонтов назвал Печорина, главное действующее лицо своего хрестоматийного романа.
Не так легко в современном мире встретить  близкого по духу человека, но, тем не менее такое удивительное  событие произошло и я не не смог пройти мимо такого события… Именно таких людей предлагал нам Христос возлюбить как самого себя. Обычные люди, особенно западного склада, живут в футлярах и стараются не показывать своих чувств. Постороннему человеку пробиться через эту скорлупу чрезвычайно трудно: кроме вежливой дежурной улыбки или недоумения едва-ли вы что-то получите в ответ. Да и язык обыденного общения людей очень прост и ограничен. Общение людей в Интернете, язык комментариев    постояльцев социальных сетей ещё более убого и благодаря смайликам скоро приблизится к языку людоедки Эллочки.
Поэзия и талантливые поэты создают исключительные условия для возникновения таких чувств, возможно именно поэтому И. Бродский называл поэзию видовой целью человека…  Поэты - люди с открытой душой и вчитываясь в их лирические излияния и переливы души можно много узнать об их внутреннем мире и других мирах, с которыми они могут связываться в моменты вдохновения. Произведения выдающихся поэтов предоставляют нам огромные, уникальные возможности для познания человеческой души и окружающих нас миров. Поэтому я так и затрепетал, прочитав  приведённое выше четверостишие - мне предоставилась исключительная возможность возлюбить близкого мне по духу человека… Всего-то!  Навсего, неплохо для  статьи о судьбе и творчестве моего возникшего из ниоткуда современника. Насколько это удалось вы сможете убедиться, прочитав  статью-эссе. Последнее слово всегда остаётся за читателем.

Удивившее меня четверостишие оказалось   заключительными строфами стихотворения «Мысли»из сборника стихов И. Тимченко (Русский крест. Стихотворения. М. : ИПО «У Никитских ворот», 2019). Оно очень много говорит о  мировосприятии автора,  направленности и глубине  его творчества, поэтому хочу привести его здесь полностью:

МЫСЛИ

Благодарю Тебя, мой Светлый Боже,
За то, что на Земле и в Небесах,
Жизнь длится бесконечно, и негоже,
Разменивать её на мелочах.

В ней нет живой и неживой природы-
Всё чувствует, волнуется, живёт,
Питает, движет, создаёт народы,
И мысли их в пространство отдаёт!

Земным же мыслям нет нигде границы -
С душой несутся вместе в небеса,
Когда от бренной жизни отделиться,
Предложит им Господняя стезя…

Мне верится, что я познал природу
Сакральной Вечности и Божества:
Вселенский Разум, под небесным сводом,
Творит из мыслей формы вещества!

Для меня это стихотворение прозвучало как Символ веры, после которого стало понятно, на каком языке и о чем можно разговаривать с Иваном Ивановичем Тимченко и стало ключом к пониманию его творчества.. Оно заставило меня также в очередной раз поразиться емкости и необычайной выразительной силе поэтического языка. В. Белинский был прав, утверждая, что поэзия есть высшее из всех видов искусств. В шестнадцати строчках изложить своё духовное кредо и важнейшие положения духовного мира - какое ещё искусство способно на такие прозрения и откровения! Могу с уверенностью сказать, что для полного понимания и осмысления  «Мыслей» нужно обращаться к трудам отцов-основателей духовной науки...
К счастью, оказалось, что автор этого стихотворения не только духовные туманности прозревает, но и глубоко чувствует свою Родину-Русь, знает её историю и глубоко переживает трагическую судьбу нашего народа. Ко всему прочему  это произведение показывает нам стремление и путь духовно продвинутого  человека, пытающегося во спасение своей души осознать тот дар, о котором говорилось в начале этого эссе, и не только самому это понять, но и другим показать пути избавления от нескончаемых бед и страданий русского народа...   Похоже, мой рассказ  будет длинным и придётся рассказывать его по частям и не в одной статье.

        Цельность натуры

Благодаря публицистическим произведениям И.И. Тимченко, его мировосприятие и мировоззрение не нужно собирать из фрагментов его лирики, хотя там оно они тоже ярко и отчётливо просматриваются - это одна из черт цельности личности и творческих исканий этого талантливого исконно русского человека. Цельность натуры и творчества литераторов исключительно редкое качество, но, к счастью, Иван Иванович ею обладает. Цельность натуры И. Тимченко определилась его корнями, наследственностью, особенной, редкой даже для поэтов, врождённой открытостью и добротой, местом рождения, любовью родителей и условиями его сельской жизни в трудные военные и послевоенные годы.
Чувствительность и особый дар душевности проявился у Вани в раннем детстве и удивлял даже его маму, когда восьмилетний  сынишка обессиленный с нетронутой бутылкой молока возвращался домой с пастбища, где с другими мальчишками целый день помогал сосункам ягнятам не потерять своих кормящих маток: Ваня брал их на руки  без устали подтаскивал к своим  мамам, чтобы не перепутать ягнятам и их мамам присваивали одинаковые номера.. Мальчик придумал этим милым беспомощным существам смешное имя «отродушки», продемонстрировав тем самым и задатки свободного владения русским словом. Этот дар сейчас в полной мере проявил себя в его произведениях. Доброта душевная и стремление беречь  и защитить  страдающих от несправедливости отразилось и на выборе профессии, окончив сельскохозяйственный институт и получив специальность агронома, он стал заниматься вопросами защиты земли и вод от грязных выбросов промышленных предприятий. Этому он и посвятил основную часть своей многотрудной жизни. Недаром говорят: характер человека - его судьба...Этот лейтмотив и в творчестве его звучит постоянно.

