Глава 5. кпи. начало

КПИ. НАЧАЛО.
   Вступительные экзамены позади. Удивительно, но я во время испытаний особо не волновался. Закалился к стрессам, что ли? Многие дрожали, совали куда-то шпаргалки, лихорадочно перелистывали книги напоследок. Я как будто знал, что все будет нормально. Сдал все экзамены на хорошо, но ведь был еще конкурсный отбор, так как пошла мода на инженерные специальности и конкурс в городе именно в КПИ был самый большой. Примерно 5-6 человек на место...
Иду в институт, располагавшийся в самом центре, на Театральной пощади, узнать о зачислении или ... Еще раз перебираю доводы, которе привели меня именно в политехнический. Первый. Физику и математику я в ШРМ хорошо подтянул, что и подтвердили экзамены. Второй. Стаж должен помочь. И третье. Лев Николаевич вообще высшего образования не имел. Правда, пытался учиться в Университете на факультете восточных языков, а потом на юридическом. И ничего! Как писал! Помните:
 " Землю попашет, попишет стихи..." Конечно, граф больше прозу сочинял, но это неважно. Или литейщик Иван Козырев, вселившийся бесплатно в новую квартиру(пусть он сегодня это сделать попробует!), где "кран другой не тронешь рукой", вполне мог с чистой совестью петь в народном хоре:"Холода, тревоги да степной бурьян..."
А футбольный тренер,бывший? Он же замахивался на сцене ДК, где Ефремов со Смоктуновским фехтуют, на самого Вильяма!..
Нет, все правильно! Буду идти путем гармоничного развития и всесторонней самореализации...
Август 1969.
Стою у доски обьявлений главного корпуса КПИ, изучаю списки... А вот и я! Да, моя фамилия напечатана, точно.
Ура, я зачислен! Я - студент КПИ!!!

...Небольшой штрих к знакам судьбы...
Рядом со мной у списков остановилась парочка: стройная блондинка и смуглый выокий брюнет. Разговорились. Ребята поздравили меня. Оказывается, это студенты нашего же факультета, перешедшие на второй курс. Девушку звали Олей, а парня Маратом Ахтямовым. Мы потом здоровались при встречах в институте, на бегу.
...А через несколько лет мы встретимся с Маратом далеко-далеко, за Полярным кругом...

   После первого сентября нас, по традиции тех лет, направили в колхоз для помощи труженикам села.

Но перед этим мы успели вместе с дядей Васей на "козлике" Управления механизации сьездить к деду и к Ярыгиным. Дядя Вася сидел рядом с водителем, а я на заднем сиденьи между Галей и молодой женой шофера. Галя - секретарша дяди Васи, ей 19 лет. Она родом из деревни, где живут Аля и Иван Ярыгины...
У дедушки с бабушкой мы переночевали. Я не был у них год. На этот раз я спал на сеновале. Там также пахло травами, уходящим летом, прошедшим детством...
У стариков от большого хозяйства осталась одна коза, так как сил уже было не так много. Никаких бочек уже не закатывали, огурчики только на еду. К тому же, дед не так давно сломал ногу. Его зацепил поднятыми плугами проезжавший мимо трактор, ведомый подвыпившим трактористом. Но дед держался, даже принял две традиционных стопки. Бабушка была лет на восемь помоложе, потому хлопотала поживее. Я был рад, что наши старики живы!.. Они намекнули,что неплохо бы им перебраться поближе к детям...
Я вспомнил, как прошлым августом навещал тетю Таю.
В Улановых тогда по-прежнему пели голосистые петухи, мычали Зорьки и Буренки, вились пчелы. Братец Гена служил в Феодосии. Сестрица Нина повзрослела, подросла, похорошела. Ей уже 17! Совсем невеста.
Пообщались хорошо, я даже заночевал у них в элитной спальне- на втором этаже, в темной половине...
 Нина тоже поступила учиться, в какое-то профтехучилище в Кирове, жить будет у Николая Ивановича, дяди по отцу. О, да это же Филейка, значит будем иногда видеться!..

... После дедушки мы направились через Истобенск к другой моей сестрице... Аля, как всегда, пахала на огороде. Сыновья Витя и Вовка бегали по деревне с босоногими сверстниками. Иван Александрович коньяку очень обрадовался и угостил нас разной рыбкой, а также деревенскими разносолами. Пообщались мы и с родителями Гали, которые во время предыдущего визита дяди Васи к племянникам, упросили гордского начальника взять дочку на работу... Работой Галя, кажется, была довольна, хотя... ...Но это неважно, что про них с жизнелюбивым моим  дядей болтали. Галя, когда я приходил в их контору, была всегда приветлива. Эта стройная, довольно высокая, девушка даже подарила мне на память свое фото. Оно до сих пор в моем альбоме...

