О родине с любовью

                А. Н. Андреев, доктор филологических наук, профессор.
                О Родине с любовью
     Анатолий Павлович Бесперстых не перестает удивлять.
За 50 лет работы над своей оригинальной темой (язык русских писателей в эпитетах, фразеологизмах, сравнениях и сравнительных оборотах и других образных средствах) он выпустил более 60 словарей. Перечислю навскидку только те из них, которые поражают воображение объёмом и сложностью работы: это словари эпитетов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина, А. К. Толстого, И. Н. Григорьева, М.М. Пришвина и многих современных писателей; фразеологические словари Николая Рубцова, Игоря Григорьева, Константина Скворцова; словари афоризмов А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского; словари русских пословиц и поговорок, созданных на материале произведений  А. С. Пушкина, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, И. Н. Григорьева; целый ряд тематических словарей: о любви, вере, надежде, счастье, русской природе и т. д…
    Где А.П. Бесперстых берет энтузиазм и вдохновение для своего, на первый взгляд, не совсем творческого и при этом весьма трудоемкого увлечения? Бесконечно классифицировать – это ведь тяжело, трудно, утомительно, это навевает мысли о добровольной каторге, наконец.
    У меня только один ответ: А.П. Бесперстых мотивирует любовь к русскому слову, русской словесности, величайшей русской литературе, а также вера в то, что блестящей русской литературе уготована вечная жизнь. Собственно, он этого и не скрывает: девиз его культурного проекта – С любовью к Русскому Слову. И я ему верю. Не всегда веришь пышным и высоким словам литераторов, но в данном случае сомнений нет: Анатолий Бесперстых бескорыстно любит русское слово, а слово художественное он просто обожает.
Все верно: любовь – главный мотив для титанического труда. Лично я испытываю чувства глубочайшего уважения и огромной благодарности к А.П. Бесперстых, человеку, делом жизни которого стала работа над увековечением русского изящного слова.
    И любовь к слову, конечно, меняет дело. Каторга превращается в подвиг, а «не совсем творческое занятие» – в увлекательное приключение, в фантастическую специализацию, которую сам автор словарей не без лукавства определяет как «коллекционирование эпитетов и образных выражений». Это ведь все равно, что коллекционировать звезды. Можно назвать чудачеством. Но уважение вызывает.
Хотелось начать свое предисловие с благодарности удивительному человеку, А.П. Бесперстых, – я это и сделал.
Но наш автор, повторюсь, не перестает удивлять. Словари выходят и выходят, самые разноплановые. С невероятным постоянством. На наше счастье.
    Особо выделяется, на мой взгляд, Словарь для чтения и размышления «Родина в русских эпитетах» (Родина в русских эпитетах: словарь  (для чтения и размышления) / А. П. Бесперстых. – Новополоцк: 2020. – 120 с.).
    Родина, с моей точки зрения, – это очень сложная тема, хотя кажется, что доступна она всем. Это настолько высокая и бескомпромиссная тема, что любая фальшь здесь оборачивается пошлостью. У Пушкина, величайшего русского гения, обладающего редким чувством меры во всем, А.П. Бесперстых удалось обнаружить всего четыре эпитета к слову Родина. Никто не сомневается в патриотизме Пушкина. Но эпитета всего четыре. Это наводит на размышления.
    Автор дает описание более 550 эпитетов, выраженных прилагательными, причастиями, словосочетаниями и существительными-приложениями. Цитаты, в которых даются эпитеты, развернуты; фактически мы имеем дело с законченными фрагментами произведений о Родине. Это, несомненно, творческая находка, ноу-хау, если угодно, автора словаря – но не обычного словаря, а, обратим внимание, «Словаря для чтения и размышления». Такой Словарь, помимо собственно лингвистической, выполняет воспитательную и художественную функции. Вы «клюете» на эпитет как на наживку, а потом незаметно через фрагмент текста втягиваетесь в сопереживание. И все это незаметно организовал для вас автор Словаря. Материал ведь подобран, скомпонован. А кажется, что определения следуют одно за другим, просто по алфавиту, льются себе и льются…
    Но более всего лично меня поразило в Словаре другое. В качестве генерального принципа, определяющего философию патриотизма, заявлен следующий: «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше». (Л.Н. Толстой)
    Этот же принцип просматривается в представленной в книге цитате из Н.М. Карамзина: «Любовь к отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть».
    Я воспринимаю это как подсказку читателю: эпитеты к слову и понятию Родина подобраны и сгруппированы таким образом, что начинаешь понимать: патриотизм – это не только любовь к своей Родине, не только чувство; это гораздо больше. Только вот что значит – больше?
    Что такое патриотизм как многогранный феномен, сочетающий в себе признаки «любви» (чувства) и «ясного рассудка»?
    Чтобы ответить на этот вопрос, мы прибегнем к помощи определений (дефиниций). Мы попытаемся установить смысл термина, последовательно выделяя сущностные признаки, выстраивая тем самым целостно воспринимаемый концепт.
В российской традиции понятие «патриотизм» трактуется как идея служения своему государству, нередко даже ценой человеческой жизни, имеющая глубокие корни, уходящие в историю Древней Руси. Вот определение Владимира Даля из «Толкового словаря живого великорусского языка» (1861-1868). «Патриот, патриотка, любитель отечества, ревнитель о благе его... Патриотизм – любовь к родине. Патриотический, отечественный, полный любви к отчизне».