Не в дворянском поместье родился и не в изобилии вырос мальчик, но воспринял от русской земли, батюшки Дона и генов родителей и предков лучшие черты менталитета своего народа, украшенные способностью размышлять и любить русское. И время и место для появления на земле он выбрал исключительно тяжёлое - в этом году началась страшная война и вскоре в этих местах должно было развернуться её кровопролитное решающее сражение, Сталинградская битва. Было ещё одно обстоятельство, которое сильно осложнило его земное существование и наложило на него драматический, а временами и трагический отпечаток. Ребёнок был пятым в семье и мать назвала его именем умершего старшего брата, тайно надеясь, что Бог и его приберёт себе… Не в осуждение уставшей от тяжких трудов матери об этом здесь говорится, не в осуждение, а для более полного понимания судьбы Вани и обстоятельств его жизни.. У Ивана Ивановича есть стихотворение об этих страшных обстоятельствах своего появления на земле, в  России, ставшей его судьбой:

СОРОК ПЕРВЫЙ
Мне скорой смерти из любви желали,
Когда в запёкшейся, пороховой степи
Родился в сорок первом на привале,
В солёной, липкой человеческой крови.
Да Божья длань ли, молоко родное,
Из материнской высохшей груди ;
Но выжил я, и сверстники со мною
Полынью горькой редко проросли.

Не расцвели, тепличными не стали:
Садовник наш, обугленный войной,
Зачах от ран ; и мы росли, дичали,
И бил нас в рёбра ветер полевой…
И снова бой, и снова рвутся мины,
И лучше б умереть, да смерти нет ;
Кровавой прошивкой  на родовины
Клещами въелось много-много бед!

Судьба моя, душа моя – Россия!
Живу лишь потому, что ты велишь,
И верую – отступится стихия
Утихнет смута, Светлый Мир взрастишь!

Родился Ваня 15 августа 1941 года в  села Громославка, Волгоградской (бывшей Сталинградской) области, Октябрьского (бывшего Ворошиловского)  района. В  этом селе, расположенном в междуречье Волги и Дона по соседству с казачьими хуторами, с давних пор проживали несколько поколений его родных и близких (для ясности сразу отмечу, что казаки сами себя русскими не считали). В бедности, чистоте и любви рос Ваня, в холодные зимы по крестьянскому обычаю с козлятами в обнимку в родительском домике спал, но брани и ругани отца и мамы не слышал… 
На биографии Ивана Ивановича в этой статье подробно останавливаться не буду, поскольку он сам составил для близких свою подробную семейную хронику, написав книгу «Опалённая войной Россия». Книга посвящена судьбе русского народа на рубеже тысячелетий на примере семейной хроники, в самое тяжёлое, кровавое и губительное  для России время (Тимченко И.И. М.  Литературное издательство, 2020).
Только не могу здесь не упомянуть его родителей, Тимченко Ивана Васильевича и Евдокию Семёновну (в девичестве  Марлова) родились в начале прошлого века в том же селе и прожили вместе 50 лет до  кончины мамы и похоронены вместе на кладбище города Борисполь Киевской области на Украине, где доживали свой век у Ивана Ивановича. Он забрал их к себе из родного села, когда родители стали болеть и ослабели. У них родилось пять детей: Иван, 1930 г.р. (умер в младенчестве), Александр, 1932 г.р., Николай, 1934 г.р., Виктор, 1937 г.р., и  Иван Иванович,1941 г.р. Иван Васильевич прошёл всю ВОВ в пехоте  на должностях младшего и среднего командного состава(закончил войну в звании майора). Боевой путь его огромен, всё видел и всё испытал, но отрубить голову курице рука не поднималась. Приходилось это делать Евдокии Семёновне… Иван Васильевич, хотя и был малограмотным человеком, но с творческой жилкой: и пел хорошо, и на балалайке играл, писал заметки-воспоминания и стихи слагать пробовал.
Молчуном был Иван Васильевич, о войне рассказывать не любил. После войны работал управляющим отделения  совхоза. Переезд сына на Украину не одобрял, про украинцев говорил - предатели они, и корил младшего сына за то, что он взял его «на докармливание» в Киев (таков был обычай на Дону - младший сын должен был  заботиться о престарелых родителях). Приходил по ночам к постели сына и жаловался, не спалось старику: мучило одиночество, беспокоили воспоминания, нам трудно себе это представит эти ночи старого солдата, прошедшего всю самую страшную в истории России войну. Только поэты могут рассказать об этом образам: Метель, метель. И мается былое в темноте… Снежинки-воспоминания, мечущиеся в темноте ночи под бесприютным небом, белоснежные и кровавые... Сын нашел потом в записях отца киевского периода стихотворные строчки: Громославка, Громославка - родина моя! Не хотелось старику помирать на чужой земле в тесноте городской квартиры.