   ...Это здорово: мчаться веселой компанией из душного скученного города в тишину сельских просторов! Да мы там не только картошку - второй хлеб- выкопаем, мы горы свернем!
   Так случилось, что из-за путаницы в списках я поехал в колхоз не со своей группой ЭПП-12( электроснабжение промышленных предприятий), а с ребятами параллельной группы ЭПП-11...
Ну и ладно, тоже неплохо.
...Колхоз распахнул нам свои обьятья!
Как обычно, я прихватил кое-какой реквизит для выступлений...
Разместили нас так.
Девушек, а их в этой группе оказалось немало, поселили в центральном селе с романтическим названием- Поцелуевщина, где было Правление, находился клуб, имелись магазины и аптека, зерноток и прочие важные обьекты.
А нас, бравых ребят, направили прозябать в дальнюю маленькую деревушку с не очень приятных названием - Мезгири... Тьфу!
Ну да ладно, не место красит человеков!..
...Деревушка эта отстояла от центра колхоза километрах в двух споловиной, так что на работу мы ежедневно топали по грунтовой дороге. Жили мы в одной избе у довольно молодой еще бабули. Я так думаю сегодня, что было - то ей лет 50... Хозяйка оказалась молчаливой, работящей и приветливой. Она кашеварила довольно неплохо. Колхоз щедро снабжал нас молоком, мясом, овощами, хлебом и всем, что треба. Мы спали на полу, застеленном матрацами и прочим, вповалку...
... Девушки же жили на центральной усадьбе в просторном новом доме, в нескольких комнатах и спали на кроватях!..
Мы нередко наведывались к ним. К счастью, местные ухари, послушавшись советов сурового председателя, не лезли к городским барышням приятной наружности со своими любезностями...Разок мы ходили в клуб на танцы...
... Мы быстро втянулись в производственный процесс. Идя за трактором со специальным навесом, который оголял клубни, девушки собирали картошку в ведра, а мы, мужики, загружали наполненные мешки на тележку другого трактора... Сподручнее всего закидывать мешки мне было с рыжеватым крепышом Саньком Угрюмовым. Потом нас с ним перевели закидывать мешки с зерном. Это был зерноток. Там сушилось зерно пшеницы или ржи. Зерно двигалось по многочисленным транспортерам, сушилось, а потом ссыпалось в бункер. Мы заполняли мешки, завязывали и оттаскивали в сторону. А когда приезжали машины или трактор- забрасывали в кузов или в тележку. Потеть приходилось изрядно, работка не для хилых.
 Но нас радовало,что мы помогаем людям, колхозу, родной стране!..
   Просто точить лясы с девушками было неинтересно и я предложил провести для местных жителей концерт. Все наши согласились! Я взял организационный  штурвал на себя. Обговорили кто что умеет? Валя Бачерикова, пухленькая красотка,которая вызывала у всех мальчиков повышенный интерес(не исключение и я), раньше занималась народными танцами, Коля Патрушев- тоже, пара девушек пели в ансамбле, Вовка играл на гармошке. Завклубом раздобыла нам инструмент, костюмы для танцев. Я подготовил юмор и конферанс. Фокусы оставил для финального концерта.
 Зал было переполнен. Успех превзошел все ожидания! Наш старший , преподаватель института Николай Иванович, похвалил нас. Колхозники нас зауважали не только за ударный труд, но и как артистов! Ведь работа у них, как и жизнь в глубинке, была довольно незавидна. Мало в ней радостей. Посевная, сенокос, уборка, жатва, грязь, сапоги, навоз... Иногда кино в клубе. Ну телевизор. Но по сравнению с Гумбейкой, в вятских краях люди жили явно беднее. Все-таки север, Нечерноземье... Урожаи слабые, удои невысокие, земля плохо родит, истощена...
Хоть и закрадывались иной раз мыслишки, почему студенты, профессора, архитекторы и конструкторы помогают убирать урожай, перебирать на плодоовощных базах морковку и капусту, а им никто не помогает чертить, вычислять, изобретать, конструировать? Почему не гонят помогать шахтерам студентов в забои? Охранять границу- пэтэушников?
Неужели селяне такие лодыри и неумехи, что сами не справляются?
Нет, они пашут, трудятся изо всех сил, мы сами видели это. Просто надо все обустроить, дать современную технику селу, породистый скот, хорошие удобрения, новые технологии. Плюс решить еще Гоголем подмеченную проблему двух Д- дураки и дороги!..
Тогда, думалось мне, и результаты труда будут другими, и жизнь станет радостнее для этих замечательных людей!..
Ну ничего, мы, молодые, все поменяем, все улучшим!!!

   ...Увы! С подобной "помощью" я столкнулся и после института, уже став инженером, когда нас  регулярно кидали на переборку овощей!

