Дневник. Так что же дальше?

Извечная проблема всех времён – Отцы и дети.

Когда я находился в возрастном периоде восторженной юности... Ну, это тот самый момент, когда в крови, вместо биохимии, компот из гормонов. Так вот, в этом самом возрасте, как я вспоминал уже ранее, меня сильнее всего вымораживала фраза родителей: «Вот будут свои дети – поймёшь!»

Да, тогда я много чего не понимал.

Как, например, я тогда не понимал, что детям нельзя всё время только услаждать, угадать, да разрешать. И что, именно, через запреты ребенок познает этот сложный, неоднозначный и разнообразный мир.

Скажи мне, пятнадцатилетнему, кто–нибудь что–то в этом духе, я бы рассмеялся бы ему в лицо. Но вот, теперь я на пятнадцать лет старше себя пятнадцатилетнего. И, знаете, что я понял? Что это так, да.

Да, запреты нужны человеку в любом возрасте. Они ему просто жизненно необходимы. Младенцу нужно объяснять, что тащить отраву в рот, а также совать пальцы в огонь и тому подобные вещи, нельзя. Именно «нельзя». Да, вот это самое нелюбимое современными психологами слово.

Давайте расскажу одну историю?! Жило–было два друга. У одного были дети, другой очень хотел, но пока не получалось. И вот, ближе к сорока годам, у второго друга рождается долгожданный сын. Через некоторое время друзья встретились, и новоиспеченный отец рассказывает:
– Представляешь, мой сынуля подходит ко мне. Постоял рядом, постоял. А потом как даст мне ручкой по мордасам. Я, было, взбеленился, хотел было наказать. А жена говорит, что, мол, нельзя. Он так мир познаёт.
– Что же ты наделал?! – Сокрушался старый друг. – Ты же только что ему соврал. Соврал собственному сыну, что в этом мире можно ударить человека по лицу, и тебе за это ничего не будет.

Слова «нельзя» являются своеобразными правилами дорожного движения. Для детей – это запреты родителей, для взрослых – законы религии, морали и государства.

Ещё одним подобным «правилом» является неотвратимость наказания. И все эти правила дорожного движения нужны нам ровным счётом для того, чтобы, когда мы стартанем из точки А в направлении точки Б, по дороге не попасть в аварию, и не передавить друг друга к чертям собачьим.

А теперь давайте снова вернемся к вопросу воспитания детей. Вот, когда у меня есть ребёнок, многое из того, что говорили родители, становится понятным. И что бы вы думали?! Да. Да, я тоже, как и мне, когда–то, запрещаю своему ребёнку всё то, что, по моему мнению, так или иначе может нанести ей непоправимый вред.

При этом приходится не ограничивать ребенка от контакта с внешним миром. Приведу еще один пример. Дитё только научилось ходить. И следом за малышом, который с трудом стоит на ногах, повсюду следует его мама. И, при всякой попытке ляли упасть, мама ловит детёныша. И что же дальше? Ребёнок со временем уверует в то, что, если падать – с ним ничего не случится. И, рано или поздно, упадет, и получил серьезную травму.

Поэтому приходится балансировать на лезвии ножа: между «Нельзя» и «Побаловать», держа в руках коромысло с «Защитить от серьезной опасности» и «Не дать иллюзию об этом мире». Что там Гарри Гудини, родители – вот кто настоящие фокусники.

И нам есть чему поучиться у своих собственных родителей. Каждому из нас.


Рецензии