При погружении в творчество И.И. Тимченко меня поразило поэтичность, накал чувств его прозаических работ и  интеллектуальная глубина поэтических произведений, где накал чувств часто находится за порогом боли. Но, главное, меня поразила необычайная сила чувства Родины, Отчизны, России, Рода и понимание того, что всё пространство русской земли вместе с проживающем на ней народом  пронизано Господней любовью. Это сближает оба направления его творчества, и объединяет его с личностью и характером художника, и всё это заставляет задуматься о предназначении этого человека и о той миссии, с которой он появился на русской земле.
Его произведения сильно и органично связаны с вехами жизненного пути автора, его биографией  и в полной мере отражают события и дух времени, в котором жил и чувствовал Иван Тимченко: время Великой Отечественной Войны, послевоенное восстановление страны, время экономических и социальных экспериментов приемников И. Сталина, время Перестройки и развала СССР и эпоху становления Новой России.
Важной чертой его прозаических работ является то, что они написаны не по горячим следам событий, как обычно возникают публицистические работы, а в зрелом возрасте по завершении профессиональной деятельности, после многолетнего переживания их и осмысления. Да и публицистикой их назвать, пожалуй,  нельзя  - и стихи и проза Ивана Ивановича - это крики его страдающей души, философские раздумья о своей судьбе, о судьбе своей семьи и своего рода, о доле  русского народа, о России, о Русском мире, о Русской Цивилизации. Нужно было эту постоянную сердечную боль как-то утишить, успокоить, и тогда появлялись стихи-раздумья и эссе-размышления.
Меня привлекло в ней то, что автор ни с кем не спорит, не указывает на виновных, а спокойно излагает свою точку зрения. Сила этого чувства, крика души огромна. Вы сможете оценить её мощь, прочитав вместе со мной стихотворение «Боль». Боль - неотъемлемая часть полнокровной жизни, жизни «взахлёб», «закусив удила», но она же говорит о том, что получающий удары человек, что-то делает не так, двигается не туда, и жизнь ударами хлыста обжигает его плоть и хочет помочь найти свою колею, найти свой путь, понять своё призвание, т.е. то, к чему и зачем он призван на Землю:

 Переболею, и уйду в рассветы
По степной , по ветреной траве,
И оставлю горькие наветы,
И доверюсь утренней заре.
Зарубцует время боль и раны
И, чуть-чуть оправившись от зла,
Буду снова пропускать удары,
Закусив тугие удила.

Потому, что не могу без воли,
Потому, что жизнь люблю взахлёб,
Потому, что во широком поле,
Меня Бог на солнышке испёк!
И пускай во поле за околицей,
Ещё слышу злобную хулу ,
Оживёт и станет сердце полниться
Нежностью, которой я живу.

И на ней, волшебной той живице,
Буйной силой забурлит в крови,
Хлебом на пару заколосится
Всё, что я затеял на любви!
И я снова заболею чувствами,
Брошусь в омут, боль перетерплю
За былинку, пахнущую грозами,
За друзей, которых я люблю.

Не болеть я в жизни не умею,
И когда златится мой наряд,
С грустью вспоминаю и жалею
Дома детства старый палисад.
А когда дохнёт предсмертно в душу,
И предстану Божьему суду,
Попрошу я боль души послушать
За земную гиблую среду. 

Это стихотворение созвучно есенинской поэзии, Есенин тоже писал о «буйстве глаз и половодье чувств».  Правда, прошло это половодье быстро у него в Стране Советов… Сергея Есенина привело в гостиницу «Англетер», а Ивана Тимченко  - к мыслям о гиблой среде, о предсмертье, Божьем суде и желании дать прослушать боль его души небесному Доктору
Эту Боль и  бескрайнюю тоску Иван Иванович унаследовал у великого русского поэта Александра Блока, который в стихотворении «На Куликовом поле» восклицает: «О, Русь моя ! Жена моя! //До боли нам ясен долгий путь!.//Наш путь — стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь.//Наш путь степной, наш путь в тоске безбрежной, //В твоей тоске, о Русь!» Он говорит, что это настроение стало лейтмотивом его творчества. И это действительно так, наш современник воспринял это духовное наследие величайшего поэта Серебряного века,  развивает и обогатил его в своём творчестве.  Только безбрежная тоска за последнее столетие стала болью, потому что кроме древней татарской в грудь Новой России вонзилось ещё несколько стрел... Тяжелая это ноша, но Тимченко  несёт её не сгибаясь.

С пониманием воспринятого духовного наследия А. Блока и полученного в наследство от предков  образа жизни И. Тимченко, жизни «закусив удила» и буйства его чувств, неумения жить без боли и попробуем посмотреть на  его жизненный путь и творчество.  Может быть именно эта постоянная и обжигающая боль и привела его, наконец, к поэзии и к желанию понять свою духовную биографию.  Это желание с возрастом полностью овладело его душой и творчеством. И этот поиск пути к себе притягивает к его творчеству всё новых и новых читателей.. И меня оно таким образом к себе привлекло. Всё больше появляется желающих познакомиться с его стихами , послушать песни на его слова и причаститься  их душевностью, нежной любовью к родной земле, чистотой и значительностью языка.… Чтобы понять, о чем я здесь говорю послушайте на YouTube  песню «Дон - родимый батюшка», написанную на его слова Людмилой Чугуновой. «Русь не станет более горе горевать...»  Во всех его произведениях - во всех, как бы не болело и ныло сердце, присутствует Надежда и Вера, что всё с божьей помощью обязательно как-нибудь образуется. Именно эту черту русского характера Ф. Ницше называл «великим разумением»…

