Вестерн. Охота на слова

Толковый словарь Владимира Даля даёт слово ВЕСТ, но не даёт слова ВЕСТЕРН, поскольку время вестернов пришло чуть позднее.

ВЕСТ м. морск. запад; западный ветер. Вестовый, западный. Толковый словарь живого великорусского языка

Вестерн (англ. western, букв.: «западный») — направление искусства, характерное для США. Действие в вестернах в основном происходит во второй половине XIX века на Диком Западе — в будущих западных штатах США, а также в Западной Канаде и Мексике. Может включать в себя различные жанры, например, комедию, боевик, детектив, триллер и даже фантастику; вестерн характерен для кинематографа,  телевидения,  литературы,  живописи  и других видов искусства. Впервые появился в литературе, затем в кинематографе. В качестве кинематографического  жанра распространился из США на другие страны, которые постепенно создали свои собственные эквиваленты вестерна.
Наибольший расцвет вестерна пришёлся на середину XX века. С того же периода наметился заметный спад.
Примыкает к вестерну аргентинская литература гаучо и рассказы о европейских поселенцах в Австралии.
Вестерн, кроме литературного, изобразительного и ТВ-искусства — стиль верховой езды и вид конного спорта, широко распространённый во всём мире, особенно в США. Вестерн (конный спорт) состоит из множества дисциплин, а соревнования собирают огромное количество участников и зрителей. Из Википедии

В русской литературе первая реакция на американские романы о Диком Западе, пожалуй, чудесный рассказ Антона Чехова «Мальчики». Помню, нам читали рассказ в четвёртом классе и меня более всего рассмешил маршрут, по которому Володя и Чечевицын наметили бежать в Америку. Я отыскал этот эпизод.
«…они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.
— Сначала в Пермь... — тихо говорил Чечевицын... — оттуда в Тюмень... потом Томск... потом... потом... в Камчатку... Отсюда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив... Вот тебе и Америка... Тут много пушных зверей.
— А Калифорния? — спросил Володя.
— Калифорния ниже... Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом.»

Где Томск и где Камчатка? Как они решили преодолеть это пространство.  Я сидел на первой парте и часами изучал карту, вывешенную на доску, и мне было известно, где что находится. Если ехать на запад, то до нужной точки добраться можно быстрее.

 Чего же начитались мальчики? Что вдохновило их на столь далёкое путешествие?

По деталям чеховского рассказа можем определить. Читаем ещё один эпизод.

«Чечевицын весь день сторонился девочек и глядел на них исподлобья. После вечернего чая случилось, что его минут на пять оставили одного с девочками. Неловко было молчать. Он сурово кашлянул, потер правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил:
— Вы читали Майн-Рида?
— Нет, не читала... Послушайте, вы умеете на коньках кататься?
Погруженный в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос, а только сильно надул щеки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко. Он еще раз поднял глаза на Катю и сказал:
— Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут.
Чечевицын грустно улыбнулся и добавил:
— А также индейцы нападают на поезда. Но хуже всего это москиты и термиты.
— А что это такое?
— Это вроде муравчиков, только с крыльями. Очень сильно кусаются. Знаете, кто я?
— Господин Чечевицын.
— Нет. Я Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.
Маша, самая маленькая девочка, поглядела на него, потом на окно, за которым уже наступал вечер, и сказала в раздумье:
— А у нас чечевицу вчера готовили.»

Майна Рида и Фенимора Купера начитались гимназисты. К моменту написания рассказа Чехова эти писатели уже покинули наш  мир. Не знаю, как сегодня, я мы зачитывались романами этих писателей и только с годами поняли, что  вестерн – это такой жанр, где правда жизни не нужна, даже правдоподобия не требуется. Главное тут заманчивый сюжет, привлекательные эпизоды и яркий образный язык. Эти произведения изначально создавались для получения денег, то есть для продажи, и я помню, как в библиотеках на самом видном месте стояли собрания сочинений авторов, писавших весторны. И эти книги были очень востребованными.  После распада СССР именно эти книги в первую очередь выходили самыми большими тиражами. Но мода на них быстро прошла.

Местом действия вестернов обычно являются западные американские штаты, но не только. Перечислю некоторые:  Айдахо, Аризона, Вайоминг,  Вашингтон, Калифорния, Канзас, Колорадо,  Монтана, Небраска, Невада,  Нью-Мексико, Оклахома, Северная Дакота, Техас, Орегон, Южная Дакота, Юта.

