Записки Оттуда - Образование

Ваще, чем больше я узнаю Германию, тем больше она мне нравится.
Прикиньте, уже в 1717 году (более 300 лет назад!) указом Фридриха Первого все дети, если поблизости имелась школа, должны были в ней учиться - образовываться. ВСЕ ДЕТИ.

Школы были не везде. Но уже через 50 лет государство позаботилось о том, чтобы школ хватало на всех, и при Фридрихе Втором, начиная с 1763 года начальное образование стало обязательным.

В 1810 вводится система экзаменов и сертификации для учителей, которая позволила избавиться от малообразованных и непрофессиональных, а сама профессия учителя становится уважаемой и престижной. И это всё на фоне развития высших учебных заведений, где тоже идут свои реформы и усовершенствования. Уже в те годы немецкое (а точнее - прусское) образование не имело равных себе, и не только в Европе.

Начиная с 1834 года сдача выпускных школьных экзаменов стала обязательным условием для поступления в высшие учебные заведения. Это, в свою очередь, позволило повысить качество образованности всех тех, кто впоследствии становился чиновниками, руководителями и так далее по списку... Грубо говоря, кухарка-самоучка теряла свою возможность управлять чем-либо в принципе - стране нужны были образованные, квалифицированные и подготовленные кадры, а не диванные теоретики, знающие "как нам обустроить всё правильно".

К концу девятнадцатого столетия в школах учились все дети школьного возраста. И к началу 20 века безграмотных в Германии было менее двух человек на тысячу у мужчин, и менее четырех на тысячу у женщин... - Короче, чтобы встретить безграмотного, вам надо было бы очень постараться.

***

История это, какба, не совсем наука - в ней много домыслов, отсебятины, конъюнктуры, политики и пропаганды. И чем больше всей этой фигни, тем меньше в истории самой истории. Чтобы в этом убедиться, далеко ходить не надо - достаточно ещё раз перелистать свой же собственный, совсем из недавнего прошлого школьный учебник...

Однако, если хотя бы попытаться отсеять всю эту, служащую "требованиям сегодняшнего дня" чепуху, то можно увидеть многое из того, что было ранее не видимо и даже специально закрыто от всеобщего обозрения.

Вот и я сейчас - читаю ТАМошние старинные книги, статьи, письма начала девятнадцатого- середины двадцатого веков... иногда разговариваю с немцами о том и о сём из ихней ТАМошней истории - ведь у некоторых из них ещё до сих пор живы их родные и близкие, которые своими глазами видели многое из того, о чём мы только иногда могли почитать в тех самых учебниках да по телеку позырить, если цензура одобрит и утвердит... почитываю справочную и подобную ей литературу... - И всё это вместе взятое начинает срастаться в довольно интересную картину, которая и называется историей - без шелухи хотелок и стереотипов дня сегодняшнего.

И постепенно всё выстраивается в довольно логичную, понятную и закономерную цепочку событий, в результате которых мы и имеем всё то, что имеем сегодня.

Да, судя по всему, начиная с начала восемнадцатого столетия немцы (и Европа по их дурному примеру, который заразителен), сумели создать просто офигительную и даже где-то революционную систему образования.

Нет, не думаю, что их правители были какими-то особо одухотворёнными и совестливыми, думающими о благе всех и каждого. Но у них было главное - здравый смысл и конкретная цель, отвечающая их собственным хотелкам и требованиям того времени - создание единого государства (как таковой Германии в те годы ещё не существовало вааще), способного выживать в развивающемся мире (в ТОГДАшнем достаточно агрессивном мире), способного себя прокормить, защитить и обиходить, и чтобы у этого государства было своё собственное Сегодня и Завтра, и т.п.

Так и с грамотностью, и с образованием вообще - это было не меценатство, а требование времени - безграмотный и необразованный работник становился невыгодным, малоэффективным и даже не нужным - он не справлялся с той работой, которую необходимо было выполнить, чтобы выжить в быстроменяющемся мире.