        Путь в литературу

Путь в литературу у Ивана Ивановича был долгим, сложным и мучительным, но дата начала этого пути известна и связана  с широко известным событием, произошедшим за океаном, на другой стороне земного шара, в Чили: в сентябре 1973 года, когда Иван, будучи советским человеком, человеком новой формации приближался к возрасту Христа, там произошел военный переворот, было свергнуто просоветское правительство и  убит (по последней версии покончил жизнь самоубийством) возглавлявший страну президент Сальвадор Альенде.  Альенде несколько раз посещал СССР и был широко известен в нашей стране.
Сейчас понятно, что этот переворот, свержение и гибель президента Чили были результатом борьбы полярных политических сил в мире (США и СССР) и симпатии советского народа были инициированы пропагандистской машиной, но совершившееся воспринималось, как происки фашистов Чили. Способность мечтать, думать об эфемерном и страдать за это одна из черт загадочной души нашего народа.  Подобный случай был описан в поэме М. Светлова «Гренада». Один из бойцов революционного отряда конармейцев «пошел воевать, чтоб землю крестьянам в Гренаде отдать». Все бойцы отряда распевали песню «Яблочко», а этот парень пел-повторял: «Гренада, Гренада, Гренада моя!». С этой песней на губах он и закончил свою жизнь, но отряд бойцов, одержимых другой идеей «не заметил потери бойца».
Помню, как нас взволновало и растревожило тогда это событие, но особенно сильно до духовного потрясения оно поразило молодого коммуниста Ивана Тимченко, бывшего в то время преподавателем Волгоградского сельскохозяйственного института (членом КПСС он стал ещё в студенческие годы). Неделю он не мог придти в себя после этого события, а потом написал своё первое стихотворение, которое было опубликовано в институтской газете. Поражает здесь не стихотворение, а волнение, вызвавшее пробуждение таланта будущего поэта, его причина и возраст будущего поэта.
Всё говорит о пробуждении его души и таланта под влиянием этого трагического события, произошедшего на другом конце Земли… Очень похоже, что именно после этого события Иван начал осознавать свою миссию и свой Путь , которые он потом обозначит в стихотворения «Во времени иду»:

Не слышно мне ещё небесной звонницы-
Я всё иду по судному пути      
И остаюсь, с Покровом Богородицы,
Крест на Руси во времени нести!

Крест в христианстве - символ страдания за Веру во имя спасения верующих. Страдание от совершающей несправедливости и надежда на лучшие времена с тех пор станут основной движущей силой его творчества. Такого рода события потом будут постоянно стимулировать его творчество, но все они уже будут происходить на территории его любимой Родины… Но он не только страдал и надеялся, он всеми своими силами и пытается помочь своей стране и народу выйти на светлый путь.
 
Но в отношении него твердо можно сказать, что это был путь человека с заметными, но скрытыми до поры   духовными задатками и душевными качествами, но для их проявления ему нужно было пройти все ступени практической и научной работы, направленной на  борьбу с климатическими катаклизмами,  бережного использования природных ресурсов и сбережения чистой воды, как основы физического и духовного развития человека.. Ему довелось даже поучаствовать в Сталинском плане преобразования природы, направленного на борьбу с засухами и голодом, кстати, весьма успешно реализованном.
На Украину Тимченко поехал в поисках более широкого чем в Волгограде поприща для своей научной и практической деятельности, занимался там водоочисткой и использованием сточных вод, и со временем поднялся там до  номенклатурной должности начальника Управления науки в Министерстве мелиорации и водного хозяйства республики, потом был директором НПО «Река». В это же время он написал и защитил свою докторскую диссертацию. После развала СССР начал  мучиться от начавших там бурлить в то время на Украине националистических настроений.
Хотя поэты и утверждают, что душа обязана трудиться, и день, и ночь, но труды души И. Тимченко в украинский период были чрезвычайно тяжкими. Чернобыльская катастрофа, произошедшая в апреле 1986 года, стала провозвестником катастрофы распада СССР и породила огромное количество проблем и в том числе   вызвала необходимость   поиска чистой питьевой воды для водоснабжения Киева взамен воды загрязнённого радиацией Днепра. Иван Иванович как специалист по природопользованию водными ресурсами с ущербом для своего здоровья занимался её решением. Пробы и анализы воды вскрывали и показывали множество нараставших экологических и социально-экономических проблем советской системы народного хозяйства того времени. Решение которых так и не было найдено… Но   душевные страдания возможно и пробудили его музу: именно в то время начали появляться его первые серьезные  стихи, потом - всё чаще и чаще..
Распад СССР,  буйство саомостийности, национализма и украинского кумовства   Иван Иванович пережил в уже бывшей УССР. В это время думающим людям стала понятнее мудрая сталинская национальная и кадровая политика управления многонациональной страной, населённой людьми с различным нравственным и культурным уровнем. Но это были запоздалые прозрения…. Его доброту и открытость украинские коллеги часто использовали в корыстных целях: правда, и в других местах эти качества и неумение говорить «нет» могут подвести такого человека под монастырь…
Однако для русофила и добрейшей души человека украинские  муки и хождения по ним  стали невыносимы и Иван Иванович, похоронив на Украине обоих родителей с величайшими трудностями, совершенно истощенный как душевно, так и материально, в 1993 году преодолев огромное количество бюрократических преград, вернулся в Россию.  Об этом времени он напишет потом в стихотворении «Пути Господни»:

Я давно край родной покинул,
Там ночами седая луна
Да полынь на степной равнине,
Ещё помнят, быть может, меня.

