Бег с конями

(Еще кусочек из конспекта, который веду параллельно с личным утренним чтением Библии. Это не статьи, на перевод этих заметок в серьезный формат отдельного слота времени у меня не предусмотрено. Будет здорово, если через несколько десятилетий дневник чтения Библии перерастет в комментарий на все книги Библии. Когда буду проходить книги, по которым проводил разборы, эти заметки буду писать поверх конспектов разборов, дописывая их. Сейчас я читаю книгу пророка Иеремии).


12:1: Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?

У всех честных верующих рано или поздно появляются неудобные вопросы, с которыми они обращаются к Богу. Вопрос Иеремии подобен вопросам Асафа (Пс.72, см. также Пс.36 и 48) и Иова (Иов.12:6; 21:7-16). Об этом размышляли и другие пророки (Авв.1; Мал.2:17; 3:15).

Причем во времена Иеремии у этого вопроса была своя специфика: Бог наказал народ в целом во исполнение Вт.28:15-24 (об этом четвертый стих), это можно понять, но почему в это время успешны нечестивые и вероломные, из-за которых и произошли нынешние бедствия? Иеремия подсказывает Богу: «Отдели их, как овец на заклание» (ст.3, сравнить с Ис.53:7).

Когда я проповедовал по книге Иова, одним из самых ярких переживаний для меня были размышления над страницами с Божьими ответами на вопросы Иова. Фактически Бог проигнорировал вопросы страдальца и говорил с ним вообще на другие темы. Но оказалось, что именно это и было нужно Иову.

Сейчас с Иеремией Господь поступает примерно таким же образом. Он говорит с ним не об этих нечестивых, которые благоденствуют, а о нем самом. И суть ответа можно свести к следующему: «Тебе сейчас тяжело? Будет еще тяжелее». На первый взгляд странное утешение. В 5-м стихе Господь использует два сравнения:

а) ты бежал с пешими и устал, а дальше надо будет соревноваться с конями (Иероним Стридонский в комментарии на эту книгу пишет, что здесь подразумевается будущее пленение Иудеи народами, которые использовали конницу; Браун, Фоссет и Джеймисон считают, что пешие – это жители Анафофа, а кони – жители Иерусалима, с которыми Иеремии предстоит столкнуться в будущем, т.е. царь, придворные, священники и т.д.);

б) в мирной стране ты был безопасен, но скоро тебе ждет наводнение Иордана. А потом добавляет: раньше твое сердце терзали внешние проблемы, а теперь ты натерпишься от своих родственников (ст.6).

Павел как минимум дважды сравнивал свое служение с бегом, теперь Иеремия тоже смотрел на свою жизнь через такую призму. Только оказывается, что в Божьей беговой школе иногда приходится тренироваться, состязуясь с конями.

Шотландский проповедник Хью Блэк сказал: «Иеремия получил именно тот ответ, в котором нуждался. Его требовалось подстегивать, а не баловать» (Hugh Black. Listening to God. London: Fleming H. Revell Co. 1906. 282).

Бог дает понять Иеремии, что то, что пророк сделал в Анафофе и вокруг него в мирное и сравнительно благополучное правление Иосии, только начало. Это был «бег с пешими». Дальше его служение расширится и усложнится (в принципе, об этом Иеремии было сказано с самого начала, когда он был поставлен «пророком для народов», Иер.1:5). Но между строк здесь можно прочитать Божье послание: «Я знаю, что ты устал и что тебе больно. Я все вижу, и ситуация под Моим контролем».

Мы молимся о духовном росте и успехе в служении, но иногда (или всегда?) результатом этих молитв будет увеличение нагрузок и появление вопросов, которые Бог, кажется, будет игнорировать, как минимум временно.

Господь не останавливается на этом, и в ответ на откровенность Иеремии открывает Ему Свое сердце. Оказывается, Богу тоже больно (ст.7-9). «Тебе, Иеремия, плохо оттого, что жители твоего города и твои родственники называют тебя предателем и хотят тебя убить – Мне тоже плохо оттого, что Мой дом и Мой удел возвысил на Меня голос свой, как лев в лесу».

«Я оставил дом Мой» (ст.7): иерусалимский храм и Израиль были домом Бога на земле, фактически, сейчас Бог остается без дома в этом мире (Хешель). В Новом Завете оставленный на кресте Сын Божий стал для нас источником спасения и новой жизни, так и здесь оставление Богом Своего дома как знак суда может стать и началом новой жизни для евреев.

Как сказал Джон Гэст, Иеремия не всегда получит ответы на свои вопросы, но у него всегда будет Бог вопросов.

Глава заканчивается откровением Бога Иеремии о будущем возвращении Иудеи из плена (а в плен они еще даже не ушли) и о помиловании (необычно, что здесь речь больше даже о помиловании языческих народов, которых Бог пока использовал как инструмент, см. также 48:47; 49:6). Рассуждение о будущих милостях и об обетованиях Божьих – то, что поможет нам в периоды усталости и упадка сил.

12.09.2020


Рецензии