Лезгинский антикварный ковёр

Лезгинский антикварный ковёр.

Точная дата возникновения ковроткачества скрывается в глубине веков, без обширных археологических исследований невозможно точно сказать о возрасте этого промысла у лезгин, приблизительно называется эпоха мезолита. В советское время лезгинское ковроткачество стало фундаментом развития всего дагестанского промышленного ковроткачества. На основе Ахтынской учебно-показательной ковроткацкой мануфактуры, созданной здесь Кавказским Кустарным комитетом в 1909 году, создавались советские ковровые артели по всей республики, перенимая опыт и технологию коврового дела у лезгин, расширяя ареал ковроткачества республики на все другие народы. При этом у самих лезгин ковроткацкий промысел ушёл в глубокий упадок из-за неправильного подхода к нему со стороны властей, в итоге, утратился полностью к 1980-м г.г. Ещё предстоит дать оценку случившемуся в истории народно-прикладного искусства лезгин в советском Дагестане. Совершенно точно можно сказать, что никто более в Дагестане не только не приблизился к качеству и художественной сложности дореволюционных ковров лезгин, но даже и наполовину не может соответствовать им в настоящем. Стоит только взглянуть на настоящий старинный (более 100 лет которому) лезгинский ковёр в том или ином музее и на современные ковры Дагестана, чтобы сразу ощутить большую разницу между ними. Определение "производство" лишь условное к изготовлению старинных лезгинских ковров досоветского периода истории. Потому что в то время не было места шаблонам и серийности - каждый ковёр был эксклюзив и полностью ручная работа. Ковры лезгины ткали все и всюду: отдельные семьи, старинные ремесленные династии и семейные мануфактуры (в начале XX века начался переход к мануфактурному производству ковров у лезгин - чему способствовала и государственная программа развития этого промысла Кавказского Кустарного комитета в Российской империи)занимались созданием различными видов ковров. Хотя не имеется на сей день археологических исследований и материала, тем не менее, многие исследователи считают, что по уровню художественной сложности и качеству изделий прошлого, можно предположить, что традиция лезгинского ковроткачества насчитывает несколько тысячелетий, имеет глубокие древние корни и тесную связь с местной культурой и народными обычаями. Секреты ковроделия передавались из поколения в поколение - потому и столь важна была ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ремесла (то, что стараниями советского руководства ДАССР и было прервано в 1960-1980-е годы, закрывая в лезгинских районах ковровые фабрики, намеренно прерывая у лезгин традицию ковроткачества с целью перенесения центра ковроткачества в Табасаранский и Дербентский районы, что и удалось сделать - один из аспектов дискриминационной политики дагестанского руководства в отношении лезгин). Техника изготовления тканых ковров практически не изменилась за многие века. Сейчас, как и столетия назад, самые лучшие ковры ткутся только вручную. В прошлом лезгинские ковроткачи умели делать всё в ковроделии: делать пряжу из шерсти, изготавливать на ручных прялках крученые ковровые нитки, красить шерсть натуральными красителями и только потом работать  над орнаментами. Ведь только так мог получиться настоящий лезгинский ковёр, например, как этот на фотогорафии.

К огромному сожалению, высококачественное высокохудожественное древнее искусство лезгинского ковра сошло на нет в современном Дагестане. То, что сейчас изготавливают, даже наполовину не могут соперничать с коврами досоветского прошлого или раннего советского времени, когда ещё был жив ковроткацкий промысел у лезгин. В ДАССР и в постсоветское время под всякими надуманными предлогами закрыли все советские фабрики в лезгинских районах. Ковровые фабрики в советское время полностью зависели от государственных заказов, то есть от воли высшего партийного руководств ДАССР. Если ещё до 1960-х худо-бедно какие-то государственные заказы ещё поступали в фабрики в лезгинских районах, то после ничего в эти районы не отдавалось. То есть, не было справедливого распределения государственных заказов в ковровые фабрики республики. Государственные заказы все начали отдаваться в Табасаранский, Хивский районы и в Дербент (первая фабрика в Дербенте была создана в 1957 году ахтынским ковроткачом высшего уровня Хадижат Султановой на фундаменте Ахтынской ковровой фабрики, перенеся в Дербентскую фабрику лезгинские орнаменты,  технологию и производственный опыт). С 1960-х годов лезгинское этническое ковроделие было поставлено в крайне неблагоприятные условия и, в результате, полностью обрушено. Возможно власти советского Дагестана руководствовались тем, чтобы не было конкуренции в ковровом искусстве в Дагестане между старинными ковровыми центрами лезгин и фабриками, созданными в советское время в Хивском, Табасаранском районах и в г. Дербент. Потому что лезгинские ковры побеждали на всех всесоюзных и международных выставках, получали ордена и отличия, с ними было действительно очень сложно конкурировать коврам других народов. Это вызывало крайнее недовольство и у руководства Дагестана, где уже был сформирован тот самый аваро-даргинский этнополитический руководящий тандем (ставший основой клановой системы Дагестана с того времени). Настоящая здоровая рыночная конкуренция в ковровом искусстве, когда есть параллельно несколько ковровых центров, когда есть качество и художественное искусство, не получила жизни в Дагестане. Напротив, сделано было так, чтобы был только один официальный и финансируемый из центра государственный ковровый центр, получающий полную республиканскую поддержку, а лезгинских фабрик чтоб вообще не было больше. Изживали из культуры самое понятие "лезгинские ковры" в республике. В итоге, понятие лезгинские ковры, высоко ценившиеся у экспертов в досоветском прошлом, технология и сложные стилизованные или геометрические художественные узоры лезгинских ковров, оказалось всецело утраченным. Дагестанские ковры конца XX века и современного времени по художественным критериям серьёзно упрощены и далеко не соответствуют прошлому качеству лезгинских старинных ковров. Убили настоящее ковровое искусство, которому было много веков, а взамен него не создали ничего сколь-нибудь действительно ценное с точки зрения мирового ковроткачества. Медийные бренды, усиленно рекламирующие с 1980-х годов в Дагестане это только внутренняя российская история, так как не получают признания за пределами России и не выиграли первые места (даже и третье ни разу)  ни в одной международной выставки коврового искусства или Экспо, так как серьёзно проигрывают тем же персидским коврам, с которыми успешно конкурировали в дореволюционном прошлом лезгинские ковры. А вспомним, сколько лезгинских ковров выиграли первые места не только на всесоюзных выставках, но и международных Экспо. Последняя выставка такого плана зарубежом состоялась в 1958 году, когда лезгинские ковры вновь победили. И это была последняя выставка, куда были посланы лезгинские ковры. После чего началось постепенное свёртывание коврового производства у лезгин в Дагестане, фабрики стали закрываться под предлогом "нерентабельности". По сути, руководство ДАССР само убило ковроткацкий промысел лезгин всеми своими неправомерными действиями. Ответственность за это лежит исключительно на высшем партийном руководстве Дагестанской АССР.