И носило меня по чужбине,
Воздух жизни вдохнул я сполна
И не думал я, что кручина
Мою душу иссушит до дна.

И теперь я о том тоскую,
Что покинул степные края
И нигде мне не стала родною,
Та другая, чужая земля.

Потускнели в памяти сини
Родового резного окна,
И не ищет блудного сына
Заревая моя сторона…

Господни пути и дороги…
Но на склоне своих бренных лет
Я не знаю ответа Богу -
Для чего приходил в Белый Свет?!

Преодолев все испытания и трудности уставшая высохшая на чужбине душа и её хозяин долго не могли опомниться  и замолчали в тяжком раздумье о смысле пережитого… Действительно ли неисповедимы пути Господни, и может ли человек поднять покров над этой величайшей тайной? И до сих пор, хотя после возвращения домой прошло много лет, Иван Иванович  пытается найти ответ на главный вопрос жизни каждого человека, поставленный в последней строке  стихотворения: Для чего приходил в Белый Свет? Возможно, в его стихах есть ответ, ведь зачем-то его душа заговорила поэтическим языком? Давайте послушаем её… Да «Белый Свет» написаны с большой буквы, неспроста это...

Желание перемен, развал СССР и деятельность тогдашних лидеров  привели к экономическому кризису и обнищанию населения  РФ. На поверхности всей этой мути появились новые русские - люди оторвавшие самые большие куски от бесхозного советского наследия. Хватали и уносили всё вплоть до лампочек в подъездах.. Потеряв идеологические костыли и виня во всех бедах коммунистов, люди были деморализованы, озлоблены и растеряны.  Вернувшийся в Россию Тимченко не был исключением. Его русская душа стонала и плакала, казалось, что всё кончено. Вот начальное четверостишие написанного в то время стихотворения «На тризне родовой»:

Народ мой русский, что с тобою сталось?!
Доверчивый, с Божественной душой,
На лике на твоём;смертельная усталость,
И горло сжато дьявольской рукой.

Стихи появлялись на свет и текли тоненьким ручейком, а униженная душа требовал объяснения происходящего и плана жизни на будущее. В это время упадка духа и наступления западных либеральных ценностей  у И. Тимченко рождаются спасительные мысли, послужившие интеллектуальной основой для появившихся позднее ярких и взволнованных до пафоса публицистических произведений о сбережении русской цивилизации и много стихов-раздумий о судьбе, страданиях и будущем русского народа, впоследствии вошедшие в тематические сборники  «Спас на крови» и «Русский крест» (вышли в свет в 2019 году).
Страданий в истории русского народа да и в жизни Ивана Ивановича много, у русского народа запредельно много, и вопросов по этому поводу возникает ещё больше и Иван Иванович и в статьях и стихах задает с великой печалью такие вопросы: почему и за что наш народ несёт такие страдания и безмерные жертвы? В христианском богословии существует представление о двух планах истории, духовном и физическом. На физическом плане совершаются все необъяснимые события, о которых нам рассказывают учебники истории, На духовном плане судьбы стран и народов вершат силы духовного мира.
Такое понимание хода истории и сил действующих на исторической арене появилось уже в средние века. И было подробно развито в V веке н.э. монахом, философом и богословом Августином Блаженным, святым католической и православной церквей.  Он понимал ход истории, как проявление воли Бога, как осуществление заранее предусмотренного плана спасения человека. По Августину, люди - лишь актеры драмы (лучше сказать трагедии), автором которой является Бог. Правда, земные режиссёры-постановшики часто не понимают Божественной мудрости и отсюда - все трагедии и несчастья, происходящие на Земле. После этой справки можно лучше понять истинный смысл крылатого выражения о том, что жизнь - театр и люди в нём актеры. На всё воля Божья… Ни один волос не упадёт с головы человека без Его воли.
Историки и философы-интеллектуалы над вопросами понимания смысла нашего бытия на Земле бьются многие столетия, их трудами заполнены все библиотеки мира, но Пути Господни остаются неисповедимы… до сих пор.

        Очарованный странник

В литературоведении используется термин-понятие «художественный мир» писателя (М.Б. Ладыгин. «Основы поэтики литературного произведения», Москва, «Полярная звезда», 2002). Древнегреческий философ Аристотель (IV век до новой эры) называл произведения искусства «второй реальностью».  Такой воображаемый  мир создаёт каждый талантливый художник посредством своих произведений, каждый - свой мир, свою реальность. Писатель и поэт И.И Тимченко также действует в соответствии с определением Аристотеля. В  основе реальности,  художественного мира Ивана Ивановича  лежат его мировосприятие, мировоззрение, формирующееся из получаемых знаний и жизненного опыта, и талант.
В прозаических с философским уклоном работах И.И. Тимченко, в которых отражен его художественный мир, поражает масштаб и глубина видения проблем русского мира и его духовного кризиса. Автор демонстрирует уникальную заострённость на проблемах России и русской жизни, его проза очень образна и поэтична и представляет собой готовый эмоционально окрашенный материал для проповедей о Руси и русских.  Детские и юношеские  умы и души, думаю, с восторгом внимали бы этим вдохновенным текстам , стихам и вибрациям его голоса. Слышал его выступление перед народом: можете мне поверить… Послушайте сами видео  на YouTube Иван Иванович Тимченко. Стих «Звон колокольный разносится» и там же стих «Светлая Родина» записанные в 2017 году: вы увидите, как может быть красив и одухотворён человек, говорящий  от всего сердца поэтическим языком  о своей Родине!..

