***

Её звали Марта. Она была красива и юна. У неё были большие голубые глаза и чувственные пухлые губы. Волосы она завивала, и кудряшки щекотали ей плечи. Красота её была проста, не таилась нигде, не пряталась, она была как бы напоказ. И не надо было вглядываться или влюбляться, чтобы признать эту девушку красивой.

С делом жизни всё тоже обстояло просто. Она как все красивые девушки подалась в актрисы и, надо сказать, играла совсем не дурно. Но более старшие коллеги по ремеслу то и дело перешёптывались, что ей не хватает наставника. А Марта всем сердцем хотела стать актрисой и пустилась в поиски.

Больше всего она восхищалась двумя мастерами. Один был яркий, именитый актёр, оставивший карьеру лицедея и занявшийся фотоискусством. Второй – трудолюбивый, востребованный сценарист.
Фотограф был статен, остроумен, дьявольски красив, охотник до славы и богатства. Писатель обходил публику стороной и посвящал всё время и душу работе.

И оба мужчины прониклись ответной симпатией к Марте. Фотограф любовался её привлекательной наружностью и желал заполучить её к себе в модели. Писатель разглядел талант и искреннее желание постичь мастерство. У обоих она спрашивала совета. Оба же отвечали по-разному.

Фотограф восклицал: «Хочешь быть актрисой? Забудь, что ты актриса! Тебя нет, ты не существуешь! Ты героиня. Ты она. Твоя жизнь - её жизнь! Проживи эту жизнь, чувствуя её сердцем, видя её глазами. Только так ты достигнешь высоты!».

Писатель говорил: «Опасно нырять в героиню. У тебя прекрасная возможность смотреть со стороны. Ты, как Бог, видишь её внутренние мотивы, недоступные постороннему глазу. Донеси их до зрителя. Только тогда тебе станут сопереживать».

Марта разрывалась между мастерами, не зная, что делать. Более напористый и властный фотограф наложил на неё свои лапы. Он взялся помогать ей стирать её личность, заставляя примерять невероятное количество образов перед камерой. «Сотрись, сотрись» - приговаривал он. Он просил её делать то, что сама Марта никогда бы не позволила себе сделать. «Но что смогла бы сделать героиня, в которую Марте нужно превратиться» - успокаивал Марту фотограф.

Глядя на снимки фотографа, можно было проследить, как куда-то убегает, уносится прежняя Марта, и как потом её не остаётся совсем. Писатель, зная, что фотограф делает с Мартой, поначалу пытался её переубедить. Что без себя, без своей личности, своих внутренних границ и принципов, она никогда не станет великой актрисой.

«Да Бог с ней, с великой актрисой, ты никогда не сможешь стать счастливым человеком». Но девушка с остатками Марты на лице и теле гневно трясла головой. А потом совершенно чужой походкой торопилась к фотографу.

Некогда знаменитый актёр стал знаменитым фотографом. А прославился он своими необычными, провокационными снимками. На богатом фуршете в честь юбилейной выставки была и сама Марта. Она стояла в малиновом платье с открытыми плечами с бокалом шампанского. Помада того же цвета лежала на её губах. Взгляд Марты блуждал по стенам, откуда на неё в ответ взирали десятки её лиц. Карьера актрисы у неё так и не сложилась, но она стала любимой моделью фотографа, который мял из неё, как из пластилина, всё, что ему хотелось.

Марта наивно ожидала, что, увидев её в зале, гости скажут ей хотя бы пару слов. Не узнать её было невозможно, ведь на всех фотографиях была она.

Но никто даже не взглянул на неё. Восторженные, с широкими улыбками и светящимися глазами, гости и журналисты облепляли фотографа, хвалили необычность и индивидуальность его работ. Марта с ужасом осознала, что на всех снимках её нет, её нет, там только ОН. Там то, что ОН хотел сказать, то, что ОН хотел изобразить. И хоть с каждой фотокартины глядит её лицо, даже это лицо принадлежит не ей, а ЕМУ.

Выронив бокал, Марта побежала к выходу, громко рыдая. Но никто даже не обернулся и не посмотрел ей вослед.


Рецензии