   Интересный эпизод.
К нашей хозяйке часто заглядывала ее соседка - востроглазая баба Матрена, хулиганка и сквернословница...Сейчас полагаю, что было ей лет 55, не такая и древняя... Матрена часто забегала по делу и без дела, иной раз заговаривала с нами, смеялась, шутковала. Ребята тогда звали меня Гошей, это то же самое, что Игорь, Гарик или Игореша... Гоша и Гоша... Вот отчего через много лет, когда я работал в образе клоуна, то сам себя прозвал клоуном Гошей...
Матрена почему-то чаще  обращалась ко мне. Забегает с утра: "Коша, ты все дрыхнешь! А девки пробегали и все ворота обфурили! Вставай, лежебока!"
"Ну, баба Матрена..."
"Что Матрена? Баба ишо едрена, правда, котору ночь не е..на!"
И смеется, зорко поглядывая разбойничьими глазами...
   Как-то Матрена, узнав, что мы с Саньком работаем на зернотоке, попросила принести потихоньку немножко зерна для курочек... Живет бабка одна, помочь некому и я согласился подкормить птичек... Днем мы незаметно закинули один мешок в кусты. А вечером, как стемнело, взвалил его на плечи и понес... Конечно я погорячился, выбрав мешок пополнее... Одно дело- бросать в кузов, другое- переть на себе три километра...
Как бы то ни было, дотянул я пшеничку. Стучу в ворота, где Матренин двор...( Помните, одноименный рассказ?) . Бабка отворяет, ведет впотьмах по двору, в сенцы, в избу... Свет для маскировки не включен... Опускаю тяжеленный груз. Матрена взяла под руку и тащит меня  к кухонному столу. При лунном  свете видно, что он неплохо накрыт...
" Выпей с устатку молочкя...от бешеной кобылки! Первач как слеза! Со мной, Кошенька... Да покушаем..."
Я твердо отказываюсь и поворачиваюсь к двери. Тут Матрена со спины прижимается ко мне вплотную со словами полушепотом: " Коша! Кошенька!...". И стала гладить меня...
Что означала эта благодарность, я не понял по сию пору...
Но тогда, сдрейфив, я со словами:"Не стоит благодарности!" попросту сбежал от ласковой шалунишки?..
...Что она этим легким массажом хотела сказать?..

... Финальный концерт в клубе, завтра мы уезжаем, нас ждут аудитории!
   Я с нашими студентами подготовил, помимо прочих номеров, целый иллюзион "Сеанс магии". Он завершал программу со сценками, стихами, танцами и песенками... Идею мне подсказал один профессор из Ленинграда по фамилии Васильев. Я был однажды привлечен в ДК на ОЦМ его рекламой. Именно так называлась его программа. Вначале профессор говорил о гипнотическом сне, потом стал приглашать на сцену желающих для прилюдной проверки силы его гипноза... Среди прочих вышел и я... Нас село на стулья человек 10-12. Каждого гипнотизер приглашал по очереди подойти к нему. Он протягивал руки к добровольцу, пристально смотрел в глаза и властно говорил:"А теперь падайте на меня всем телом!" И все , как привязанные его взглядом, падали...А у самого пола гипнотизер ловил зрителя... Публика ахала!

-Падайте!
Я стою как истукан, потому, что не чувствую никакого притяжения...
-Падайте, вам говорят!
Глаза у него стали стальными, губы подрагивают...
Встаньте ко мне спиной! Падайте!
    Опять ничего не чувствую и стою столбом...
Тогда чудодей с профессорской бородкой выводит меня в центр сцены и обращается к залу:
" Вот этот молодой человек пришел сюда с одной целью- сорвать сеанс и посрамить меня, профессора психологии и магистра белой магии! Он противодействует моей воле. Освободите сцену немедленно!.."
Под неодобрительный шум я медленно прошел по зрительному залу и сел на последний ряд. Меня остановило от желания гордо хлопнуть дверью обычное любопытство. А что же будет дальше?             ...Дальше гипнотизер ввел оставшихся на сцене  в транс, а затем они стали выполнять его команды: "Все собираем грибы в лесу!.. Хорошо. Теперь прячемся от дождя! Сейчас играем в карты!"
 И дяди- тети на сцене выполняли все эти команды...Мне показалось, что все эти сцены массового гипноза- хорошо срепетированный спектакль... Постановка для ротозеев!..

...Потому- то для концерта я решил подготовить пародию на такую "магию". Участвовали почти все наши- Санек, Вовка Козлов, Серега Виноградов, Валя Бачерикова, Таня и другие... Наши "усыпленные" смешно копали картошку , весело забрасывали мешки с зерном, лихо танцевали на вечере в этом же клубе... На наш взгляд, это было просто уморительно. В конце мы показали местных шоферов, играющих в домино и выпивающих местное зелье...
...Но публика юмора не поняла вообще! Колхозники приняли меня за настоящего гипнотизера. А когда я в конце сеанса показал свой коронный трюк с разрезанием шнура, который вдруг оказывается целым, зал потрясенно замер. И лишь одна дородная тетя, знакомая по зернотоку, с восхищением произнесла громким голосом: " Гоша такой! Он все может!!!"

... Славно мы поработали , пора приступатьк учебе!

  (Продолжение следует)
   


Рецензии