На просторах России и в чужой стороне
Чувство Родины милой неизменно во мне,
Как частичка святого живого огня,
Как кровинушка мамы, родившей меня.

Основную свою работу этого времени он назвал «Время бить в колокола». В этой объёмной работе даётся общий анализ ситуации, уровни решения, структурная организация Руси на основе Русской Духовной Цивилизации   и объединения разделённого Русского народа  в единое государство Русь. В  этом обширном эссе автор рассказывает о будущей России, в которой  бы  жили следующие поколения русских людей, его потомки и он сам в своих последующих воплощениях.  Это своего рода утопия, созданием которых во имя Спасения всегда занимались лучшие умы человечества. Но всё время что-то шло не так и не туда. Все мы недавно пережили последствия построения коммунистической утопии.. Здесь было бы снова уместно упомянуть об одном из Отцов христианской церкви,  о монахе и богослове Августине Блаженном… Идеологии и утопии - это одно, а на самом деле всё вершится по воле Божьей.
Работе предшествует авторское четверостишие, определяющее образ Руси, как бескрайнего духовного образования и миссию русского народа, как вечного странника и страдальца за Веру в Христа и вечного странника-искателя христианской любви:

Начала нет и нет Руси конца!
Мы странники гонимые и вечные
За Веру в светлое творение Творца,
За Право, Слово и Любовь сердечную.

Странствие, как способ поиска Пути и Истины очень популярный образ в духовной литературе и в поэзии.  Всё бросить и куда-нибудь уйти или уехать - это инстинктивное желание всех мятущихся людей, желание оставить всё нажитое в прошлом и пойти искать новые смыслы своей жизни - черта неуёмных натур. Она свойственна и И.И. Тимченко,  и он часто использует этот образ в своих стихах: Уезжаю, уезжаю, //Покидаю город свой,//А куда, куда  -  не знаю,//Лишь душе бы дать покой/ - пишет он в одном своём стихотворении, «Брошу всё! Пойду с клюкой в дорогу» - вторит в другом. Л.Н. Толстой тоже, накуролесив в своей жизни и семье, ушел из дома, куда глаза глядят.  Тимченко и о себе часто говорит как о страннике и признаётся в своём очаровании Россией и её русской душой (стих «Светлая Родина»») Очарованный странник… И это чувство Родины у Ивана Ивановича редкой искренности, чистоты и силы, поэтому оно и выплёскивается из него во всех его творениях. 
В своих стихах и программной статье-эссе «Время бить в колокола» он примеряет  образ странника к русскому народу, который обречен странствовать в поисках сердечной Любви, чтобы в грядущих столетиях в очередной раз помочь загнивающему Западу. Но автор прозревает будущее и чувствует-видит, что Русь снова встает с колен: «Пробуждается пассионарность русского народа и готовность отдать  силы на алтарь своего будущего Отечества – Отечества Божественной Сути!
Началось нарождение, нового Русского Государства! Народ  только ещё очувствует, жаждет и строит в своём воображении новое Русское Государство, но родники и ручейки человеческих мыслей и чувств, уже устремились соединиться в общее направление - в течение Реки Жизни».   Здесь  хочется присоединиться к  этой поэтической тираде: я и сам живу сейчас с таким чувством.

Вводная часть эссе звучит как Проповедь о Любви к России (по другому не могу определить жанр этого произведения), автор начинает говорить о Родине с высоты Мамаева кургана, где установлен грандиозный монумент «Родина-мать зовёт» скульптора Е. Вучетича. Чтобы дать возможность читателю почувствовать стиль этого вдохновенного призыва ко всем нам живущим на русской земле, приведу здесь целиком заключительный абзац его вводной части. Она о странствиях и поиске Пути:

"Мне, также, немало привелось блукать впотьмах, не разбирая брода. Но сознательно-бессознательное заставляло , вновь и вновь, искать спасительный путь,  раздувая в сердце горны и зазарив свечу в груди, чтоб свет и зов души заблудшего, был увиден и услышан  Создателем. Была Вера и Надежда, что тебя обязательно услышат и выведут на путь земной и праведный. Была Вера и Надежда, что души павших и ныне живущих, вновь  объединяться все в Едином Белом Свете, во имя преображения России в Единую Державную Русь.
    Время единения грядёт! Время сегодня судьбоносное, рубежное, русское!
ВРЕМЯ БИТЬ В КОЛОКОЛА!!!»

А вот какие стихи хотел бы прочитать автор, стоя у этого монумента:

У МОНУМЕНТА
«РОДИНА – МАТЬ ЗОВЁТ»

Я пришел поклониться России
И великой советской стране,
Детям Родины в братской могиле,
Материнской нелёгкой судьбе.
Не воспетых, хоть тысячи былей,
Освящённых и каменных груд
От Мамаева ,  и - до Хатыни,
Славу подвигам их воздают!

