Назад в прошлое

             Я УЕДУ В КОМАРОВО               
  Не успел я спуститься с гор и оправиться от своих простуд и усталостей, как Кайрат Тулебаев снова выдернул меня из цивилизации на очередной велопробег. «Старость тебя дома не застанет!» - провожая меня в дорогу, сказала моя жена.    
Но какая такая старость, если решили мы вернуться в свое детство: побывать в пионерском лагере Комарово?! Собственно, от пионерского лагеря, как и от детства, остались одни руины. Но, как говорил товарищ Берия, попытка – не пытка.
Нас, впавших в детство, было шестеро: Павел Брода и Дмитрий Тарасенко из Тарановки, Владимир Антонченко из Новоильинки и примкнувшие к ним жители Лисаковска Кайрат Тулебаев, Леонид Коробко и ваш покорный слуга. И отправились в дальние края мы не просто так, а взяли с собой пионерский горн и барабан.
  Но зачем брали, я так и не понял: мы даже забыли с ними сфотографироваться. Наверное, чтобы волков отпугивать. Но волки нам не встретились – они сами нас боялись. Так что, думаю, везли мы на велосипедах лишний груз лишь для того, чтобы жизнь медом не казалась.
  Мало того – мы повязали пионерские галстуки! А некоторые самые примерные пионеры надели и пионерские пилотки. Полагаю, водители на дороге, глядя из окон своих машин на группу велосипедистов в пионерских галстуках, принимали нас за дебилов. И не понимали, что мы – отряд пионеров, который - с большим опозданием, правда - едет в пионерский лагерь.
  Для обратного пути я вообще заготовил душещипательную историю для любопытных, которые станут нас расспрашивать: мол, сорок лет назад нас забыли в пионерском лагере. Мы ждали, ждали, но, не дождавшись взрослых, решили вернуться сами…
  Нас, впрочем, почти никто не расспрашивал. Только между поселками Октябрьский и Белинский поприветствовала нас змея, которая специально для этого выползла на асфальт. Но мы ее с асфальта прогнали, чтобы не попала она под машину. Ведь пионеры – большие друзья природы! А вы разве не знали?
  Позже еще одну змею я встретил на степной дороге. Точнее, это была будущая змея, а пока что – небольшая змейка. Давить я ее не стал. Хотя мог бы!..   
  Труднее всего в нашей группе было Леониду Коробко, который в велопробеге участвовал всего второй раз и на такие большие расстояния раньше не ездил. Но он справился!
  А дорога длинною лентою вьется!  Залито дождем ветровое стекло!..
Хотя вру – никакого ветрового стекла на велосипедах нет. Но и дождя тоже не было. Но все время – асфальт и бесконечная степь впереди. Мест, за которые можно зацепиться взгляду, мало: мост возле поворота на Куржункульский рудник, через несколько часов показались отвалы Белинского рудника, а там уже и сам поселок Белинский. Сколько километров от Лисаковска до Белинского? 50? 60? Этого я так и не понял. Зато от Белинского до бывшего пионерского лагеря – еще 20. И ехать надо было по степным дорогам.
  Где-то в степи мы остановились, чтобы подождать отставшего Леонида, а также Кайрата, который ехал рядом с ним. Какое-то место неприглядное было: выжженное, черное…
- Судя по ландшафту, здесь был не пионерский лагерь, а зона усиленного режима, - сказал я.
  Ребята засмеялись. Я подумал, что смеются они над моей шуткой, а они смеялись надо мной. Потому что какое-то насекомое: то ли кузнечик, то ли богомол – приземлилось ко мне на бейсболку, решив попутешествовать вместе со мной.
Ребята, продолжая смеяться, дружно достали мобильные телефоны - и началась   фотосессия: я и богомол. Мне пришлось терпеть и позировать. Я не видел, что у меня там на голове, но надеялся, что это не змея. Змей я недолюбливаю. Да что там – я их терпеть не могу!
 - Сколько еще километров до пионерского лагеря? - спросил догнавший нас Леонид у сопровождавшего его Кайрата.
 - Пять! – ответил Кайрат.
- Ты мне давно уже сказал, что осталось пять! Сколько мы после этого проехали! - возмутился Леонид.
  Но таковы особенности велопробегов: едешь, едешь, а впереди все те же бесконечные пять километров! И не дождешься, и не угадаешь, когда же финиш.   
Если же говорить откровенно, мы и сами точно не знали, где находится этот лагерь. Именно потому Владимир Антонченко и Дмитрий Тарасенко, которые ехали первыми, не заметили заросший травой поворот на Комарово, пролетели мимо и скрылись за холмом.
  Поворот заметил Павел Брода, который в детстве бывал в этом лагере. Владимира и Дмитрия мы преследовать не стали. Надеялись, что они сами поймут свою ошибку и вернутся. Они свою ошибку поняли и вернулись. 
Не будь с нами Павла, мы бы и не нашли этот лагерь. Да и как его найдешь? До него всего 100 метров, а ни деревца, ни верхушки деревца - только степь. Но стоит лишь проехать эти 100 метров!..
           … И ВОТ ОН, ЛАГЕРЬ!..
  Какое замечательное место, этот бывший пионерский лагерь! Прямо у тебя под ногами – низина. И в ней огромное озеро (говорили, в диаметре оно - 12 километров), а вокруг озера много деревьев! Оазис в степи. Я давно знаю, что у нас много красивейших мест, но всегда приятно делать новые открытия!
Присутствие человека здесь все еще ощущается: стены полуразрушенных спальных корпусов, груда кирпича на том месте, где была столовая и где детям крутили кино, заброшенный погреб с выбитой дверью…
Но постепенно все это зарастает деревьями. Дерево пробилось даже сквозь асфальт - там, где проводились пионерские линейки. Природа мудро стирает все следы нерационального хозяйствования человека на земле…
Обед. Прогулка по лагерю. Ностальгия. Но грусть не только по Родине, канувшей в Лету, но и по ушедшему детству. Как здесь чувствуется время, уносящее нас в бесконечную даль, из которой нет возврата!..
А потом – домой, к родным пенатам! В Белинском мы разделились: Павел Брода, Дмитрий Тарасенко и Владимир Антонченко уехали вперед. Это нам до Лисаковска, а им ведь дальше!
                ТАНКИ ГРЯЗИ НЕ БОЯТСЯ   
Рано, впрочем, попрощались: за поселком мы их нагнали, они меняли колесо на велосипеде. Авария – прокол шины…  Но затем они нас обогнали снова…
Возле поворота на Куржункуль Кайрат предложил срезать путь и доехать до города по степной дороге. Устали да и начинало темнеть.   
Срезали, что называется! Заблудились в темноте: пробивались через траву выше человеческого роста, неся велосипеды на себе, брели по каким-то оврагам…Танки грязи не боятся!
- Осторожно, здесь могут быть змеи! – предупредил Кайрат
Да какая теперь разница? Предупреждай, не предупреждай - все равно ни черта не видать! Оставалось только надеяться на удачу. Мы были уже не просто пионерами, а настоящими следопытами. Скауты, твою мать!..
Но коль пишу я эти строки, то вы должны были догадаться: мы выбрались! И хотя в полном мраке по дороге тоже ехать было не очень комфортно (без падения не обошлось), но в половине одиннадцатого сидели мы уже по своим квартирам и с удовольствием вспоминали свои приключения и свое пионерское прошлое. Прошлое, которое закончилось даже не позавчера и не вчера, но всего лишь несколько часов назад…
Вот только спорт не заканчивается никогда!  Куда мы едем в следующий раз? Ответ на этот вопрос известен только Кайрату. Дай Бог, чтобы не завел он нас на Колыму! Уж лучше пусть они к нам!       