Во многих названиях в этой части планеты я чувствую русские корни, а один из журналистов, освещавших олимпиаду в Солт-Лейк-Сити ( англ. Salt Lake City), рассказал, что участвовал во встрече с местными мормонами в штате Юта. Разговор шёл на английском, но он понимал всё, что говорили мормоны между собою на своём местном наречии. Их очень удивило, что их язык понятен  русскому журналисту.

А у меня при чтении романов Майна Рида, Фенимора Купера и Джека Лондона не раз возникало сомнение, не с русскими ли, жившими в согласии с природой и в дружбе с индейскими племенами,  воевали американцы, когда говорили о покорении Дикого Запада. Поэму Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (1855) в переводе Ивана Бунина (1898) я прочитал на одном дыхании и предложил прочитать отрывок «Трубка мира» на городском смотре художественной самодеятельности в марте 1960 года. Учительница литературы Агафья Федоровна Кириллова предложила мне прочитать со сцены речь Тараса Бульбы из повести Николая Гоголя. Я сделал выбор в пользу товарищества. Я не раз вспоминал именно этот отрывок, когда при поддержке правительств Германии, Польши, Франции и, конечно, США на Украине в 2014 году произошёл госпереворот, пролилась кровь. В Белоруссии до госпереворота не дошло, а на интервенцию Запад не решился. Путин сдержал.  И уже не решится Запад на захват Белоруссии. А судебные процессы над военными преступниками ещё впереди. Конечно, то, что случилось в Европе, в Азии и Африке после уничтожения Югославии никак нельзя соотнести с жанром вестерна. Время романтичных вестернов осталось в прошлом.

Время действия вестернов —приблизительно с 1860 года до окончания так называемых «индейских войн», последняя и которых бойня на ручье Вундед-Ни в 1890 году. Бойня на ручье Вундед-Ни (англ. Wounded Knee Massacre) была последним крупным вооружённым столкновением между индейцами лакота языковой семьи сиу и армией США.  Бойней впервые это столкновение назвал генерал Нельсон Майлз.


Некоторые вестерны используют тему Войны между Севером и Югом. Границы пространственно-временного периода также расширяются, чтобы включить Войну за независимость Техаса (1836) и Мексиканскую революцию (1910-е годы).

Важная характеристика вестерна — столкновение якобы примитивного и устаревшего уклада с новаторским, гейропейским  способом жизни. Сегодня всё  то же самое. Страны объединённого Запада, воинственные и вооружённые до зубов, зарятся на страны с богатыми ресурсами и придумывают небылицы о тиранах и диктаторах, подкармливают оппозицию.  Словом, врут, врут и врут, пока не завладеют ресурсами.   Если почитать  классиков марксизма в период Крымской войны 1853 – 1855 годов, то можно заметить, что на Россию они смотрели, как на еду, но страдали о тяжёлом положении народа. В общем,  конфликт характеров в литературных вестернах служил для того, чтобы оправдать право белого человека на земли индейцев.

В вестернах раннего исторического периода это обычно борьба индейцев с белыми переселенцами и американской кавалерией. В вестернах более позднего времени  — это борьба хозяев ранчо, поселенцев и стрелков с наступающей индустриальной революцией, давлением со стороны крупного бизнеса и централизацией политической власти на местах.

Популярные вестерны рассказывали о  жизни полубродячего искателя, обычно ковбоя или стрелка, его  атрибуты - одежда соответствующего исторического периода: шляпа, шейный платок, сапоги, шпоры, револьвер или винтовка, седло и, конечно, лошадь. Верный конь нередко становился  важным элементом сюжета. Они не могли долго сопротивляться регулярным армиям, которые захватили весь Дикий Запад.

И сегодня, в канун очередных президентских выборов в США, именно «Дикий Запад», то есть восточный берег Тихого океана оказался в центре всеобщего внимания. В период подготовки к двум штурмам Белого дома 2020 года в сети всплывала информация о создании из трёх тихоокеанских штатов и одного канадского штата с центром в Ванкувере  королевства Британская Америка, или Американская Британия.  Назывались имена будущих монархов. В Сиэтле создавалась так называемая Капитолийская зона, где отменялись все законы человеческого общежития. Перспектива пугала. Но… Штурмы Белого дома не удались. Кандидаты на роль  короля и королевы скрылись из информационного пространства. Власти с помощью военных прикрыли «капиталийскую» вольницу. Калифорния горит, и армия США привлечена к тушению лесных пожаров. А Россию вновь пытаются обвинить во вмешательстве в президентские выборы.

Для справки.

Н. В. Гоголь

«Тарас Бульба». Речь о  товариществе.

— Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Всё взяли бусурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а.. . — сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который жёлтым чёботом своим бьёт их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так умирать!. . Никому, никому!. . Не хватит у них на то мышиной натуры их!


Рецензии