Это только эскиз в грядущее,
Где из сонмищ всего бытия,
В жизни нашей самое лучшее,
Воплотят в монумент - «Земля»!
В нём ваятель восславит Родину,
Без зовущих на бой матерей -
Явит миру Землю и Женщину,
В доброте первозданной своей.

Матерей русских светлые лица,
Как с иконы Божественный свет!
Горний свет сияет в божницах
На Руси свыше тысячи лет!
И свечу зазаряя России,
Богородице в очи глядя.
Слышу глас и приказ: «Всё осилить
Надо, Родина-мать, за тебя!»

   Но в эссе, кроме вдохновенных строк и стихов, содержится много мировоззренческих установок и программных материалов по строительству обновлённой, одухотворённой России. В изложении этих материалов чувствуется рука учёного-эколога с большим опытом практической и научной работы. Приведу здесь для подтверждения только заголовки составных частей этого эссе? «О русском человеке», «О русском государстве», «О гражданском обществе», «О среде обитания», «О русских поселениях», «Обретение веры и правды», «Сбережение русской цивилизации», завершающая часть работы носит название «На путь к себе и на круги своя». Тексту статьи каждой части предшествует авторское тематическое стихотворение.
  По смыслу это обширное эссе представляло собой один из планов обустройства России. Обсуждать его и тем более оценивать не считаю для себя возможным, но мне близки в нём те духовные установки, с позиций которых этот план разработан: духовные идеи и установки, соответствующие сущности и потребностям человека, должны лежать в основе любого жизнеспособного государственного образования.   Не один Иван Иванович тогда был озабочен и думал в этом направлении… А.И. Солженицын тоже предложил и в 1991 году опубликовал план «Как нам обустроить Россию?»
    Надо помнить, что эти мысли и этот проект рождались у Тимченко в смутные годы после провала  грандиозных  проектов создания сообщества людей новой формации (советского народа) и  строительства коммунизма в отдельно взятой стране.  Одержимости этих идей сопутствовало безумие грандиозных преобразования природы в постсталинские времена, в том числе идей поворота северных рек для орошения земель южных засушливых территорий Советского Союза. В части этих проектов, связанных с орошением юга Украины и И.И. Тимченко по долгу службы пришлось участвовать, он тогда работал на Украине в системе  Министерства мелиорации и водного хозяйства... Но, к счастью, из-за всё нараставших экономических проблем этим дорогостоящим планам не суждено было сбыться. Во время правления М.С. Горбачёва эти программы были похоронены. У М.С. Горбачёва своих «перестроечных» идей было предостаточно, с этими идеями он и привёл  страну к полному развалу.

     В прозаических эссе, написанных Тимченко после возвращения с Украины  он по русскому обычаю пытается «быть больше чем поэт». Такая традиция с некоторых пор появилась в Росси и Е. Евтушенко в свое время её торжественно и с гордостью озвучил. У творческих людей с поощрения властей появились политические завихрения, желание в пропагандистских целях влиять на умы и настроения людей, хотя дореволюционный опыт таких настроений был крайне печальным. Прорицать и пророчествовать не каждому дано, ума даже очень большого для этого недостаточно… Но власти, особенно в советское время, понимая силу писательского и поэтического слова пытались сделать художников винтиками-рычагами пропагандистской машины..
   Но история никого и ничему не учит, она только наказывает за плохо усвоенные уроки.  Так очень сильно был наказан поэт-политик В. Маяковский, Евгений Евтушенко тоже очень быстро уехал в Америку, когда в родной стране, где он красовался на эстрадах, одновременно заигрывая с КГБ, началась буча... Искушение властью над умами, взволнованными лицами   и горящими глазами поклонников велико, искушение политикой трудно преодолеть, очень трудно… В башне из слоновой кости сидеть и заниматься искусством ради искусства мало кто сейчас может, хотя недавно самоизоляция во время эпидемии коронавируса показала, как это полезно… Не избежал искушения политикой и герой нашего времени И.И. Тимченко, но, к счастью, всё проходит…
.
     Но проза это всё-таки продукт в основном интеллектуальной деятельности человека, а поэзия - душевной. Писателей от Бога мало, крайне мало; поэтов - больше, и сейчас в России они есть..  Поэтому пришло время, получив представление о мировоззрении автора, начать читать стихи И.И. Тимченко. Представление о личности Ивана Ивановича и его внутреннем мире будет не полным, если используя его поэтические произведения  не попытаться проникнуть к истокам его необычайной душевности. А истоки коренятся в той самой врождённой особенности русского человека, о которой говорилось в начале этой статьи, той самой особенности которая делает каждого из нас представителем «народа Христа, только у поэта Тимченко она выражена в ярчайшей степени. Вот послушайте как и каким языком и какими наполненными  нежностью словами он говорит о России в стихотворении «Русь венчальная»:

Русь венчальная, светлая душенька,
В белом платье краса белолицая,
Белокрылая птица лебёдушка,
Снизошедшая Дева Пречистая.
Не замутят тебя силы тёмные,
Не оставят без света небесного,
Разрумянят ланиты прелестные
Зори алые мира  чудесного.

Русь венчальная, светлое солнышко,
Сокровенны, чисты твои помыслы,
И ведёт тебя в дали дороженька
Под звездою Господнего промысла.
Будешь верной ты краю студёному,
Льды растопишь любовью и ласкою,
По молитве, желанью народному,
Станешь Северу сказкой прекрасною.