Рецензии
Забавно придумано! Вот только жаль, что пионерская фотосессия не состоялась. По мне, - морально очень рискованное предприятие, но это у меня просто такой опыт. Как у Шпаликова: ".... Истина проста: Никогда не возвращайся В прежние места. Даже если пепелище Выглядит вполне, Не найти того, что ищем, Ни тебе, ни мне". Но если относиться к подобным эскападам как к спорту, то очень даже годится. Весёлая история, спасибо, Олег!

Лада Вдовина   23.08.2023 22:19     Заявить о нарушении
Геннадий Шпаликов, безусловно, прав: прежние места не найти, они уже изменились, они другие. Об этом я и у Фолкнера читал. Да и сам отчетливо понимаю, когда бываю (очень редко) в своем родном совхозе.
Но этот пионерский лагерь не являлся для меня "прежним местом", я ведь не бывал в нем раньше. Он - как символ уходящего, ускользающего, убегающего времени, которое не щадит ничего. Но еще - свидетельство безобразного, наплевательского отношения к тому, что когда-то построили с любовью. Почему его нельзя было сохранить? Да просто не было властям до этого никакого дела! В нашей области много полуразваленных совхозов, которые некогда процветали. По той же причине - наплевать!
Но было времени разбрасывать камни, теперь пришло время их собирать. В нашем городе некогда либо закрывали детские сады, либо продавали их за бесценок. Такое было требование сверху: сбрасывать с плеч обременительную социалку. Но теперь один восстановили, а один построили с нуля. И детский лагерь у нас в этом году капитально отремонтировали. Но это было можно сделать лишь потому, что его и не закрывали никогда. Но все разрушенное восстановить невозможно. Слишком много осталось развалин.
Спасибо за отклик, Лада!

Олег Поливода   24.08.2023 08:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.