Банальность зла

Хочу рассказать об одном эпизоде из жизни тети моего товарища. Когда-то мы вместе работали на нашей бывшей родине и сохранили дружеские отношения по сей день. Описываемое событие имело место в Одессе в 1947 году и очень ярко и красочно, на мой взгляд, передает атмосферу жизни в стране в те проклятые сталинские годы. Его тетя, одинокая женщина, проживала в коммунальной квартире, в одной маленькой комнатке и работала на заводе простой рабочей. Однажды она опоздала на работу на 15 минут. Нормально, как обычно, отработала полный рабочий день, объяснив начальнику причину опоздания. Была задержана органами в тот же день после выхода за проходную завода. Её поместили в следственный изолятор. На следующее утро вежливый следователь провел допрос подследственной.
- Вы не станете отрицать, что опоздали на работу?
- Нет, не стану.
- Вы нарушили требования закона.
- Я знаю, но я полностью выполнила всю положенную мне работу. Претензий ко мне не было.
- Это не важно. Но как Вы допустили опоздание?
- Мой будильник не прозвенел.
- Почему?
- Не знаю. Обычно всегда звонил вовремя.
- Вы забыли его завести?
- Нет, не забыла.
- Вы его смазываете регулярно?
- Я не знала, что будильник необходимо смазывать.
- Занесите будильник мастеру.
- Хорошо. Занесу.
- Но если будильник не прозвенел, то глядя в окно Вы могли увидеть рассвет и понять, что уже время собираться на работу.
- Не могла.
- Это почему?
- В моей комнате нет окон.
На этом, дорогой читатель, государственный маразм в одной отдельно взятой стране, где “человек - человеку друг, товарищ и брат” не завершился. Следователь в своем предварительном решении постановил назначить компетентную комиссию по обследованию жилья подследственной. Комиссия в составе следователя, помощника районного прокурора и начальника ЖЭК провела осмотр жилья и убедилась, что окна в данной комнате, по данному адресу у данного жителя действительно отсутствуют. Был составлен соответствующий акт. Дело было закрыто. Её освободили. Без извинений. Коллега, рассказавший эту историю, был честным, принципиaльным и абсолютно надежным человеком. Он не стал бы говорить неправду. Тем не менее, я спросил своего отца-юристa об этой беспредельной мерзости и подлости государства. Он подтвердил, что в подобного рода негодяйстве и состояла типичная и каждодневная работа Советских “доблестных” и ”самоотверженных” следственных органов по выявлению “врагов народа” и всяких “вредителей”. "Увы, и к сожалению, в этой атмосфере страха и беззакония мы жили. Режим был преступным, сынок" - были его слова. 


Рецензии