Русь венчальная, светлая матушка,
Родам русским вовеки кормилица,
Не оставит тебя Царь, наш Батюшка,
Без покрова небесного ситца.
Слава, слава Руси величальная,
Слава Духу державному, вечному,
Слава Роду Руси изначальному,
Слава Роду живущему, встречному!

«Душенька», «белолицая», «лебёдушка», «Дева Преечистая», «светлое солнышко»», «светлая матушка», «кормилица» - и всё это о Родине-России, как о единственной и любимой женщине… Кто и кому сейчас такие слова говорит?  Недаром монахини московского подворья Пюхтицкогго женского монастыря (в Перхушково)  сейчас положили  эти слова на музыку и распевают эту удивительной нежности песню во время служб. Пюхтицкий монастырь находится на северо-востоке Эстонии.   Бывал там, когда писал очерк об эстонском периоде жизни Игоря Северянина («Мир Игоря-Северянина»), и окунался в воды монастырской купели со святой родниковой водой. В этой же купели остужал своё разгоряченное долгой ходьбой тело и мой любимый русский поэт, живший в рыбацком посёлке Тойла на берегу Финского залива в тридцати километрах от монастыря. Он был прирождённый рыбак, не расставался с удочкой  и всегда приносил монашкам рыбу, пойманную по дороге.

Духовное наследство А. Блока Иван Иванович не растратил попусту не разбазарил с политических трибун. Очарованность Ивана Ивановича Русью сильнее всего выражена в его знаковом стихотворении «Светлая Родина», отрывок из которого приведён в эпиграфе этой работы:

Славлю наше Отечество, Русь-Россию красу,
И любовь к светлой Родине в своём сердце несу,
Та любовь согревает от рожденья меня,
И глазами похожа на родные края:
Очарован Россией,с её русской душой,
С её праведной силой болевою судьбой,
С её сказками, былью и напевом полей,
Перезвонами в небе православных церквей.

На просторах России и в чужой стороне,
Чувство Родины милой неизменно во мне,
Как частичка святого, живого огня,
Как кровинушка мамы, родившей меня:
Это - русское счастье и светлая грусть,
И богатство народа, что верует в Русь,
Его путь, дух нетленной, Господней любви
Для огромной Вселенной и русской земли.

О любви в русских кущах поют соловьи –
О любви - для Вселенной от русской земли:
Всё одно, всё едино, неразрывная связь
Из любви во всём Мире, где жизнь родилась.
Я люблю вас родимых во всех русских Родах,
Чту вас всех поимённо и славлю в веках!
Славлю Господа Бога, чтоб в свете любви
Жизнь всегда продолжалась от русской крови!


К этим искренним и горячим словам трудно что-либо добавить., потому что это признание в Любви. Такие стихи излучают Свет, Белый Свет, которого нам сейчас так не хватает. Мало кому доступны такие высокие чувства,  а ещё меньше людей, которые могут так сказать об этом, хотя у большинства из нас в душе шевелится  что-то  в этом роде. А истинный поэт с русскою душою может. Может быть в этом и состоит высокое предназначение Ивана Тимченко?!  Своим глаголом жечь-пробуждать сердца и сознание русских людей. Видел, как Иван Иванович со сцены разрумянившись от волнения произносил эти слова перед народом.
Чтобы не говорили, а Россия помнит и чтит своих героев, в том числе тружеников пера… На днях в Правлении Московской писательской организации Иван Иванович Тиченко был награждён дипломами и памятными медалями за участие в конкурсах« ПРЕОДОЛЕНИЕ» в номинациях «Родина-мать зовёт» и «Покой нам только сниться..» в честь 140-летия со дня рождения великого русского поэта Александра Блока. Всё-таки есть на Белом Свете правда, чтобы не говорили по этому поводу злосчастные художники…. Божья правда! Уверен, что Иван Иванович понесёт еще дальше эстафету, принятую от Блока,  напишет  ещё много стихов, пробуждающих патриотические чувства и сознание своих соотечественников… Нам же надо постараться своими деяниями утишить их тоску и боль...

                ***
 
Эссе уже выходит из формата легко читаемой статьи, а о поэте и писателе И.И. Тимченко сказано мало, хотелось ещё рассказать о его духовных прозрениях, но это тема отдельного большого разговора... Текст наполнен его стихотворениями без сокращений, но я не мог себе  позволить начать знакомить вас с его жизнью и творчеством произвольными выдержками из его важных произведений (рука не поднимается резать по живому стихи, только в редких случаях себе это позволяю). Нам удалось только прикоснуться к его мыслям и его стихотворному творчеству. Впереди ещё длинный путь постижения... Хотя книжек, вышедших в свет, на сегодняшний день у Ивана Ивановича  немного, но глубина его творений неоспорима. Думаю, что многострадальная душа Александра Блока может  спокойно продолжать свой путь...

Не безгрешен, проживший большую жизнь Иван Иванович Тимченко, в праведники его записывать рано, но у меня этот человек вызывает  чувство благоговения и желание поклониться моему современнику с такими необыкновенными чертами, поклониться его верности своей судьбе, своим сродникам, своему народу, своей Родине и его постоянному желанию искать и странствовать, излучать Белый Свет  и нам Путь к Любви сердечной  показывать. Дай Бог ему здоровья!


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.