    А вот определение из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка» 1959 г.: «Патриот. Человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины».
    Мы можем добавить или убрать какие-то признаки. Здесь дело не в количестве критериев, а в качестве аналитического отношения. Мы фиксируем то, что лежит на поверхности. То, что видно невооруженным взглядом. То, что очевидно и уже в силу этого верно.
    Когда мы говорим, что патриотизм – это любовь, преданность или жертвенность, мы исходим из того, что патриотизм – это чувство. В таком случае, мы априори исходим из того, что природа патриотизма носит эмоционально-чувственный, иррациональный характер. Мы утверждаем это, не утверждая, не акцентируя специально этот неочевидный момент. Констатируем это как аксиому, как заранее известное знание. Спектр чувств может быть более или менее масштабным; не ставится под сомнение только одно: это чувство, сложное, многогранное, многоуровневое.
    Чувство всегда субъективно. Ты любишь не то, что лучше, а то, что тебе больше нравится. Родину, как и мать, не выбирают. Они у нас лучшие не потому, что объективно являются таковыми, а потому, что наши. Логика чувств понятна. С ней согласится всякий, кто разделяет эту логику.
Таким образом, если вы даете определение патриотизма в парадигме ощущений, то от количества признаков суть (природа) патриотизма не меняется.
Кстати сказать, трактовка патриотизма как чувства объясняет суть афоризма доктора Самуэля Джонсона «патриотизм – последнее прибежище негодяя» (1775 г.) Почему – негодяя? В данном случае «любовь к родине» цинично используется как маркер «свой – чужой». «Своих» преступников («негодяев») не сажали в тюрьму, а, даровав им помилование, отсылали в британские колонии.
Усложним определение: «Патриотизм – это гордость за нашу культуру, наши достижения, историю, за традиции, унаследованные нами от прошлого». Почему в данном определении наше отношение к Родине резко усложняется?
В патриотизм включается ценностная ориентация, а ценности – это продукт ума, «ясного рассудка», продукт научного отношения, где в цене – объективность. Одно дело любить Родину просто потому, что она твоя, и совсем другое – потому, что она дала миру то, что сделало этот мир лучше, любить «за что-то».
Иными словами, патриотизм превращается в эмоционально-рациональное отношение, где патриотизм превращается в умное, просвещенное чувство, но где начало эмоционально-психологическое, тем не менее, управляет началом рациональным (хотя кажется, что наоборот).
    Можно пойти еще дальше. Патриотизм – это деятельное  стремление создавать для своей Родины такие условия, которые позволяют твоей стране жить по высшим мировым культурным и социальным стандартам.
    Понятие Родина становится величиной культурной. Здесь патриотизм превращается в мировоззренческую программу, где миропонимание явно доминирует над мироощущением, где начало объективное дает содержание субъективному. Чувство любви к Родине перестает быть решающим признаком патриотизма. Более того, чувство любви к родине и деятельность на основе определенных ценностей разводятся.
Можно любить Родину и при этом, вопреки своему чувству, быть ее злейшим врагом, если судить по деятельности, а не по благим чувствам-намерениям. А можно любить – и быть истинным патриотом.
    Если вы хотите совместить патриотизм как любовь к Родине и патриотизм как культурно-философское начало, натуру и культуру, психическое и сознательное отношения, то вам придётся синтезировать ещё большие пласты информации. Например, даю окончательный вариант своего определения.
    Патриотизм – это любовь к Родине, которая проявляется в деятельном  стремлении создавать для нее условия, позволяющие твоей Родине жить по высшим мировым культурным и социальным стандартам.
    Перед нами определение, которое является не набором более-менее очевидных признаков, а концептом, который реализуется через подбор ценностно выстроенных признаков, синтезирующих «чувство» и «рассудок». Любовь + деятельность + высшие культурные и социальные ценности = патриотизм.
    «Гораздо больше» любви (чувства) – значит включить в патриотизм и рассудочное, разумное отношение, в чувство включить мысли, приводящие к действиям.
    Так вот, А.П. Бесперстых удалось в своей «коллекции эпитетов» совместить все определения в спектре, который я только что обозначил. Дело не только в количестве определений (свыше 550, как мы помним), но и в их качестве. Занятная получилась книга. Получился не только большой, но и умный Словарь. Для чтения и размышления.
    Вот на такие размышления навело меня чтение Словаря.
Других читателей чтение наведет на иные размышления. Словарь А.П. Бесперстых не лингвистика, и даже не литература, это «гораздо больше», а именно: культурная продукция. Хочется назвать Словарь инструментом культурного воздействия.
Оказалось, что эпитеты к слову Родина весьма информативны и внутренне противоречивы – как и отношение думающих и пишущих людей к своей Родине. Все оттенки чувств представлены в Словаре, кроме равнодушия (я не обнаружил). Но главное чувство – любовь к Родине. Это естественно. Трудно представить себе словарь, состоящий из проклятий к Родине. За обидой к Родине тоже часто стоит любовь. Но как же многогранно и непредсказуемо выражается эта любовь!
    Словарь, сделанный с любовью к русскому слову и любовью к Родине, никого не оставит равнодушным. Поздравим нас и А.П. Бесперстых с очередной творческой удачей. Ждем новых словарных свершений от человека, не перестающего удивлять.               


                Андреев Анатолий Николаевич,
доктор филологических наук, профессор,
прозаик, поэт.


Рецензии