***

Образование - это не оценки в аттестате, и даже не знания, которые вы похоронили в своей голове. - Многие ли из вас сейчас способны сказать, о чём там говорит закон Бойля-Мариотта?.. А как выглядит пестик, и чем он отличается от тычинки?.. А теорема косинусов - это о чём?.. Да и вообще, кто-нибудь из вас, прошедших "самую лучшую в мире" советскую школу обучения, способен сходу, хотя бы на пальцах, объяснить, а что такое косинус и с чем его едят?..

Знания - это всего лишь инструменты. И фик ли с того, что ваш гараж завален всякими приспособами, молотками, ключами, дрелями и прочим, если вы этим не умеете пользоваться?..
Образование - сумма знаний и умения ими пользоваться, а не полученный аттестат и не отсиженный за школьной партой зад.

Распространение всеобщего образования в Германии - это была ставка не на то, что вы сможете прочитать газету или новый роман известного писателя, а на то, что вы получите знания, которые потом примените, чтобы улучшить - и жизнь страны, и свою собственную жизнь в ней.

Правительство Пруссии в те далёкие годы сделало выбор и окружило себя советниками не из школьных друзей, родственников или просто услужливых лизоблюдов, а из тех, кто был профессионалом и авторитетом в своём деле - учёные, банкиры, экономисты, развивающаяся буржуазия и промышленники. Эти люди знали, какого качества образования требует наступающая индустриальная эпоха. И их совместные усилия не заставили себя долго ждать.

Уже в начале 19 века начинается строительство разветвлённой сети железных дорог, которые могли бы связать между собой разобщённые экономически и географически  города и веси немецких государств. И в 1880-х годах эта гигантская техническая, политическая и экономическая задача была выполнена.

В то же время - начало 18 века - осуществляется банковская реформа, существенно повысившая эффективность обращения капитала и перенаправления финансовых потоков в необходимые для развития страны русла.

Во второй половине 18 века происходит революция в сельском хозяйстве - новые технологии, применение удобрений и т.п. Что, с одной стороны, решает вопрос со снабжением населения продовольствием, а с другой стороны - высвобождает тысячи и тысячи рабочих рук, которые постепенно стягиваются в города. А там их ждёт... - образование и обучение. И вчерашние крестьяне встают за станки и начинают работать на современнейшем по тем временам оборудовании, управлять машинами и прочими механизмами.

Профессионализм и компетенция во всём - в сельском хозяйстве, в промышленности, в строительстве, в организации жизни городов и деревень, в армии, в медицине и т.д. Уже к шестидесятым годам девятнадцатого века Пруссия обогнала в своём развитии практически все соседние страны - и технически, и экономически, и демографически.
А последовавшие за этим многочисленные события очень скоро приведут к тому, что буквально ещё через каких-то десять лет - в 1871 году появится то, о чём так долго мечтали немцы - объёдинённая Германия.

***

Нет, мы сейчас не будем подробно изучать историю. В конце концов, я жеж не историк - мой скудный запас знаний тупо не позволит в достаточной степени компетентно рассказывать и размышлять об исторических законах, параллелях и событиях.
Пока речь только об образовании ТАМ. Причём, исключительно с тех позиций, чтобы рассказанное мной далее было более понятным - не в силу какой-то особой заумности или сложности излагаемого, а... чтобы лишний раз не возвращаться к истокам мысли и моих оценочных суждений, такскать, по поводу современного образования Германии.

Конечно же, параллельно с торжеством всеобщего немецкого образования тех лет происходило и множество других, не менее интересных и значимых событий. Но мы поговорим о них как-нить в другой раз.

Короче, то, что завещал дедушка Ленин в статье на страницах журнала "Пролетарская революция" в 1924 году - "...учиться, учиться и учиться..." - похоже, уже давно и успешно реализовывалось проклятыми капиталистами Пруссии с начала восемнадцатого века.

Кстати, Антон Палыч устами одного из своих литературных персонажей, сказал в 1896 году, на мой взгляд, даже лучше дедушки Ленина:
"...учиться нам нужно, учиться и учиться, а с глубокими общественными течениями погодим: мы ещё не доросли до них и, по совести, ничего в них не понимаем..."

***

Уф... Асилил вступление. Пора в день сегодняшний.
(Продолжение следует)


Рецензии