Возрождение искусства настоящего лезгинского ковра, такого, каким он был в досоветское время, в настоящее время крайне затруднено. Здесь имеет место целый комплекс факторов. Преемственность ремесла прервана и восстановить его крайне сложно. Нужна комплексная государственная программа. Частные проекты по возрождению лезгинского коврового промысла (автор статьи сама подала такой проект на рассмотрение главе администрации Ахтынского района в октябре 2023 года и до сих пор нет на данный запрос никакого внятного ответа, увы) не получают полноценного внимания или даже слабого отклика, так как требуют отдельной статьи финансирования и создания отдельной структуры, специализированно занимающейся этим направлением в районах. Отсутствуют в лезгинских районах и собственные профессионалы коврового производства, способные запустить двусторонний процесс восстановления утраченной традиции (обучение населения, с одной стороны, и производства, с другой). Технологов коврового производства (которых и в республике единицы) нужно искать и приглашать со стороны, что требует также отдельного финансирования со стороны районов. То есть без участия государства здесь ничего не сдвинется. А для участия государства нужна заинтересованность политических элит Дагестана в возрождении ковроткачества у лезгин, чего также нет. Напротив, судя по всему, имеет место чрезвычайная незаинтересованность в этом определённых политических кругов республики, контролирующих сферу культуры в республике на государственном уровне. Их устраивает текущее положение дел.

Антикварные лезгинские ковры распылены ныне по всему миру. Их нет, пожалуй, только у самих лезгин, которые продавали (и продолжают продавать) прабабушкины раритеты. Автор статьи проводила этнографическое исследование в этом направлении в Ахтынском районе Дагестана, на основании чего может констатировать факт, что только единично можно встретить настоящие старинные ковры (досоветского или раннего советского времени) у самих лезгин. Остальные все свои ковры распродали давно по причинам экономического характера (на лезгинские ковры всегда был высокий спрос и можно было, продав бабушкины ковры, поправить временно финансовое положение). Практически не осталось старинных лезгинских ковров и в мечетях селений. Везде лежит турецкая или российская синтетика.

Данный коврик (См.на фото) находится в Великобритании, имеет свой регистрационный знак. Название. Код. Он соткан на Кавказе лезгинами. Данный орнамент у европейских и американских экспертов по кавказским коврам считается лезгинским аутентичным орнаментом. По идее, любое его воспроизведение должно быть под данным этническим названием. В мире подлинного искусства ковер может быть соткан где угодно, но любой старинный племенной орнамент имеет своё чёткое происхождение. Не принято, чтобы ковер назывался не по истории происхождения орнамента, который он демонстрирует, а по современному месту своего изготовления. Допустим, если тот или иной персидский орнамент соткут в Китае, он не может быть назван китайским, а единственно персидским, но изготовленным в Китае. Мы  можем встретить название персидских ковров на китайских сайтах, когда китайцы ткут персидские орнаменты и не претендуют на них. Относительно лезгинских орнаментов происходит всё с точностью до наоборот. Старинные лезгинские этнические ковровые орнаменты с лёгкостью переименовываются в книгах по ковровому искусству народов Дагестана и Азербайджана, пользуясь отсутствием у лезгин статуса субъектности в России, невозможностью по этой причине отстаивать своё культурное наследие, деэтнизируются, обобщаются или попросту присваиваются. Пока у лезгин не появится в Российской федерации отдельный субъект, процесс глубокого культурно-исторического упадка, который переживает лезгинский народ уже более века, так и не остановится. Потому что нет в Дагестане, а тем более, в Азербайджане - в которых проживает разделённый народ - истинной заинтересованности руководства в восстановлении народно-прикладного искусства лезгин, особенно, ковроткачества. Увы, это реальность текущего положения лезгин.



R6906 Lesgi Rug
Location: UK
Age: Antique
Origin: Caucasia
City/Village: Caucasian
Size cm: 150 x 105
Size ft: 5'0 x 3'6
Code No: R6906

На фото: R6906 Lesgi Rug. Location: UK
This rug is around 90 years old and some minor damage.


Рецензии