Прогулка по Львову. Глава 15. Костелы города

   Львов, начиная  со средних веков,  населяли люди,  самых разных национальностей: русские, поляки, евреи, армяне, немцы. В разные годы национальный характер города изменялся в зависимости от государства, которое включало город. Церковные храмы  наиболее точно отражали национальный состав жителей города. В Х111 – Х1Х  веках в городе жило больше всего поляков и евреев. Украинское население в основном было сосредоточено в городских окраинах и селах области. Поэтому в городе было больше всего католических храмов – костелов.

   Сегодня католиков в городе не много, и действующих костелов всего три: Латинский (Катедра), Сиятой Марии Магдалины, Сваятого Антония. Большинство костелов заняли православные приходы, изменившие первое название храмов. Так, костел Лижбеты получил название Святой Ольги и Елизаветы, Бернардинцев -   Святого Андрея, Иезуитский – Святых Петра и Павла. Хочу остановиться на трех храмах, которые в какой-то мере затронули меня.

   Костел Лижбеты – огормный красавец, который приветливо встречает гостей,  прибывающих в город поездом, был построен в неоготическом стиле по распоряжению Франца Иосифа 1 в честь императрицы Елизаветы Баварской  (Сиси). В советское время считалось, что костел не имеет какого-либо архитектурного и тем более исторического значения, и с 1960 года использовался как склад. Уже с вокзала видны его три шпиля, увенчанные крестами. Но так было не всегда. В  1975-80 гг.(точно не помню) городской отдел комсомола проявил собственную инициативу в поддержку проводившеся КПСС борьбы с религиозным дурманом. Воглавлял тогда комсомол города  мой приятель Ш. Два комсомольских активиста, хорошо выпив для храбрости или чтобы заглушить совесть, взобрались на шпили костела и начали отпиливать ножовкой кресты. Один из них сорвался и погиб, второго срочно спустили и начали готовить для следственных органов объяснение причины несчастного случая. Как говорил Ш., «Комсомол – замечательная организация, делай, что хочешь и ни за что не отвечаешь». Но ответить все же пришлось. После распада СССР Ш. уехал в Москву, какое-то время работал  в разваливавшихся структурах КПСС и умер, проживая в Безбожном переулке!

   Костел Святой Магдалины, сколько себя помню, не имел крестов на двух его шпилях. Нет их и сегодня. В советское время костел был передан Политехническому институту под дом культуры, где проходили праздничные концерты, а по воскресеньям – танцы. В студенческом оркестре Политеха играл на фортепьяно единственный медик – Игорь Мелентьев, талантливый пианист, джазмен. Когда горком комсомола организовал КВН  двух ведущих вузов города – Политехнического и Медицинского институтов, команда последнего в домашнем задании предложила решить ребус, изображавшего джазовый оркестр, за пианино которого сидела ядовитая змея. Опозоренная команда Политеха тут же уволила из оркестра чужака. Но судьба былва милостива к музыканту. Стал он в будущем главным гематологом Таджикистана.
 
   С Катедрой связана история моей подруги, которая в 15 лет, начитавшись «Овода» Войнич, пришла к настоятелю проситься в монахини. Настоятель деликатно выяснил, кто родители, и когда узнал, что папа областного уровня начальник, порекомендовал ей пока что проштудировать «Занимательную библию», а затем с разрешения родителей прийти еще раз. Разумеется, разрешения родителей не было, и второй визит не состоялся. К тому же  появилось новое увлечение – молодежный театр Юрия Озерова.

   Несмотря на карантинный режим церковные храмы города продолжают работать, а паства успешно заражается коронавирусом.


Рецензии